ББК 60.5
О37
Рецензенты:
д-р филос. наук Е.А. Найман,
д-р филос. наук А.К. Сухотин
Научный редактор – д-р филос. наук В.А. Суровцев
Оглезнев В.В. Глобализация и государство: анализ социальной онтологии, 2010. Издательство ЦНТИ, Томск, 2010. – 159 С. В монографии представлен анализ социально-политических концептов взаимодействия глобализации и государства, а также последствий, порождаемых этим процессом. Изложены различные теории трансформации политической власти и перспектив государства в условиях глобализации. Подробно описаны возможные варианты развития идеи государства в глобальном мире и становления транснациональной демократии. Для юристов, социологов, политологов. |
© В.В. Оглезнев, 2010
© Российская академия правосудия, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................................. 5
1. Феномен глобализации как социокультурная проблема........ 9
1.1. Дискуссии о глобализации...................................................... 9
1.1.1. Аргументация представителей гиперглобалистского
направления...................................................................... 19
1.1.2. Аргументация представителей антиглобалистски-
скептического направления............................................ 25
1.1.3. Аргументация представителей трансформистского
направления...................................................................... 34
1.2. Глобализация как комплексная реальность......................... 37
2. Глобализация и государство: концептуальное осмысление. 54
2.1. Перспективы национального государства в условиях
глобализации.......................................................................... 54
2.2. Глобализация управления и трансформация
политической власти............................................................... 63
2.3. Будущее свободы и кризис демократии в условиях
глобализации........................................................................... 75
3. Глобализация, государство и транснациональная
демократия: реальность или утопия.......................................... 92
3.1. Глобализация и транснациональная демократия............. 92
3.2. Регуляция и демократизация современной
глобализации........................................................................... 96
3.3. Транснациональная демократия: предпочтительна или
желательна.............................................................................. 113
3.4. Можно ли отвергнуть транснациональную
демократию?........................................................................... 120
Заключение....................................................................................... 135
Литература.................................................................................... 143
В общем виде глобализацию можно представить как совокупность процессов становления более или менее единых общемировых систем в экономике, финансах, технологии, политико-правовой сфере, информационной сфере, а также в сфере культуры и других областях человеческой жизнедеятельности. Но пока ещё не выработана единая социально-философская концепция глобализации, которая могла бы стать основой общепланетарных трансформаций, хотя и предпринимаются определённые попытки.
Тем более что и сам термин ещё не получил достаточно чёткого определения и процессы, которые он обозначает, недостаточно осмыслены и слабо проанализированы, по крайней мере в отечественной литературе. В научной среде употребление слов «глобальность», «глобализм», «глобализация» осуществляется механически, игнорируя их смысловую и содержательную составляющую. Этим отчасти объясняется и то, что, не слишком углубляясь в содержание термина, одни выступают за глобализацию, другие – против, не учитывая объективность исторических тенденций и не стремясь понять, что же на самом деле происходит в современном мире, чем он принципиально отличается от прошлых эпох и столетий[1]. Или суть глобализации заменяется конкретными деталями, в частности глобализирующимися тенденциями в различных сферах, например в области экономики или технологии.
Примечательно то, что в условиях современной глобализации происходит слияние глобализационных тенденций, наблюдающихся во всех основных сферах социального взаимодействия. Это, соответственно, означает, что в каждой из этих сфер – политической, военной, экономической, миграционной, культурной и экологической – сложилась своя особая ситуация, и все они находятся в системе сложных взаимосвязей друг с другом, что и определяет своеобразие глобализации и стимулирует её развитие. Следовательно, объяснение современной глобализации просто как продукта экспансионистской логики развития капитализма, распространения по всему миру массовой культуры или военной экспансии неизбежно является односторонним и фрагментарным.
Глобализация – это не автоматический или самовоспроизводящийся процесс. Напротив, для современной глобализации характерны значимость её политического регулирования, институциализация этого регулирования на всех уровнях и наличие в обществе множества сил, реализующих определённый глобальный проект по созданию глобального рынка или даже превращения земного шара в единое целое.
Такие метафоры, как «конец», «закат» государства или «утрата», «сужение» или «размывание» государственной власти, дают иногда искажённое представление о глобальной перестройке или трансформации. Подобного рода язык не позволяет адекватно осмыслить сущность власти и её сложное проявление, давая о ней примитивное представление. Такое представление совершенно бесполезно при попытках понять и объяснить то явно противоречивое положение, в каком оказались развитые страны в условиях современной глобализации. Поскольку в сфере экономики глобализация вызывает перестройку отношений между государством и рынком, высокоразвитые страны и самые разные их институты оказываются глубоко вовлечёнными в сам этот процесс. Экономическая глобализация совсем необязательно ведёт к ослаблению государственной власти, она скорее изменяет условия, при которых проявляется эта власть. Более того, в других сферах, таких как миграция, экология, культура, развитые страны заняли более активную позицию, в области же политики взяли на себя ведущую роль в деле колоссального усиления и институциализации регионального и глобального правления. Эти явления не относятся к числу тех, которые могут быть убедительно объяснены с помощью понятий «упадок», «размывание» или «гибель» государства и государственной власти. Подобного рода метафоры наводят на (ложную) мысль о том, что государственная власть была якобы гораздо сильнее в предыдущие эпохи. На самом же деле «практически со всех точек зрения государственная власть в высокоразвитых капиталистических странах сегодня гораздо мощнее, чем когда бы то ни было»[2]. Но вследствие этого и требования, которые к ней предъявляются, намного выше. Происходящие в условиях современной глобализации одновременное и явное ослабление государственной власти и расширение сферы её действия и влияния, которые наблюдаются в развитых странах, являются симптомами глубокой структурной трансформации. Нигде это так не очевидно, как в том, что касается государственного суверенитета и независимости, которые составляют наиболее существенные элементы современного национального государства.
Однако ни суверенность, ни независимость государств отнюдь не слабеют в результате этих процессов. Глобализация не является всего лишь гомогенизирующей силой. Более того, влияние глобализации во многом зависит от положения государства в мировой политической, военной и экономической иерархии; его внутренних экономических и политических структур; особенностей его правительства. Выработка адекватной новым условиям политики является обязательным условием встраивания государства в «новый мировой порядок».
Кумулятивные последствия глобализации, которые проявляются в капиталистических странах, свидетельствуют о том, что они переживают процесс глубокой трансформации, в ходе которой их властные полномочия, роли и функции переосмысляются, перестраиваются и вступают в промежуточную сферу глобализирующих и регионализирующих систем и структур. Если бытие национального государства в условиях глобализации подвергнуто трансформации, то, очевидно, должны быть серьёзно пересмотрены и основные элементы государства.
Процесс глобализации настолько сложен и многообразен, что поиск инвариативных трактовок обсуждаемого вопроса требует значительных усилий. Перечислить существующие дефиниции этого понятия практически невозможно; и, как однажды выразился известный немецкий социолог У. Бек: «…пытаться определить их – всё равно, что гвоздем прибивать к стене пудинг»[3].
Прежде чем приступить к анализу дискуссий, необходимо в первую очередь попытаться различить значение терминов «глобализм» и «глобализация»[4]. Утвердившееся соотношение их такое: либо они отождествляются, либо глобализм рассматривается в качестве идеологической концептуализации глобализации. По этой причине приведу лишь некоторые, существенные, на мой взгляд, примеры разграничения понятий «глобализм», «глобализация», «глобальность».