Смекни!
smekni.com

Бунич А. П. Осень олигархов История приватизации и будущего в России (стр. 53 из 69)

Естественно, пример с Потаниным является выборочным. То же самое можно сказать и о других бизнесменах из этой группы.

«Облико морале», или По закону джунглей

Наконец, следующая важнейшая черта олигархической системы — это насаждение чуждых культурных ценностей и всеобщей аморальности среди населения. Для того чтобы осуществлять свое господство, эта система нуждается в создании специфической идеологии, идеологии полного пренебрежения к нормам закона, морали, нравственности, в разрушении веры в справедливость, в поощрении действий по принципам «кто успел, тот и съел», «схватил — беги», в распространении психологии приматов, биовыживательной психологии, психологии игнорирования всех нужд коллектива, общества, доминирования животных потребностей индивида, которые должны удовлетворяться любыми способами, в том числе криминальными. Такая аморальная обстановка устраивает олигархов, более того, она отвечает их интересам, она им необходима. Для этого они распространили в нашей стране через средства массовой информации чуждые нам культурные ценности. Изначально даже в условиях советской идеологии в России господствовали нормальные взгляды на жизнь, и российский народ отличался доброжелательностью, уважительным отношением друг к другу, коллективизмом, взаимовыручкой и другими положительными качествами. Но это мешало олигархам. Чтобы господствовать, им нужно было убедить всех в том, что главная цель в жизни — деньги любой ценой, купание в роскоши, при этом другие люди представляют собой угрозу или обузу, поэтому надо стравить их между собой. А воспользовавшись всеобщей враждой, войной всех против всех, проще сохранить свое господство.

Хорошее государство — слабое государство

Наконец, еще две черты, которые замыкают наш список характерных признаков олигархической системы. Первая из них, а в общем перечне тринадцатая — это кумовство во всех формах, местничество, опора во всем на региональных «князьков», курс на распад России. При этом чеченская тема использовалась как таран. Чечня является сугубо олигархическим порождением, не случайно куратором этих регионов всегда выступал Борис Абрамович Березовский.

Другие региональные деятели ведут себя совсем иначе, они не так активно участвуют в борьбе с Центром, однако осуществляют скрытую деятельность, которая находится в полном соответствии с олигархическими планами. Ведь благодаря слабости центральной власти и наличию большого количества региональных «князьков» происходит усиление финансово-олигархических групп на федеральном уровне. При этом Чечня, используемая как рычаг, как пугало, как средство политических манипуляций и финансовых махинаций, необходима и олигархам, чтобы давить на центральную власть, и региональным «князькам», чтобы не платить Центру лишних денег и держать его в узде.

Местничество и доминирование местных интересов над общефедеральными не встречает противодействия, а кумовство пышным цветом цветет во многих регионах, где невооруженным глазом заметно участие родственников высших руководителей в бизнесе и полнейшая личная уния руководства политического и соответствующих бизнес-структур.

Кумовство активно насаждается и в регионах, и в Центре, в чем олигархи, как идеологи системы, заинтересованы. Создаваемая таким образом круговая порука, «замазанность» руководителей связями с коммерческими структурами обеспечивают еще большую закрытость системы. Создается безопасная обстановка для действия олигархических групп, поскольку любой, кто в этой системе отклонится от установленного олигархами курса, будет немедленно раздавлен: его бизнес-интересы будут обнародованы, либо на него будут натравлены государственные органы, прежде всего правоохранительные, контролируемые олигархами и президентской администрацией.

Это роднит олигархическую систему с советской номенклатурной системой, в которой существовал точно такой же порядок: иногда в определенных масштабах (в некоторых областях, регионах, отраслях) допускались воровство и взяточничество, коррупция и теневая экономика. Это делалось для того, чтобы держать людей под колпаком, в страхе и в любой нужный момент взяться за них жестко и показать, кто в доме хозяин. Таков был универсальный метод управления в советских условиях.

Олигархическая «кухня»: слоеный пирог

И наконец, еще одна особенность олигархической системы, возникшей в то время, — это ее иерархический характер. Эта система напоминала некий многослойный пирог.

Первый ее слой возник еще в эпоху массовой приватизации, когда «красные директора» стараниями Чубайса и комитетов по управлению имуществом превращались в собственников, осуществлялась номенклатурная, директорская приватизация. Захватившие контрольные пакеты акций группы директоров либо приближенных к ним лиц составили основную политическую и экономическую базу новой системы.

Затем, спустя некоторое время, через разного рода перераспределительные механизмы и борьбу друг с другом выделились более жизнеспособные в этих условиях банковские группы и местные «князьки». Это были так называемые уполномоченные банки и освобожденные от уплаты налогов регионы, образовавшие второй слой. Этот слой все-таки был еще отделен от «двора».

«Двор», то есть те, кто находился непосредственно вокруг «трона», являлся третьим слоем. Это были фавориты и «дворцовые» интриганы, чуть позже их сократившийся круг, а именно Таня, Валя, Боря и Рома (то есть Дьяченко, Юмашев, Березовский и Абрамович), и, естественно, контролирующая эту группу «семибанкирщина» во главе с ее координатором Анатолием Борисовичем Чубайсом, приобрел название «семья».

Вот такой иерархический характер носила эта система, очень сильно напоминающая Политбюро ЦК КПСС, а также партийные органы на местах. Что характерно: многие прежние партийные и советские руководители перекочевали в эту новую систему, а если даже и не они, то их ближайшие родственники или дружественные им структуры. Они постепенно влились в эту иерархию, которая, по сути, была воспроизведена с конца советского периода и абсолютно не подверглась положительным изменениям, которые в конце 80-х годов все-таки происходили в экономике. Их не затронули ни активизация предпринимательства, ни улучшение работы предприятий через внедрение новых форм хозяйствования, ни усовершенствование хозяйственного механизма, хозрасчета, аренды, ни организация кооперативов и совместных предприятий, центров научно-технического творчества молодежи.

Все это было к тому времени забыто, а некоторые из участников этой деятельности были постепенно интегрированы в жесткую иерархическую трехслойную систему политико-экономического контроля, который сосредоточился в руках новой номенклатурной элиты, абсолютно не функциональной, не способной к решению каких-либо государственных задач. Для того чтобы избавиться от таких руководителей, по большому счету, и затеяны были Горбачевым в свое время все реформы, задача которых была — привести к управлению государством инициативных, достойных и честных людей. Эта задача не только не была решена, но все положительное, что в рамках реформ Горбачева было достигнуто, полностью забылось. В результате сложилась трехслойная тоталитарная монополистическая пирамида политико-экономической власти. «Золото партии» окончательно преобразилось и теперь выражало себя в этой олигархической пирамиде.

ОЛИГАРХИ И ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Существовали ли какие-то отличия новой, сложившейся в середине 90-х годов, системы от старого политбюро? Несмотря на большое сходство с тем, что было, особенно до начала каких-либо реформ, до момента, когда начались какие-то изменения в политике и в экономике во время перестройки, несмотря на сходство с периодом конца брежневского застоя с его разгулом коррупции и фактическим беспределом, отличия имелись. И первое отличие это полное отсутствие ответственности олигархической верхушки за судьбу страны.

В ответе за судьбы страны и народа, или Кузнецы собственного счастья

Политбюро все-таки осуществляло, пусть не совсем в правильной форме, функции государственного управления, пусть иногда допуская ошибки, но все-таки постоянно следило за тем, чтобы наше государство хоть каким-то образом соответствовало параметрам развитого государства в условиях холодной войны и противостояния двух систем. Олигархи, окончательно пришедшие к руководству страной в середине 90-х годов, нисколько не были озабочены тем, что российское государство потерпело тяжелое поражение в холодной войне и оказалось отброшено назад. Это произошло по вине как раз тех политических и экономических сил, которые в 1991 году остановили нормальные экономические и политические реформы и осуществили захват власти, извратив лозунги и идеи, перехваченные у тех, кто на самом деле думал о судьбе страны. Олигархи являлись порождением системы, основы которой были заложены в 1992 году Гайдаром. Затем через чубайсовскую приватизацию, через залоговые аукционы произошел захват политической власти группой «дворцовых» интриганов, фаворитов, субсидируемых из нескольких финансовых источников.

Вот приблизительная картина эволюции российской власти в это время. Эти пришедшие к руководству группы вообще никоим образом не думали о процветании страны, о том, чтобы как-то заботиться о поддержании международного положения России. И на это были веские причины, поскольку они зависели полностью от Запада и рассчитывали на Запад в борьбе с собственным народом, который ненавидел и продолжает ненавидеть шайку, захватившую общенародную собственность, присвоившую ее и при этом, прикрываясь лживой и лицемерной демагогией, еще объявившую себя либералами, демократами и реформаторами. Естественно, эти люди боятся своего народа и могут положиться лишь на западных лидеров (которые заинтересованы в развале России и ее постепенной деградации), поэтому они и не хотят развивать российское государство.