3. ВЫПЕЧКА
Первый хлеб человек выпекал в золе костра или очага. Такая технология до сегодняшнего дня сохранилась во многих регионах земного шара, причём для изделий в основном из пресного теста: например, так делают лепёшки некоторые группы населения Ирана, арабы-бедуины, жители многих стран Латинской Америки, отдельных районов Индии и ряда африканских государств. В Непале и Бангладеш тесто из рисовой муки жарят в золе на банановом листе; ещё недавно так же, только на капустных листьях, готовили круглый кукурузный хлеб боронья на севере Испании. Домашние чуреки в Турции, тонкие кукурузные лепёшки тортилъяс в Мексике выпекают на раскалённых камнях. В недалёком прошлом раскалёнными камнями пользовались шотландцы и ирландцы, ставя на них специальные хлебные решётки-треноги (позже их сменили сковороды). За
пределами Европы широко используются и хлебные печи, которые повсеместно — в Сибири, Средней Азии, на Кавказе и в целом в Передней Азии, в Индостане — располагаются вне жилого помещения. В этих печах, носящих у разных народов названия «тандыр», «тенур», «тамдыр», готовят преимущественно хлеб из кислого теста. Тандыр представляет собой корчагу (большой глиняный горшок) без дна, примазанную к стене помещения либо врытую в землю. В неё закладывается топливо (бурьян или верблюжья колючка, дающие сильный жар, а также кизяк). Когда стенки печи достаточно накалятся, к ним прилепляют лепёшки при помощи соломенных кружков либо подушек из тряпок или войлока и закрывают отверстие до готовности хлеба.Хлеб бывает повседневным и праздничным. Различия между двумя этими категориями могут сводиться к типу муки, теста, выпечки. Ассортимент праздничных хлебных или мучных изделий у разных народов настолько богат, что практически не поддаётся описанию. Особая выпечка предназначалась к свадьбе, рождению ребёнка, различным религиозным праздникам (пасхальный кулич у славян, ритуальные хлебцы у мусульман накануне Курбан-байрама, жаворонки у русских ко дню Сорока мучеников и т.д.). С древнейших времён хлеб был символом того, что составляет содержание жизни человека, — не случайно слово «хлеб» в очень многих языках употребляется в значениях «достаток» («тяжело добывать свой хлеб»), «доля», «судьба» («вкушать горький хлеб изгнания»). Кроме того, хлеб ассоциировался и с духовной пищей, как, например, двенадцать хлебов Ветхого Завета, которые по субботам возлагались священниками в скинии и Иерусалимском Храме. На Древнем Востоке хлеб не резали, а ломали, и «преломление хлеба» стало означать совместную трапезу, которая постепенно была духовно переосмыслена как некое коллективное сакральное действо.
4. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
У всех народов-землепашцев зерно и хлеб были символом домовитости, семейного очага, предметом поклонения. В сказках и былинах зерно и хлеб, а с ним и все изделия из теста непременный атрибут пиров, символ богатства и благополучия. Хлебом и солью встречали дорогих гостей, блинами провожали зиму и приветствовали весеннее солнце, без пирогов не справляли праздники. Сказки, пословицы и поговорки рассказывают о веселом и добродушно-хитром Колобке, сладком пирожке, румяном хлебе. Вот как «Домострой» описывает пищу простых людей в XVI-XVII вв.: «В мясные дни хлеб решетный, щи густые с салом…, а в ужин щи, да молоко или кашка. А в постные дни щи, да кашка жидкая, иногда с соком (маковым-Н. К.), а иногда горох, капуста, толокно. А в воскресенье и праздники к обеду или пироги, какие… сельдевая кашка…».
В настоящее время в русской кухне изделия из хлеба по-прежнему занимают большое место. Такое широкое применение их обусловлено не только традицией, но и высокой питательной ценностью.
5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: