Содержание
Введение………………………………………………………………………… | 2 | |
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе. | ||
1.1. Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе………………………………………………….. | 6 | |
1.2. Формы внеурочной деятельности……………………………………… | 17 | |
II. Теоретические проблемы театрализации в современном образовательном процессе | ||
2.1. Организация внеурочной деятельности по истории в форме театрализации………………………………………………………………… | 36 | |
2.2. Психолого – педагогические требования к организации работы…….. | 46 | |
III. Становление и развитие театра МОУ «Гимназия № 2» «Мельпомена» | ||
3.1. История создания театра МОУ «Гимназия № 2» «Мельпомена»……. | 64 | |
3.2. Цели и задачи театра «Мельпомена»…………………………………... | 68 | |
3.3. Содержание внеурочной деятельности детской организации театр «Мельпомена»………………………………………………………………... | 77 | |
Заключение………………………………………………………………………. | 93 | |
Список литературы и источники………………………………………………. | 96 | |
Приложение 1.………………………………………………………………….. | 99 | |
Приложение 2…………………………………………………………………… | 123 |
Ведение
Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных гуманитарных ценностей России, воспитании детей и подростков всесторонне развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие.
Трудно не признать, что в последние годы активно проводились попытки подмены истинных духовных ценностей, составляющих гордость русской и мировой культуры, суррогатами, направленными, в первую очередь, на извлечение коммерческой прибыли. Речь идет о цветастых книжках-однодневках, заполненных «терминаторами», «черепашками-ниндзя», о бездуховных, «пустых» импортных мультфильмах, вытеснивших с экранов телевидения все мало-мальски достойные детские развлекательные и образовательные программы. Можно было бы долго приводить примеры деградации системы духовного воспитания подрастающего поколения, справедливо упрекать государство, бросившее учеников и учителей на произвол судьбы, но это самой проблемы не решает.
Современный этап развития исторического образования характеризуется переходом в обучении и воспитании к личностно-ориентированному подходу. Важнейшая цель современного школьного исторического образования – воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами, чувством патриотизма, гражданственностью, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
В современной школе внимание учителей истории все более обращено на нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной деятельности, в том числе игровые и театральные. Театрализация – это взаимосвязь педагогики, методики и театра.
Сегодня школьник вступает в диалог не только с учителем, учебником, сверстниками, но и с историческими событиями, явлениями, процессами, что требуют не столько запоминания, сколько умения и желания анализировать, сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества. Современный школьник занимает субъективную позицию, что снижает роль учителя.
Арсенал форм организации внеурочной деятельности учителя истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала.
Перед современным учителем стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобретения опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в образовании.[1]
Школьный театр как идея и особый «жанр» драматического искусства, можно определить, как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение. Вместе с тем, это и не хобби, в смысле просто приятного времяпрепровождения, это – особый процесс становления широко эрудированной, разносторонне развитой личности, способной активно использовать полученные навыки и основы эстетического мировоззрения практически в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации.
Отличительная черта метода театрализации в том, что дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей. Именно не оценивают, а анализируют. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважения к индивидуальности. Вместе с тем, ребенок, анализируя происходящее, приучается «думать вслух», формулировать излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет рука об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи.
Возможности театрализации недостаточно изучены специалистами в области методики преподавания истории. Театрализация не исключает игру, но и не сводится к ней. Таким образом, существуют противоречия между потребностью в данной форме организации внеурочной деятельности по истории и недостаточностью методического обеспечения организации театрализации как внеурочной деятельности.
Это позволило определить проблему исследования: театрализация как форма организации внеурочной деятельности школьника, на основании чего мы формируем тему нашего исследования: Театрализация как форма внеурочной деятельности по истории.
Историография нашей проблемы представлена следующими работами: В. П. Шильгави «Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности», автор описывает личный опыт создания детского театрального коллектива и Н. Опарина «Театрализованные формы внеурочной деятельности», работа раскрывает основные этапы организационно-творческой и сценарно-режиссерской работы при создании театра в школе.
Цель исследования: выявить особенности театрализации как средства, обеспечивающего познавательного интереса к истории у учащихся.
Достижение цели обеспечивает решение следующих задач.
1. Уточнить сущность понятия «внеурочная деятельность».
2. Выявить сущность и особенность понятия «театрализация».
3. Определить условия эффективного использования театрализации как способа внеурочной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации по использованию театрализации как способа организации внеурочной деятельности.
Объект: образовательный процесс МОУ «Гимназия № 2».
Предмет: историческая тематика в деятельности гимназического театра «Мельпомена».
Новизной данной работы является тот факт, что в современной методике обучения истории прием театрализации на уроке описан в полном объеме, а использованию этого приема во внеурочной деятельности уделено недостаточное количество внимания в современной методической и педагогической литературе. В данной работе мы попытались объединить весь собранный теоретический и практический материал по данной проблеме, что на наш взгляд, позволяет заполнить существующий недостаток информации.
Практическая значимость работы заключена в описании опыта работы школьного исторического театра.
I. Теоретические аспекты проблемы организации внеурочной деятельности по истории в современном образовательном процессе.
1.1. Проблемы внеурочной деятельности по истории в современной педагогической и методической литературе.
В современной методической и педагогической литературе существует немало проблем по обозначенной теме: недостаток научных публикаций, рекомендаций по организации внеурочной деятельности, описанные формы недостаточно разнообразны и сводятся к кружковой работе. Изучая литературу по теме «Внеурочная деятельность», мы столкнулись с проблемами, существующими в научных и методических изданиях, представленных в основном статьями в научно – методических журналах, которые ограничиваются описыванием опыта работы в этом виде деятельности.
Первая проблема – это моральная устарелость печатных изданий. Современных, учитывающих реалии сегодняшнего общества, отвечающих потребностям нынешнего образования и воспитания специальных пособий и монографий, посвященных теме нашего исследования нет. Большинство публикаций такого рода написаны еще в советский период и посвящены воспитанию строителей коммунизма в СССР. К таким работам относятся книги А. Ф. Родина, Е. М. Бердниковой, Д. В. Кацюба.[2]