Смекни!
smekni.com

Задачи работы: определить особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации, охарактеризовать краеведческий музей как объект экскурсионного показа (стр. 1 из 5)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации. 4

1.1. Музейная экскурсия: эволюция, понятие. 4

1.2. Классификаций музейных экскурсий. 7

1.3. Специфика обзорной экскурсии и методика ее разработки. 10

2. Краеведческий музей как объект экскурсионного показа. 13

2.1. Краеведческий музей. Общая характеристика. 13

2.2. Экспозиция как объект обзорной экскурсии. 16

2.3. Экскурсионная деятельность музея: плюсы и минусы.. 20

2.4. Потенциальные адресаты музейной экскурсии. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в гуманитарном знании и общественном восприятии культуры все большее значение приобретает феномен наследия.

Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия "музей как социокультурный институт" и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности.

Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.

Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.

Экскурсия - это коллективный просмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Объект исследования – музейная экскурсия.

Предмет исследования – музей.

Цель работы – охарактеризовать экскурсионную деятельность музея.

Задачи работы:

1. определить особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации,

2. охарактеризовать краеведческий музей как объект экскурсионного показа

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации

1.1. Музейная экскурсия: эволюция, понятие

Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий. Из истории зарождения музейной экскурсии Начало экскурсионной работы в Эрмитаже связано со студенческим движением, но не с политическим, а с культурно-просветительным его направлением. В музее еще не было специальных экскурсоводов, когда по инициативе студентов Петербургского университета в 1910 г. был организован Эрмитажный кружок, который занялся изучением музея, чтобы впоследствии проводить экскурсии для рабочих. Среди членов кружка был Н.П. Анциферов, так описывавший эти занятия: «Мы совместно осматривали какой-нибудь отдел Эрмитажа и намечали ряд трудных для нас проблем. После этого приглашали специалиста-профессора, который проходил с нами в соответствующие залы... После работы с профессором один из членов кружка должен был взять на себя разработку темы, объединяющей группы залов, и показать эти залы уже в качестве руководителя... После такого осмотра мы выделяли наиболее ценные объекты для экскурсионного показа...

От витрины к витрине, от статуи к статуе, от саркофага к саркофагу медленно переходили мы, стараясь вникнуть в их безмолвную речь, смысл которой мы хотели понять» (Анциферов Н.П., 1992, с. 202-204). Дебют кружка не был, однако, связан, с рабочими экскурсиями. Первые экскурсии в Эрмитаже были проведены для учителей. В 1913 г. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд учителей, президиум которого обратился в музей с просьбой провести экскурсии для его участников. Дирекция Эрмитажа переадресовала эту просьбу студентам, которые несмотря на мучительное волнение («У меня было чувство воина, принявшего участие в генеральном сражении», – вспоминает Анциферов), прекрасно справились со своей задачей. Итак, экскурсионная работа Эрмитажа начиналась с акции дилетантов, которые, однако, отнеслись к своей деятельности весьма профессионально. В основе студенческих экскурсий лежала большая подготовительная работа по изучению материала, отработке маршрута и методике показа материалов.[1]

Только после революции, в ноябре 1918 г. в Эрмитаже были установлены первые дежурства профессиональных экскурсоводов для обслуживания посетителей. Становление экскурсионной деятельности в Государственном Историческом музее происходило более традиционным путем (он изложен в книге Н.А. Воскресенской «Музей и школа», М., 1923). «Необходимость освещения коллекций живым словом», как пишет названный автор, начала осознаваться музеем достаточно рано. В 1890-х гг. разъяснения «любопытствующим» посетителям давали товарищ председателя музея И.Е. Забелин, ученый секретарь В.И. Сизов и другие специалисты, но 1901 г. стал переломным в работе музеев с аудиторией. Как свидетельствуют отчеты музея, именно в этом году музей впервые начинают посещать многочисленные группы учащихся и учащих, приезжающие даже из отдаленных районов России для подробного знакомства с коллекциями. Подобный интерес к музею со стороны объединенных групп посетителей – несомненное следствие набиравшего силу экскурсионного движения – стимулировал музейно-экскурсионную деятельность. Эпизодические разъяснения «любопытствующим» постепенно заменяются систематическими экскурсиями. С 1915 г. в музее проводятся специальные занятия с педагогами. В 1918 г. в Историческом музее организуется Отдел показательной части, функцией которого является обслуживание экскурсионных групп (в 1920-е гг. он стал называться Отделом популяризации музейных собраний). Заслуживает внимание тот факт, что в состав отдела входили специалисты-педагоги. После организации отдела число экскурсий начинает, как свидетельствует Н.А. Воскресенская, неизменно повышаться. Мы можем отметить нечто общее в становлении музейной экскурсии в двух крупнейших музеях России, что, видимо, отражает общие тенденции развития музейно-экскурсионной деятельности.

Во-первых, стимулом ее стали потребности школы, осваивавшей экскурсионный метод преподавания: первые музейные экскурсии проводились для учителей и учащихся. Во-вторых, окончательное оформление этой деятельности, появление в среде специалистов профессионального экскурсовода происходило на волне дальнейшей демократизации музея, вызванной революционными преобразованиями. Не случайно 1918 год – общая для Эрмитажа и ГИМ дата начала систематической экскурсионной работы. Он отмечен ростом числа экскурсантов, несмотря на внешние весьма неблагоприятные условия: холод и голод, расстройство транспорта, эпидемии и пр. Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий. Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения.[2]

Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм, основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных – руководством служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности» для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые готовит музейный педагог.

1.2. Классификаций музейных экскурсий

Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения – по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме). Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность. [3]

Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части; по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).