· опыта ценностного отношения к миру.[50]
Знания, усвоенная информация помогает человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведением человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Это составляющая определяет направленность действий обучавшегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.[51]
В театре занятия построены таким образом, что бы учитывались все составляющие содержания образования.
Безусловно, в процессе подготовки к спектаклю, а зачастую и в написании сценария, учащиеся расширяют объем своих знаний, меняются их представления об окружающем мире, действительности, обществе, природе. Каждый из участников коллектива задействован в сборе и обработке материала – основы сценария, получаемая ими информация выходит за рамки школьной программы. Выбирая темы спектаклей, мы ориентируемся на мало освещенные исторические события и, как правило, они очень интересны детям, что гарантирует их активность в подготовке. В 2005 году к юбилею Великой Победы был поставлен спектакль о детях эвакуированных из блокадного Ленинграда в наш город «Мира сиреневый остров». Тема этого спектакля не отражена в школьной программе о Великой Отечественной войне, тем более что у двух ребят из коллектива бабушки были в числе тех детей, которых привезли из Ленинграда. Подготовка к спектаклю прошла на едином дыхании. Работа с архивными материалами, воспоминания современников тех событий, воссоздание обстановки детского дома, быта, сбор литературных произведений по воспоминаниям блокадников, подготовка музыкального оформления спектакля, сбор костюмов, изготовление декораций – все это ребята выполняли самостоятельно, понимая свою ответственность перед историей и перед зрителями, до которых они собрались донести всю боль и горечь тех событий. По нашему мнению, самым ценным в их работе является то, что ни одно стихотворение, ни один монолог, ни одна песня не были исполнены без личного отношения, каждый участник спектакля пережил весь ужас тех событий на сцене, забывая о том, что он всего лишь играет эту роль.
Работа педагогов театра является продолжением дела школы. Используются те же приемы, что и в образовательном процессе: выучивание наизусть, пересказ, чтение стихов, в соответствии с особенностями этого вида внеурочной деятельности – основы актерского мастерства. В театр приходят абсолютно все желающие заниматься, никаких критериев отбора не существует.
Репетиции проводятся несколько раз в неделю, в зависимости от близости премьерного дня их количество увеличивается. Кроме групповых, проводятся и индивидуальные встречи с педагогами. За основу были взяты программы театральных вузов.
Занятия по сценической речи проходят совместно с логопедом. В ходе работы ребята оттачивают дикцию с помощью различных скороговорок и методик. Трудно не согласиться с тем, что уметь красиво говорить очень важно и в дальнейшей взрослой жизни.
Занятия по сценическому движению и хореографии проходят с профессиональным хореографом. На этих занятиях ребята учатся красиво двигаться на сцене, чувствовать ее пространство, быть уверенными в своих действиях, работать с партнером по мизансцене, гармонично владеть своим телом, быть органичным. Не заменимы в этом и занятия по хореографии. С их помощью развивается пластика, чувство ритма и такта. Ценным для них является и то, что они знакомятся с народными и классическими танцами, разучивают их.
Основными являются занятия по актерскому мастерству. С их помощью ребенок получает тот профессиональный минимум, который поможет ему донести до зрителя все, что он хочет сказать со сцены. Получение данного опыта, позволит подняться на первую ступень творчества.
Чтобы не быть голословными, приведем пример программы одного из театральных занятий.
Первая часть занятия проводится в течение 40 – 45 минут педагогом совместно с музыкальным руководителем. Она построена на сочетании упражнений по технике речи, индивидуальному и ансамблевому пению. Упражнения по технике речи разработаны в соответствии с «Комплексным методом воздействия на голосово-речевой аппарат». Этот метод – плод многолетних исследований и практической работы преподавателей кафедры сценической речи Санкт-Петербургской театральной академии.
Насос
Ритмичные наклоны назад, вперед, сопровождаемые полным «закрытием» и «раскрытием» рук на уровне груди. Особенность движений в том, что в момент вдоха «закрытые» руки препятствуют наполнению воздухом легких, что создает дополнительное усилие, способствующее развитию правильного дыхания. Подобный характер носит упражнение Мельница, где руки более активны.
Голосовой мячик
Учащимся раздаются мячики для игры в лаун-теннис. Вместе с бросками мячом в пол они повторяют «формулу гласных», обрамленных сначала сонорными, а потом взрывными согласными: (мум, мом, мам, мэм, мим, мым, потом – пуп, поп, пап, пэп, пип, пып). С каждым броском ударение переносится на следующий слог, дети проходят замкнутый круг гласных). То же упражнение выполняется с бросками мяча в потолок и стены. Задача педагога проследить, чтобы звук-мяч доставал обозначенной преграды, не был бы чрезмерно громким или тихим, шел бы не только через грудные резонаторы, а наполнял бы все тело играющих. Особенно часто встречаются ошибки, связанные с чрезмерным напряжением мышц шеи и ног.
Пробивка резонаторов
Ученики становятся в затылок друг другу и, «мыча», постукивают стоящего впереди ребрами ладоней по спине и бокам. Педагог следит за «вибрацией» - озвучиванием тела, за глубиной и высотой тона, обращает внимание на мышечные зажимы.
Здесь приведены лишь некоторые упражнения, входящие в разминку. Большая роль в ней отводится музыкальному руководителю. Кроме ритмического тренинга, вокала, он работает с группой над освоением элементов различных жанров пения (джазовое, классическое, рок-пение). Именно благодаря этому наши ребята имеют представление о понятиях мягкой и твердой атаки, синкопе и тому подобном. То же относится и к ритмической разминке, когда игра строится на ритмах, присущих разным направлениям музыкального искусства. В нее часто включаются труднопроизносимые сочетания букв, работа над которыми сродни овладению элементами сценической речи (быстрое ритмическое произнесение гласных в сочетании с межзубными согласными и т.п.). Кроме того, ученики сами задают ритмический рисунок, который другие должны воспроизвести, добавив к нему свое продолжение.
Отдельно стоит сказать, что музыкальный руководитель уделяет внимание и общему развитию музыкальной культуры детей. Он играет фрагменты различных музыкальных произведений, которые дети разбирают и комментируют, с точки зрения их формы и содержания. После перерыва группа приступает к работе по актерскому мастерству, в ходе которой большое внимание уделяется пластике, как составной части сценического движения.
Лабиринт
Упражнение на координацию движений и эмоционально-ассоциативную память. Из стульев и других подручных средств группа строит лабиринт с несколькими изгибами и тупиками. Педагог предлагает всем учащимся пройти с открытыми глазами по лабиринту, запомнить все детали пути, включая поскрипывание половиц и т.д. Потом каждый ученик проходит лабиринт самостоятельно, уже с завязанными глазами, руководствуясь только памятью движений, сделанных им при пробном прохождении маршрута лабиринта.
Imagine! (Вообрази!)
Глядя на ковер, покрывающий пол класса или на стену, группа представляет себя экипажем подводной лодки или космического корабля, наблюдающим глубины океана или поверхность Земли из космического пространства через иллюминатор. Кто-либо начинает рассказ о том, что он видит, другие подхватывают, дополняют или опровергают говорящего. Фантазия в этом упражнении должна цепляться за конкретные детали, существующие реально (разводы и бугры краски могут стать очертаниями гор, неровности, швы ковра – линиями рек или оврагов, рисунок на нем – контурами городов или подводными рифами и т.д.). Педагог, выступающий в роли командира экипажа, лишь направляет фантазию в русло заранее обговоренных обстоятельств, не давая ей расползаться «вообще». Возможно проведение «вылазки в открытый космос» или в «подводный мир». Группа надевает воображаемые скафандры или гидрокостюмы, и выходит на прогулку, связанную с исследованиями или ремонтом корабля, пытаясь пластически соответствовать физическим законам среды пребывания (легкость невесомости, ощущение водной среды). Упражнение не рекомендуется проводить более 7-8 минут, так как нельзя долго держать в напряжении детскую фантазию. Легко возбуждаясь, она может и очень скоро угасать, а в этом случае упражнение теряет всякий смысл.