Смекни!
smekni.com

1. исторические особенности социальной организации аборигенов австралии 5 (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Исторические особенности социальной организации аборигенов Австралии 5

1.1. Основные социальные группы.. 5

1.2. Система родства коренных жителей Австралии. 9

2. Культура и религия коренного населения Австралии. 12

2.1. Религиозные убеждения коренного населения Австралии. 12

2.2. Тотемизм коренного населения Австралии. 15

2.3. Музыка и танцы коренного населения Австралии. 17

2.4. Творчество коренного населения Австралии. 18

3. Современные проблемы развития коренного населения Австралии. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 26

ВВЕДЕНИЕ

Австралия (Австралийский союз) – это государство, шестое в мире по площади, занимающее целый материк Австралия, остров Тасмания и еще несколько островов Тихого и Индийского океанов. Австралия является стремительно развивающейся страной высокого уровня жизни, занимающей по многим мировым рейтингам второе-третье место по основным показателям – ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровню образованности населения и уровню реальных доходов населения.

Большинство населения в стране – это потомки иммигрантов XIX и XX веков из Великобритании и Ирландии. Также в Австралии проживает около 230 тысяч иммигрантов с территории бывшего СССР, (из которых русские – около 52 тысяч). Коренные жители (аборигены) составляют малую часть населения Австралии (около 228 тысяч человек или 1,5 % от общей численности населения), проживающих большей частью в глубинных районах страны.

Коренное население Австралии (аборигены) – является самой древней из живущих на Земле цивилизаций, причем одной из наименее изученных. Представители этой цивилизации образуют отдельную расу – австралоидную расу. Длительное время в резервации коренного населения Австралии в отдаленных пустынных частях континента не допускались посторонние. Даже перепись населения Австралии не учитывала аборигенов.

В 1869 году в штате Виктория были приняты законодательные нормы, защищающие права аборигенов Австралии – «Акт защиты аборигенов». Коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение по территории только в 1967 году в результате всенародного референдума.

Актуальность исследования социальной организации коренного населения Австралии подчеркивается тем, что у части племен аборигенов сохранился образ жизни, не имеющий отличий от того, который они вели в течение многих тысячелетий – в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи. Язык австралийских аборигенов включает шесть языковых групп, множество диалектов (большинство из которых не имеет своей письменности) и не похож ни на один другой.

Целью работы является рассмотрение механизмов взаимодействия коренного населения Австралии с его социальным окружением.

Для достижения данной цели, решаются следующие задачи:

– анализ общественного строя австралийских аборигенов;

– изучение религиозных верований, обрядов и традиций коренных австралийцев;

– исследование проблем развития и социальной адаптации.

Объектом исследования является коренное население Австралии. Предметом исследования является социальная организация аборигенов Австралии.

Проблемы коренного населения Австралии рассматривались многими учеными, такими как Авдеев А.А., Артемова О.Ю., Бутинов Н.А., Кабо В.Р., Поликарпов В.С., Радклиф-Браун А., Роуз Ф. и др., однако многие вопросы остались малоизученными.

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ

1.1. Основные социальные группы

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Племена, посещающие друг друга, имели одни и те же обряды инициации и образовали взаимобрачующуюся группу.

А. Радклиф-Браун в своей работе «Заметки о социальной организации австралийских племен» определил типичную австралийскую общину, или локальную группу, как общественную форму, обладающую следующими признаками:

1) принадлежность к группе связана с происхождением и совместным проживанием, ребенок входит в группу отца и является членом его рода;

2) в большинстве случаев локальные группы экзогамны и вирилокальны, женщина, вступая в брак, покидает свою группу и присоединяется к группе мужа;

3) локальная группа состоит из мужчин и незамужних женщин, принадлежащих к группе по рождению, а также жен, в большинстве своем пришедших из других групп;

4) локальная группа владеет определенной территорией со всеми ее естественными ресурсами, это основная землевладеющая общность; добывание пищи на земле локальной группы без ее разрешения не допускается;

5) мужчина обычно не покидает свою группу и не становится членом другой, в нормальных условиях он остается членом своей группы от рождения до смерти;

6) локальная группа независима и автономна во всех своих делах и в отношениях с другими группами;

7) как правило, локальной группе принадлежит несколько тотемических центров, расположенных на ее территории и основанных, как верят аборигены, в незапамятные времена мифическими существами – тотемическими предками [17, с. 633].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

1.2. Система родства коренных жителей Австралии

Семья – полигинно-героитократическая, по определению, Ф. Роуза, «являлась одним из фундаментальных традиционных институтов, через который оформлялись и проявлялись производственные отношения в обществе австралийских аборигенов» [18, с. 39].

Аборигены рассматривали женщин не как «объект противоположного пола», а как весьма ценных производителей необходимой, фактически в количественном отношении преобладающей части потребляемой пищи, и во-вторых, женщины были воссоздателями (по своей биологической природе) главной производительной силы – самих мужчин и женщин.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Следует отметить, что, факт наличия двух частей (у Бутинова – половин) австралийского племени вовсе не означает изначальности дуальной организации, как союза двух племен или общин с целью продолжения рода. Локальная группа в австралийских племенах, вероятно, является социальной интерпретацией матрифокальной группы предчеловеческого сообщества, этим и можно объяснить ее экзогамию.

В пределах семьи и локальной группы существовали довольно прочные связи, фактически распространяющиеся за пределы племени. Эти связи укреплялись на основании уверенности, что родственники могут иметь различные воплощения в зависимости от местности и поэтому их трудно распознать. Близкими родственниками, одного уровня, считались некоторые родственники одного поколения. К примеру, братья отца приходились отцами, а не дядьями, а их дети по мужской линии братьями, а не кузенами. Сестры матери считались матерями и их дочери сестрами (с другой стороны, сестры отца и братья матери считались тетками и дядьями).

Многие родственники объединялись одним названием. Внутри каждого племени, группы родственников имели свое определенное название и отличались присущими только им обычаями.

Социальные взаимоотношения и модели личного поведения аборигенов Австралии были четко предопределены системой родства. Регулированию подвергался не только выбор подходящего партнера для брака, но и другие взаимоотношения в повседневной жизни. Например, в соответствии с законами племени, в ряде случаев абориген должен был избегать контактов с определенными людьми (существовал обычай не допущения общения зятя с тещей).

Таким образом, сезонная адаптация образа жизни и занятий, подвижность, ритмичная изменчивость величины объединений от сравнительно крупных общин до небольших хозяйственных групп и отдельных семей – все это было свойственно аборигенам Австралии еще в доколониальный период. Подобное явление характерно для первобытных охотников, рыболовов и собирателей и других частей света.

Привязанность аборигенов Австралии к земле, к территории расселения общины и рода имело глубокую и сложную экономико-идеологическую основу и нередко находило выражение в определенности и незыблемости границ общинной территории.

2. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ АВСТРАЛИИ

2.1. Религиозные убеждения коренного населения Австралии

В соответствии с религиозными убеждениями коренных жителей Австралии, весь мир, человек, животные и растения были созданы некими сверхъестественными существами, которые впоследствии исчезли, возносясь на небо или уйдя под землю. По мифологии австралийцев, возникновение человека и существующего мира произошло во Времена Сновидений, когда в результате серии деяний сверхъестественных существ изменился физический ландшафт, а человек приобрел свой нынешний облик. Времена Сновидений закончились после того, как все сверхъестественные существа покинули поверхность земли. В племенных ритуалах периодически возрождалось мифическое прошлое, воспроизводились события начала времен.

Мир с точки зрения аборигенов Австралии – это был мир, в котором они живут и мифологическую историю которого они знают. За пределами этого знакомого мира находились незнакомые, опасные земли, населенные таинственными и враждебными призраками и колдунами. Аборигены опасались заходить, даже не в одиночку, на незнакомые территории. Эти чужие земли не принадлежали к их «миру» и, поэтому, все еще пребывали в состоянии, предшествующем эпохе «творения».

В то же время, если существовала уверенность, что самый бесплодный и однообразный ландшафт был создан (или трансформирован) сверхъестественными существами, племя с уверенностью оставалось на этих землях, так как эта земля была в их понятии «священна».