Единственным изменением является то, что сегодня все эти услуги стоят значительно дороже и сейчас уже никто за бутылку коньяка или за ужин в ресторане не будет оказывать столь серьезных услуг. «Административная валюта» сейчас ценится точно так же, как и настоящие деньги. А существовавшие в советское время диспропорции позволяли в значительной степени манипулировать и извлекать сверхприбыль некоторым участникам процесса. Сейчас они устранены и практически уже нет никакой разницы, как вы будете рассчитываться — услугами, деньгами или в натурально-вещественной форме. Фактически это единственное отличие — то, что цены на услуги чиновников поднялись и стали соответствовать реальному уровню этих услуг.
Когда мы говорим об особенностях принятия управленческих, кадровых, плановых, бюджетных, финансовых решений в номенклатурной системе, мы всегда должны иметь в виду и систему неформальных управленческих взаимодействий, и наличие разнородных групп влияния номенклатуры. Это не была единая корпорация, как ее пытались представить некоторые исследователи, как она выступает в теории. ЦК КПСС — это было то же самое сообщество совершенно разных людей со своими противоречивыми интересами, что и нынешняя властная верхушка.
Группы влияния внутри ЦК, подобно нынешним олигархическим группам, расставляли своих людей на ключевых постах. Те и обеспечивали своим покровителям прикрытие, и решали какие-то вопросы в их пользу, и осуществляли производственную и финансовую деятельность в их интересах. Все это было частью скрытой политической жизни, и нынешние олигархи являются просто иным способом проявления того же феномена, это иная форма одного и того же явления. Сегодня просто все те же процессы происходят через олигархическую систему.
Мы видим, таким образом, что теневая экономика и связанные с ней явления представляют собой зародыш рыночной экономики и невозможно однозначно сказать, что теневая экономика — явление негативное. Мы видим, что рыночные механизмы скрыто существовали в извращенной форме в условиях административно-командной системы и реализовывались через теневую экономику. Таким образом, сказать, играла теневая экономика положительную или отрицательную роль, однозначно просто невозможно, поскольку в нее входит не только сугубо противозаконная и даже криминальная деятельность — прежде всего незарегистрированная деятельность и неуплата налогов, а также проституция, торговля наркотиками и оружием.
В наших условиях речь идет о появлении извращенных компенсаторных механизмов рыночного типа, которые развивались и видоизменялись, трансформировались. Мы не можем осуждать эти процессы как таковые: отчасти они были полезны и, оказывается, в значительной степени сохранились и по сей день. И сегодня мы имеем дело с теми же явлениями, которые существовали тогда.
Эта двойственность, с одной стороны, отрицательный характер теневой экономики, с другой — положительный, приводит нас ко многим выводам. В первую очередь, мы видим, что в советской экономике были не только явления, которые мы описали выше, но также огромного рода мелкая незарегистрированная деятельность всех типов. Было и воровство на производстве, и всем известные махинации продавцов, и просто кустарные какие-то промыслы, и различного рода незаконные услуги — все так же являлось способом существования системы. Если, скажем, компенсаторным механизмом на уровне страны в целом были явления «административной валюты» и «бюрократическогобартера», то компенсаторный механизм на низовом уровне включался через элементарную систему «ты — мне, я — тебе», которая всем хорошо известна, а также через возможности получить какие-то доходы, которые не были учтены.
При этом тот факт, что почти все население в условиях советской системы также вовлекалось в какие-то мелкие правонарушения, приветствовался руководством советской страны, так как в какой-то степени делал всех заложниками одной системы. Получалось, что понемножку воруют все: и мелкие «несуны», и даже бабушки, торгующие пирожками, совершают преступление. При тоталитарных режимах властям иногда выгодно, чтобы граждане были вовлечены в какую-то мелкую преступную деятельность — так их легче держать в страхе. Пока народ ворует по мелочи, можно осуществлять свою деятельность на более высоком уровне. Деятельность мелких «несунов» скрывала масштабные манипуляции в области планирования и распределения материальных благ, бюджетов, инвестиций, кредитов, фондов и так далее.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ НОМЕНКЛАТУРЫ
Ключ к пониманию эволюции советской системы
Чтобы уяснить сущность советской экономической и политической системы, необходимо разобраться в том, что являла собой ее основа, называемая номенклатурой.
Это особенно важно для людей, молодость которых пришлась на 90-е годы, поскольку они представляют себе советское общество несколько упрощенно. Они знают, что существовало некое тоталитарное государство, подавлявшее основную массу населения, но не понимают, как был устроен и как действовал механизм экономической и политической власти. Многие из них считают, что это прошлое совершенно неинтересно, поскольку коммунизм и тоталитаризм побеждены. Отсюда и непонимание очень многих явлений сегодняшнего дня: ведь на самом деле реальных реформ не произошло, старая система политического и экономического влияния просто трансформировалась и под новыми вывесками функционирует в современном российском государстве.
Разобраться в сущности номенклатуры важно и для людей старшего поколения. Ведь большинство наших граждан, 90% населения, восприняв лишь какие-то идеологические штампы, клише, не знает сути этой системы. Система тоталитарного господства как раз и строилась таким образом, чтобы основная масса населения не была в курсе ее экономических, политических механизмов. Человек в этой системе доводился до уровня автомата, полностью отчуждался от власти, от собственности и оболванивался с помощью средств массовой информации, превращался, по выражению Александра Зиновьева, в «хомо советикуса». Такой человек и не помышлял разбираться в системе политико-экономического влияния, господствовавшей в обществе. Он был бесконечно далек от этого и о власти знал только то, что говорили иногда по телевизору. Когда в политбюро происходили совершенно непонятные перестановки и вместо одного человека неожиданно вводился другой, простым людям это ничего не говорило, и они даже не пытались разобраться, что за этим скрывается.
Между тем, как уже отмечалось, понимание сути номенклатуры — это ключ к пониманию дальнейшей эволюции нашего общества.
Вспоминая марксистско-ленинскую классовую теорию
Как известно, у Маркса основной теорией была теория классов. Теория классов базировалась на предпосылке о существовании различных отношений людей в процессе производства и распределения материальных благ (производственные отношения), которые лежат в основе всех других отношений. Они обусловлены местом, которое та или иная группа людей занимает в процессе общественного производства.
Деление общества на классы было подмечено и до Маркса, но тем не менее именно Маркс сделал его основой своей теории, открыл так называемую классовую борьбу и, главное, раскрыл экономическую сущность классов. Он показал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства; далее, что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; и, третье, что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. В то же время в основе деления общества на классы, по мнению Маркса и Энгельса, лежало разделение труда. Однако классы — это вовсе не профессии, то есть нельзя смешивать классы, скажем, с группами людей, занимающихся определенного рода деятельностью.
Ленин определял классы как большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению, в большей части закрепленному и оформленному в законах, к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. На мой взгляд, это очень четкое и исчерпывающее определение классов. Классы являются антагонистами, то есть классовые интересы противоположны и абсолютно несовместимы,
В рамках своей теории классики марксизма-ленинизма пришли к тому, что необходимо создавать бесклассовое общество. Создание в перспективе такого общества и было целью социалистической революции. Насколько утопична эта цель, мы судить не можем, этот вопрос требует специального исследования. Мы можем лишь констатировать, что это было заложено в идеологии социализма и коммунизма.
Неожиданный поворот: оформление номенклатуры в новый класс
Однако в реальности произошло совершенно противоположное тому, на что рассчитывали классики марксизма-ленинизма. Общество, которое сначала казалось бесклассовым, неожиданно стало быстро расслаиваться. Происходило это из-за необходимости элементарного управления обществом. Если бы этого расслоения не произошло, в обществе начались бы анархия, хаос. И это общество, скорее всего, было бы разгромлено и подчинилось бы другим каким-то политическим режимам, поскольку просто не могло бы себя оборонять и защищать.
Поэтому не вполне ясно, на самом ли деле классики марксизма-ленинизма собирались построить бесклассовое общество или же предполагалось (по крайней мере, Лениным) взять под этими лозунгами власть в свои руки, а затем, сохранив государство как аппарат насилия, продолжить функционировать в условиях существования классов, пусть видоизмененных. Бесспорно одно: как только идеи социализма-коммунизма стали реализовываться, начались противоречия в стане победивших. Разного рода анархистские, анархо-синдикалистские группы и иные течения крайнего толка начали бороться против сохранения государства, механизма государственного правления.