Смекни!
smekni.com

I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе (стр. 7 из 22)

В задачу историко-краеведческих экскурсий входят и экскурсии в современность. Они знакомят учащихся с сегодняшним днем города и деревни, совершают небольшой экскурс в прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города или села, улицы, посещение предприятий, архитектурных сооружений, строек. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок. Такие экскурсии проходят с участием не только учителя истории, но и литературы, географии, биологии.

В последние годы широкое распространение получили военно-исторические экскурсии, посвященные годам гражданской войны, военной иностранной интервенции и годам Великой Отечественной войны.
На экскурсиях, посвященных Великой Отечественной войне, школьники посещают места боев воинских соединений и партизанских отрядов, знакомятся с местами сражений под Москвой и Ленинградом, в Волгограде, под Белгородом и Курском, с героической борьбой героев Брестской крепости и т.п. Архитектурно-скульптурные ансамбли, памятники героям, военные кладбища и братские могилы, стелы и памятные доски, артиллерийские орудия, самолеты-памятники увековечивают ратный подвиг советских солдат. «Весь этот экскурсионный материал, соединенный с образным рассказом экскурсовода о военных событиях, оставляет у школьников огромное эмоциональное впечатление, служит сильным средством военно-патриотического воспитания молодежи». [23]

В итоге материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества.

Таким образом, внеурочная деятельности по истории в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями, воспитания любви к истории и формированию гражданственных понятий и навыков. Внеурочная деятельность исторического характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно-политическом воспитании учащихся.

Формы внеурочной деятельности по истории разнообразны, но содержание массовых мероприятий должно быть проникнуто единством - идейной устремленностью политической направленностью. Внеурочная деятельность не должна дублировать уроки. Цель ее заключена в следующем: внести новое в исторические знания учащихся, углубить их, сделать более детальными. Рассмотрев теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе, мы можем сказать о том, что на данном этапе внеурочной деятельности уделяется внимание, но проблема заключена в недостаточном описании разнообразия форм.

II. Теоретические проблемы театрализации в современном образовательном процессе.

2.1. Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации.

Интерес к использованию театральных методик и технологий театральной педагогики в целях нравственного, эстетического, и социального воспитания учащихся проявляли многие ученые и практики. Подтверждение этому мы находим в работах А.В.Луначарского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.[24] Благодаря театральным технологиям, как показывает изучение опыта образовательного процесса в современной школе, можно обеспечить климат творческого саморазвития, самопознания, самореализации.

Театральная педагогика и театральные технологии имеют определенные возможности в разрешении таких важных проблем, как нравственное и духовное просвещение, активизация интереса к учебе, совершенствование форм внеурочной деятельности, повышение эффективности урока. Искусство является тем видом человеческой деятельности, который в системе эмоционально-художественных образов создает целостную картину. Искусство развивает не только специфические художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность», которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности. Речь идет об универсальной способности личности – способности к творчеству.

О взаимодействии и схожести искусства и науки пишет Поль Валери: «Подобно науке, музыка становится всемирной потребностью». О том, что искусство, как и наука, несет в себе функцию познавательную, говорит А.Арнхейм: «Что касается меня, то я твердо убежден, что одна из основных функций искусства – познавательная…».[25]

Театр, театральное искусство – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. В многообразии видов творческой деятельности одним из сильнейших средств воспитания эмоциональной чувственной сферы ребенка является театр, театральная деятельность.

А. Б. Блок сказал: «Театр — это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван».[26] Зачем школе «нежное чудовище», что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?

Театр — вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый. Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится — на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» — всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай — и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

В современной методике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох и имеет глубокие исторические корни. Еще в начале XII века в Киевской духовной академии существовал школьный театр, где силами воспитанников ставились интермедии, строившиеся на бытовом материале. В XVIII веке школьные театры создавались в Москве в Славяно-греко-латинской академии, хирургической школе, в Петербургском Шляхетском корпусе, в некоторых провинциальных учебных заведениях.

Прогрессивную роль театра в образовании, воспитании и развитии молодежи отмечал А.Н.Радищев. Выдающиеся представители русской педагогики стремились использовать театр в учебно-воспитательной работе. К.Д.Ушинский писал: «о силе влияния на нас игры хороших актеров и даже чтецов и рассказчиков мы можем судить о необыкновенном разнообразии, богатстве и сильном влиянии на нас этого языка чувств».

Н.И.Бахтин, обобщая опыт преподавателей, руководивших постановками любительских спектаклей в начальной и средней школе, поддерживал привлечение детей к театральному творчеству, ибо «…сценическая игра учащихся это не притворство. Она требует переживания своей роли, а дети как раз очень способны вживаться в образ, если им понятна логика развития действия…»

Несмотря на признание роли театра для воспитания подрастающего поколения в России до 1917 года не было ни одного профессионального театра для детей. Существовало несколько бродячих трупп – Чистякова, Дитриха – которые отличались от обычных театров только тем, что актерами в них были дети 10 – 14 лет. Остался в проекте и специальный театр для детей в Москве (1914 г.). И только после 1917 года в России стали создаваться специальные театры для детей, была разработана методика эстетического воспитания детей средствами театра.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

В 1963 году методологи отмечали, что опыт К.Станиславского необходим в педагогике и методике. Учителю необходимо владеть приемом театрализации, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Чтобы любой даже самый скучный учебный материал оказался для ребят занятным, полным тайн и загадок.

Сомнений не вызывает утверждение, что метод театрализации незаменим в процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Сейчас бы мы назвали такой метод "научно-изыскательским". Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждал учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания - искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества - лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику.

Театрализация сегодня оказывается предметом пристального интереса. По оценке Н.Н.Подьякоава, современная школа страдает направленностью обучения на развитие логических форм мышления и рационально – логические способы познания, которые основаны, прежде всего, на таких категориях, как анализ, расположенность и линейная зависимость операций и информации, и опирается на такие формы деятельности, как заучивание определений, схем, правил, которые не несут и не имеют личностной значимости для ребенка. Познание мира только логическим путем, через сумму определенных знаний зачастую разрозненный и разобщенных между собой, развивает у учащихся дискретное мышление и формирует фрагментарную картину мира.