Смекни!
smekni.com

Национальная безопасность и национальный интерес как категории тмо (стр. 3 из 7)

Пантин В. продолжает рассуждения в данном ключе; высказывается также точка зрения о том, что государственные интересы являются ключевыми в определении интересов национальных только в странах, где не успело сложиться гражданское общество и его институты. В таких государствах реальные национальные интересы не имеют связей с внешней политикой государства и практического влияния на нее. Однако при этом “национальный интерес не сводится к “совокупности интересов граждан”, поскольку учитывает множество объективных социально-экономических, геополитических и иных факторов”[11]: международная ситуация, взаимоотношения данного конкретного государства с другими странами, их собственный внешнеполитический курс, мировые экономические процессы и так далее.

Другой российский исследователь Андреев А. Л. придерживается в данном споре третьей стороны. С точки зрения автора, национальные, государственные и гражданские интересы не совпадают ни в одной возможной комбинации. При этом ученый отмечает, что слишком большое расхождение между ними также нежелательно, поскольку приводит к появлению напряженности в обществе. Андреев считает, что “базовые безусловные национальные интересы” “определяются не волей и сознанием людей, а независящими от них обстоятельствами - географическим положением, внешним окружением, ресурсной базой, демографическими факторами и прочее”[12].

Похожей позиции придерживается Митрохин С. В качестве аргументов им выдвигаются идея о том, что национальный интерес - это лишь часть интереса государственного, его “популяризированная версия”, в основании которой вопросы, непосредственно оказывающиеся в центре внимания общества в целом, в то время как “государственный интерес” - это область более широкая, затрагивающая проблемы “общественному мнению неведомые”[13]. Что касается интересов гражданского общества, “общественных интересов”, то их от национальных отличает сосредоточенность на более конкретных и повседневных вопросах.

Следует отметить, что некоторые ученые предлагают своего рода “компромиссный” вариант по отношению к выше предложенным. Позиция эта заключается в том, что “национальный интерес - это и совокупность частных интересов граждан и интересы правящей элиты, и интересы социальных сил, на которые эта элита в первую очередь ориентируется и даже личные интересы конкретного политического деятеля, находящегося у власти”[14].

В целом давая объяснение понятию “национальный интерес” можно повторить определение Алексеевой Т. о том, что в узком значении для любого государства принято понимать под этим комплекс мер по защите территориальной целостности, суверенитета и независимости государства, его основных институтов правления. При этом со временем идеи, высказываемые в прошлом представителями политического реализма об “эгоизме национального интереса”, то есть о том, что данное понятие существует вне каких-либо моральных рамок и может быть реализовано даже в ущерб интересам других государств, уходит в прошлое в связи с тем, что государства становятся взаимозависимыми, продолжается процесс глобализации. “В широком смысле национальный интерес затрагивает ряд дополнительных сфер деятельности, среди которых: защита жизни и собственности своих граждан за границей, протекционизм по отношению к национальной экономике, а также престиж государства на международной арене, охранительность по отношению к традиционному образу жизни культуре и тому подобное”[15].

Таким образом, существует множество различных точек зрения на вопрос о сущности понятия “национальный интерес”, а также его субъектах. Все они основаны на соотношении данного понятия с понятиями “общественного” и “государственного” интересов, доказательстве их идентичности или, напротив, принципиальных различий. Однако данные дискуссии касаются, прежде всего, практического выражения и использования понятия “национального интереса”. Исключительно с теоретической точки зрения, опустив данные споры, представляется вполне реальным составить классификацию данных интересов, выяснив, таким образом, конкретное их содержание.

1.3 Классификация “национальных интересов”

Наиболее общей классификацией национальных интересов является деление их на две группы - основные интересы и второстепенные интересы. В научной литературе две эти категории также могут носить название постоянных и изменчивых, более конкретно отражающие суть каждой из них.

Основные, или главные, интересы “определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе международных отношений, его престижем и относительной военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать безопасность своих граждан”[16]. В область постоянных национальных интересов государства, по мнению исследователей, также входят вопросы, связанные с поддержанием высокого и стабильного уровня развития экономики, а также таких сфер, как здравоохранение, образование, социальная защита населения.

Постоянными национальные интересы данной группы называются потому, что в них находит свое отражение, как отмечает Поздняков Э., сама социально-политическая природа государства и наиболее важные параметры, именно поэтому в их отношении государства обычно не склонны идти на компромиссы или поступаться ими. В сфере международных отношений могут иметь место уступки, но, как правило, только до тех пор, пока это не начинает касаться основных национальных интересов государства, тогда оно перестает быть сговорчивым и готово прилагать любые усилия на защиту их от посягательств. Ситуация на международной арене так же, как и баланс сил, место данного конкретного государства в международных отношениях, руководство этого государства – все это может меняться с течением времени, но каких бы идеологических или иных воззрений оно не придерживалось, интересы обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности, политической, экономической независимости и самостоятельности государства, культурной самобытности остаются неизменными.

Американский исследователь А. Джордж основным национальным интересам дает определение “жизненных”, выделяя в качестве составляющих этого понятия такие ценности, как “физическое выживание, свобода и экономическая достаточность”[17]. Понятие “жизненно важные интересы” присутствует и в Национальной стратегии США, и в Законе РФ “О Безопасности”, где в частности говорится о том, что “жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства”[18]. Уточняется также, что в отношении личности это касается ее прав и свобод, общества - материальных и духовных ценностей, государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Второстепенные интересы являются производными от основных. Это не означает, что это те интересы, которые не являются для государства важными и которыми оно может с легкостью пренебречь. Хотя действительно в зависимости от ситуации, сложившейся на международной арене и/или внутри самого государства, второстепенными интересами могут пожертвовать, но только в случае крайней необходимости с целью защиты основных национальных интересов. При этом они обладают определенной степенью автономности, так как “определяют содержание внешнеполитической деятельности государства на отдельных ее направлениях и служат ему руководством к действиям в соответствующих сферах МО”[19].

Данный вид национальных интересов затрагивает более частные и специфические вопросы и проблемы внешней политики государства, являющиеся значимыми, но не принципиальными, пренебрежение которыми может оказать негативное влияние, но не угрожает развитию, тем более существованию государства. Здесь можно говорить также о сотрудничестве государств в сфере культуры, науки, торговли и тому подобное.

Второстепенные интересы справедливо называют изменчивыми по причине того, что они могут реагировать на изменения международной ситуации или состояния дел внутри страны, целей и приоритетов государства, связанных с общим ходом исторического процесса.

Стоит отметить, однако, что представленное разделение на главные и второстепенные интересы является довольно условным и непостоянным. Так, например, второстепенные интересы могут быть объявлены государством сферой центральных, основных интересов. Как правило, это случается, когда затрагивается престиж государства.

Так же некоторыми исследователями выделяются краткосрочные (10-15 лет), среднесрочные (50 лет) и долгосрочные (вечные) национальные интересы.

Таким образом, национальные интересы, различаясь по значимости и влиянию, главным образом подразделяются исследователями на основные, носящие также название постоянных, и второстепенные, изменчивые, интересы, которые определяются и лимитируются первыми и затрагивают менее критичные для государства области, в которых в случае необходимости государство может пойти на уступки, в отличие от главных интересов, неотъемлемым и одним из важнейших условий обеспечения которых является национальная безопасность.