Смекни!
smekni.com

А. К. Сухотин Научный редактор д-р филос наук (стр. 14 из 25)

Кроме того, в поисках продвижения или регулирования сил глобализации посредством механизмов глобального и регионального управления, государства создали новые слои политической власти, которые имеют слабые демократические мандаты и однозначное сопротивление по отношению к существующим системам национальной ответственности. При этих условиях неясно, как использовать классическую формулу профессора Йельского университета Роберта Даля «кто управляет?» Например, во время всеобщих выборов в Южной Корее в 1997 г., сразу после Восточноазиатского кризиса, Международный валютный фонд потребовал от обоих кандидатов на должность Президента подписать конфиденциальную декларацию по соблюдению условий предложенного им спасательного финансового соглашения, независимо от результатов выборов. Поэтому в эру, в которой публичная и частная власти проявляются и осуществляются в транснациональном или даже глобальном масштабе, серьёзная оценка перспектив демократии необходима.

Подобному пересмотру демократии также способствовало глобальное распространение либеральной демократия, как системы политического правления. По сравнению с началом XX столетия демократия – и либеральная представительная демократия в том числе – возникла как доминирующий признак системы национального правления по всему земного шару, по крайней мере в формальном смысле[104]. Демократия стала почти универсальным политическим стандартом. Конечно, для многих новых демократических государств политическое стремление и риторика далеко превосходят реализацию эффективной демократии. Общественное разочарование в избранных политических деятелях и в способности демократических правительств разбираться со многими из текущих проблем – от социально-экономического неравенства до экологического загрязнения – предполагает, что не всё так хорошо со старыми демократиями. Несмотря на подобные недостатки, и старые, и новые демократические государства стали всё более и более чувствительными к слабому демократическому мандату существующих структур глобального и регионального управления, непосредственно посягающих на интересы их граждан. Поскольку демократические государства составляли большинство в глобальных учреждениях давления, то необходимо было, чтобы в таких институтах увеличились прозрачность и ответственность[105]. По мнению профессора политических исследований Принстонского университета Роберта Коэна, вопрос о том, как эффективно объединить международные учреждения с демократическими методами, остается самым тяжёлым из всех современных международных политических проблем[106].

Единственный убедительный ответ на этот вопрос был представлен учреждениями гражданского общества. Глобальная общественная революция, выраженная в значительном расширении деятельности неправительственных организаций и транснациональных правозащитных групп, профсоюзных и религиозных ассоциаций и многих других, создала инфраструктуру транснационального гражданского общества[107]. Несмотря на то, что современный мир существенно нерепрезентативен, учреждения транснационального гражданского общества на международных форумах стали инструментом в артикуляции интересов граждан и общностей[108]. Но демократический мандат транснационального гражданского общества остаётся серьёзно неопределённым. Вопрос о том, является ли транснациональное гражданское общество существенной силой для демократизации мирового порядка или является просто другой ареной, через которую привилегированные и сильные поддерживают свою глобальную гегемонию, остаётся весьма спорным[109].

Поэтому научные размышления о нормативных принципах и потенциальных институциональных формах транснациональной демократии выражаются в делах и интересах многих разнообразных сил, заинтересованных в демократическом мандате существующих систем глобального управления. Прозрачность, ответственность и представительство – вот необходимые условия реформы глобальных учреждений: от Организации Объединенных Наций до Международного валютного фонда и Международного банка. Такая политическая и дипломатическая риторика похвальна, но тем не менее ощущается отсутствие большего количества специфики. В научной литературе по вопросам глобализации и демократии в последнее время наметилась тенденция к интеграции нормативных и институциональных оснований демократии вне государства. Как результат – начало теоретических обсуждений того, что представляет собой транснациональная демократия.

3.2. Регуляция и демократизация современной глобализации

Профессор международных отношений университета Саутгемптона Энтони Макгрю выделяет три основных течения, которые предлагают три взаимопересекающиеся программы (либеральный интернационализм, радикальный республиканизм, космополитическая демократия) по регулированию и демократизации современной глобализации[110] (табл. 1).

Предположение о том, что демократизирующую и цивилизационную функции глобализацию вынуждает выполнять политическая необходимость, свойственно либеральной интернационалистской традиции. Для того чтобы избежать глобального экологического кризиса и управлять распространяющейся социальной, экономической и политической дестабилизацией, вызванной процессами современной глобализации, «потребуется воспитать дух сотрудничества, основанного на принципах согласования, прозрачности и подотчётности… Иной альтернаты, кроме как трудиться вместе и применять коллективную власть с целью построить более совершенный демократичный мир – не существует»[111]. В ключевых вопросах либеральный интернационализм является нормативной теорией, которая стремится превратить слабую форму национальной либеральной демократии в модель демократического мирового порядка, или транснациональной демократии.

Учитывая преобладание (в рамках теории международных отношений) либерального институционализма, вопрос о транснациональной демократии принципиально сводится к рассмотрению её в процедурных терминах: создание более представительных, прозрачных и ответственных международных учреждений[112].

Таблица 1

Цивилизующая и демократизирующая глобализация новейшего времени: краткое содержание трёх политических проектов[113]

Основные

положения

Либеральный интернационализм

Радикальный республиканизм

Космополитическая демократия

Кто должен управлять?

Народ через правительства, ответственные международные организации и международные режимы

Народ через самоуправляемые сообщества

Народ через сообщества, ассоциации, государства, международные организации, являющиеся субъектами космополитического демократического права

Форма глобального управления?

Полиархия – плюралистическая фрагментированная система, разделённый суверенитет

Демархия – функциональное демократическое правление, лишённое национального суверенитета

Гетерархия – разделёная система правления, являющаяся субъектом космополитического демократического права

Главные исполнительные институты, процессы демократизации

Ускоряющаяся взаимозависимость, создание более демократических форм глобального правления

Новые социальные движения, надвигающиеся глобальные экологические, экономические кризисы

Конституциональная и институциональная реконструкция, интенсификация глобализации и регионализации, новые социальные движения, возможные глобальные кризисы

Традиции демократической мысли

Либеральная демократическая теория – плюрализм и протекционистская демократия, социал-демократический реформизм

Прямая демократия, представительная демократия, гражданский республиканизм, социалистическая демократия

Либеральная демократическая теория, плюрализм и развивающая демократия, представительная демократия, гражданский республиканизм

Этика глобального правления

«Общие права и разделенная ответственность»

«Гуманное правление»

«Демократическая автономия»

Способ политической трансформации

Реформа глобального правления

Альтернативные структуры глобального правления

Реконструкция глобального правления