Смекни!
smekni.com

I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе (стр. 17 из 22)

Веры участников этюда в те обстоятельства, которые они сами себе нафантазировали, важнее подробного проживания ситуации, тем более что, с точки зрения взрослых, ситуация – явно «липовая». Но именно так, «липово», дети играют в войну, в дочки-матери, веря в дальнобойность своего пистолета, сбитого из двух кривых палочек. Постараться сохранить это ощущение детской игры в этюде – очень непростая задача. В этом деле полезно бывает найти ту «точку опоры», с помощью которой можно, по выражению Архимеда, «перевернуть Мир». Такой точкой может стать внутренний монолог. Дело в том, что у детей в момент игры он очень развит, и их «бух-бух!», «бабах!» – ничто иное, как внутренний монолог. Причитания девочек над куклой, «не желающей укладываться спать», - диалог девочки – «матери», с одной стороны, и куклы, с другой. Но, в итоге, это – внутренний монолог актрисы, играющей мать. Дети не склонны озвучивать свой внутренний монолог в присутствии педагога или других зрителей. Они испытывают естественное стеснение. Поэтому позволим себе привести один из способов, как, без ущерба для самолюбия ребенка, можно помочь ему проявить свой внутренний монолог: ученик начинает исполнение своего этюда. Педагог приглашает другого ученика рассказать то, о чем сейчас думает играющий по ходу этюда. Как правило, через несколько секунд после начала рассказа играющий «взрывается». «Нет! Я не об этом сейчас подумал!» Так, играющий непроизвольно начинает мыслить вслух и перестает стесняться своего внутреннего «Я». Разумеется, такая схема срабатывает далеко не всегда.

9. Животные

Без всякой натяжки можно сказать, что это и есть любимое упражнение тех групп, с которыми приходилось иметь дело за эти годы. Дети готовы приносить своих «животных» на каждый урок, каждый раз новых. Кроме общеизвестных требований к упражнению, необходимо отметить, что «животных» нельзя «показывать», надо прожить небольшой отрезок реального времени «в их шкуре», наполнить его физическими действиями, событиями, которые надо воспринимать уже не только от своего лица, а «по-звериному». Дети же часто довольствуются именно «показом». Поэтому педагогу стоит несколько раз выйти на площадку и сыграть то или иное животное, дав группе наглядный пример для работы. Вообще, дети, стоит сказать, испытывают, куда большее доверие к педагогу – практику, который не считает обременительным для себя участвовать в упражнениях, чем к учителю-лектору, руководящему группой из «зрительного зала». Подражание заложено в творческой природе ребенка-артиста и, право же, лучше стараться давать ему наиболее содержательные, точные примеры.

Выбор пути определяется знанием материала, вообра­жением, интуицией, чувством времени, сосредоточен­ностью и расчетами. И, конечно, полным единодушием с режиссерским замыслом.

Упражнение очень полезно в смысле развития понимания пластики, как составной части характерности. «Тигриная походка», «воловий взгляд», «обезьяньи руки», «баранья осанка» – выражения, обозначающие не просто определенные пластические схемы и ритмы, но и определенное состояние души.

Дети – не актеры. Они не обладают ни тонкой актерской техникой, ни запасом актерского темперамента, которого хватает профессионалу на годы, на многократное исполнение одной и той же роли, зато они обладают другим уникальным достоинством – искренностью, верой, правдой переживания ситуации, юношеской энергией, радостью игры. Режиссер-педагог, работающий с детьми, должен, поэтому уметь создавать с ними «шедевры» совсем иного рода: атмосферу открытости и глубоких переживаний, царящую на спектакле, когда ученики одного и того же класса на сцене и в зале говорят о том, что их волнует, делятся своими переживаниями с помощью языка театра; становление индивидуальности своих воспитанников путем объединенных усилий их самих, их товарищей по коллективу и педагога.

В нашем театре репетиция – всегда очевидная и в большинстве случаев приятная необходимость. Даже при крайней усталости ребята всегда чувствуют сами, можно ли считать эту сцену готовой. А когда у них нет уверенности, для них очень важно мнение об этом режиссера. Так повелось, что мы прекращаем работу по обоюдному согласию, посоветовавшись друг с другом. Излишне упоминать, что практически каждое действие юных актеров на репетиции понимается и принимается ими; разумеется, мы не входим в бесконечные разъяснения по каждому мелкому поводу – наши актеры доверяют режиссеру, но они никогда не совершают бессмысленных действий, а если не понимают назначения чего-либо, то, не колеблясь, спрашивают. Уже говорилось, что их собственный вклад в каждую сцену весьма значителен, так как сцена рождается из обсуждения и проб.

Попадая на сцене в ситуацию, выходящую за рамки приобретенного жизненного опыта, вживаясь в образы, ребенок пропускает через себя жизнь играемого персонажа. С помощью творчества ребенок получает тот необходимый минимум умения решения новых для него проблем, с помощью которого и происходит развитие способностей к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого опыта, что в полной мере соответствует понятию содержания образования по И. Я. Лернеру. Идет осмысление поступков героя, его жизненных принципов и убеждений, его положения в обществе. Безусловно, это очень важно, научиться давать оценку людям и их поступкам не по первому впечатлению, а проанализировав все обстоятельства, условия, особенности личности. В этом ребенку помогает опыт репродуктивной деятельности, таким образом, все те занятия, которые проводятся с членами коллектива не проходят для них бесполезно.

Занятия театрализацией позволяют формировать опыт ценностного отношения к миру. В процессе изучения исторического материала к новому спектаклю, ребенок учится мыслить самостоятельно, давать независимую оценку событиям и поступкам политических деятелей, с уважение относиться к прошлому своего народа и народам других стран. Раскрывая грани неизвестного, нового у ребенка возникают отношения, которые находятся на более высоком уровне, чем позволяет сформировать их школа, происходит смена системы ценностей. Таким способом формируется толерантность, уважительное отношение к традициям мировой культуры, истории нашего государства, собственной семьи и коллектива в котором ребенок проживает большую часть своего времени.

Таким образом, можно сказать о том, что театрализация как способ организации внеурочной деятельности, отвечает всем современным требованиям содержания образования. Расширяя свой кругозор, творчески реализуясь в театральной деятельности, вступая во взаимоотношения разного уровня: с культурой в целом, с ровесниками, со взрослыми личность гимназиста развивается, он становится толерантным, общительным, способным творчески решать поставленные перед ним задачи, готовым принять решения и отвечать за них, что соответствует модели выпускника гимназии.

Описание опыта становления и развития театра гимназии № 2 «Мельпомена» показал привлекательность театрализации как формы организации внеурочной деятельности на практике. Само существование такого театра в нашем городе уже является уникальным, вед этот коллектив работает уже 7 лет, а опыт создания такой детской организации в школе еще не был повторен.

Заключение

Современный этап развития исторического образования характеризуется переходом в обучении и воспитании к личностно-ориентированному подходу. Важнейшая цель современного школьного исторического образования – воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами, чувством патриотизма, гражданственностью, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Внеурочная деятельность давно вошла в российскую систему образования, как неотъемлемая часть обучения и воспитания, но анализ современного состояния теории и методики обучения истории и практики показал, что в таком направлении образовательного процесса, как организация внеурочной деятельности в современной школы существует ряд противоречий между:

· возрастающей потребностью общества в развитии творческой, социальноуспешной личности и медленным совершенствованием педагогической компетентности учителей истории в условиях личностно-ориентированного подхода;

· традиционной методикой преподавания истории, нацеленной на получение, запоминание и последующее воспроизведение знаний, преподносимых в готовом виде, и естественным стремлением учащихся к поиску, самопознанию, самопониманию исторического процесса;

· необходимостью обеспечения субъектной позиции школьника и слабым методическим обеспечением деятельности педагогов по организации соответствующей развивающей среды.

Проведенный нами анализ теоретической литературы обнажил проблемы организации внеурочной деятельности. На современном этапе внеурочной деятельности школьников уделяется внимание, но формы организации недостаточно разнообразны и чаще всего сводятся к проведению кружковой работы. Проанализировав все достоинства и недостатки наиболее распространенных форм, мы пришли к выводу, что, несмотря на их эффективность, они обладают одним весьма существенным недостатком – не способны охватить большой процент учащихся, а такая форма, как театрализация, может объединить весьма большое количество учащихся. Даже не увлеченный историей ученик, но вовлеченный в театральную атмосферу будет овладевать историческими знаниями, знакомиться с наследием и развитием человеческого общества.

Обобщение изученного опыта позволило определить внеурочную деятельность как организованную и целенаправленную деятельность с учащимися, проводимую преподавателем во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития и воспитания личности, ее индивидуальных способностей, содействия социализации на каждом возрастном этапе, и позволило предпринять попытку осмысления современных форм внеурочной деятельности. Они делятся на две категории: эпизодические и систематические. Теоретический анализ основных и наиболее распространенных форм показал, что успеха в достижении воспитательных и образовательных целях можно достичь, лишь при умелом соединении этих двух категорий. В связи с этим, как, показал опыт, театрализация является наиболее привлекательной формой организации внеурочной деятельности.