Васнецов опирался на достижения мировой философской, эстетической мысли, но при этом дал свой анализ картины мира, внес в духовную жизнь человечества собственные теоретические открытия, свое неповторимое понимание мира и личности.
Взгляды Васнецова и как теоретика искусства, и одновременно как художника представляют историческую ценность.
Идеи, мысли художника, его позиция и концепция нашли яркое проявление в его произведениях, как отражение самостоятельного поиска
3 Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг. -Архив мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова, инв. №1073-1074, т. 1, л. 5. Далее: Странствование...
8
путей развития искусства, дающего новый, образный материал о действительности кон. XIX - нач. XX в.
Поиск путей выхода из сложившегося культурно-религиозного кризиса рубежа веков Васнецов видел в поиске Бога, в религиозном сознании человека, в обретении правды-истины, которая возможна лишь в познании Бога, в этом предназначение человека.
Васнецов отстаивал гуманистические идеалы, утверждая, что человек, его личность — высшая ценность во Вселенной. Добро, Красота, Истина, Справедливость - вот те идеалы и ценности, которые приведут, по Васнецову, человечество к Богу.
Утверждение художником этического и эстетического начал в искусстве: претворение вечных тем, таких, как любовь к Родине, к национальной природе, национальным традициям и раритетам, и их интерпретация в системе созданных им художественных образах, обогатило искусство кон. XIX - нач. XX в.
В диссертации обозначена проблема соотношения видов искусств (пространственного и временного), впервые рассмотренная в исследовании на конкретном материале: книжные иллюстрации, исполненные Васнецовым к произведениям русской классики (сочинениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова), к собственным литературным произведениям, что значительно углубляет изучение художественного наследия Васнецова.
Степень научной разработанности проблемы. Литературу, раскрывающую различные аспекты проблематики, можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся монументальные труды и исследования, посвященные истории русского искусства кон. XIX - нач. XX в., где отражены проблемы синтеза искусства, духовные искания крупнейших художников рубежа веков, проблемы стиля и художественных направлений в искусстве нач. XX в., а также специальные исследования жанров изобразительного искусства; труды по истории сценографии и театрально-
9
декорационному искусству рубежа веков. Ценные сведения для настоящего исследования были почерпнуты в трудах Богемской К.Г., Гозенпуда А.А., Лобанова В.М., Манина B.C., Мальцевой Ф.С., Подобедовой О.И., Сарабья-нова Д.В., Стернина Г.Ю., Сыркиной Ф.Я., Федорова-Давыдова А.А.4
Вторая группа включает мемуары, статьи, письма выступления, интервью современников Васнецова, в которых раскрывается характер эпохи, дается оценка творчеству Васнецова, характеристика его личности, что представляет непосредственный интерес для исследования. Воспоминания БенуаА.Н., Нестерова М.В., Грабаря Н.Э., ЮонаК.Ф. и других.
Третья группа охватывает непосредственно круг исследований, посвященных творчеству А. Васнецова. Существует только одна персональная монография о его жизни и творчестве - книга Л.А. Беспаловой5 «Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933» (1983). Монография не утратила своей научной ценности, но теоретические аспекты творчества Васнецова в ней не рассматривались, только упоминалась книга «Художество». Тема мало изучена и исследована. Несмотря на недостаточную разработку темы, нельзя не отметить существующие статьи и диссертации, в которых затронуты те или иные аспекты творчества Васнецова: работы Васнецовой Е.К., Векслера А.Г., Горюновой Л.Б., Козлова В.Ф., Малышевой Т.В., Шмидта И.А.6
Все перечисленные труды касаются, однако, только художественного наследия А. Васнецова как живописца, графика, автора эскизов декораций и т.д.
4 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992. - 336 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - М.: Музыка, 1975. - 368 с. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с. Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2001. - 630 с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - М.: Галарт, 2001. - 301 с. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. - М.: Искусство, 1970. -292 с.
5 Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 228 с.
6 Векслер А.Г. A.M. Васнецов - художник-исследователь прошлого Москвы // Москва в творчестве A.M. Васнецова. Сборник. - М.: Московский рабочий, 1986. - С. 36-56. - 271 с. Горюнова Л.Б. Творчество A.M. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков. Дис. ...канд. культурологических наук. - Киров, 2004, - 175 с.
10
Теоретические взгляды художника до настоящего времени не были предметом специального рассмотрения, что и позволяет говорить об актуальности данной работы.
Цель исследования — раскрыть творческую личность Васнецова как теоретика искусства, рассмотреть его художественное наследие как синтез теории и практики искусства.
Задачи исследования:
- Реконструировать взгляды Васнецова на природу и искусство как целостную эстетическую концепцию, которая является вкладом в теорию искусства начала XX в.
- Выявить теоретические установки, положения, мировоззренческие и эстетические идеи и взгляды Васнецова, рассмотреть их реализацию в художественной практике Васнецова.
- Определить этические и эстетические начала искусства в круге вечных тем и их интерпретацию в художественных образах, созданных Васнецовым.
Объект исследования - теоретические воззрения Васнецова и их проявление в различных видах изобразительного искусства - живописи и графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - научные труды Васнецова по теории искусства, художественное наследие Васнецова.
Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, герменевтические исследования, историко-искусствоведческие и творческо-психологические исследования.
Методы исследования обусловлены спецификой поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: метод реконструкции, гносеологический и аксиологический анализы, искусствоведческий анализ произведений, включение элементов биографического метода исследования и элементов герменевтического метода в искусствоведческое
11
исследование. В целом, к изучению данной темы потребовался комплексный подход.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в полном объеме исследуются теоретические воззрения Васнецова, его целостная эстетическая концепция на искусство и жизнь, с использованием неопубликованного источника - рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», которая впервые вводится в научный оборот, что позволило:
- показать по-новому сам масштаб личности Васнецова, его многогранность таланта, его вклад как теоретика, мыслителя в историю русского искусства конца XIX - начала XX в.;
- рассмотреть живописца как модель универсальной творческой личности в искусстве рубежа веков с позиции ценностного самоопределения художника относительно времени.
- проанализировать наследие Васнецова в синтезе его теории и художественной практики искусства.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положение и теоретические выводы могут быть использованы в исследовании истории отечественного искусства конца XIX - начала XX в., в курсах теории и истории искусства, в творческой деятельности научных сотрудников музеев и архивов, в культурно-просветительской деятельности.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на конференциях: в г. Кирове, на Международном конгрессе соотечественников (1993), Кировский областной художественный музей им. братьев В.М. и A.M. Васнецовых; в Российском культурном центре, на творческом семинаре музейных специалистов в Г.Будапеште (1998); в г.Саратове, на VIII Боголюбовских чтениях (2002)
12
Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева; на научно-практической конференции Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (2005). Материалы исследования использовались в цикле лекций «Васнецовских вечеров» в культурно-просветительской деятельности Мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова (2003-2005); в монографии «Мемориальный музей-квартира A.M. Васнецова. Путеводитель. - М.: ОАО Московские учебники, 2004. - 207 с. (в соавторстве ЯдохинаЕ.И., Кудрявцева Л.С.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения.
13
ГЛАВА ПЕРВАЯ А.М. ВАСНЕЦОВ О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ИСКУССТВА
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) - живописец, график, художник театра и книжной графики, автор ряда трудов по теории искусства, эстетике, истории, археологии, архитектуре и астрономии.
Теоретическое наследие Васнецова многообразно и интересно.
Впервые в работе теоретическое наследие Васнецова рассматривается в полном объеме, с использованием и введением в научное исследование нового архивного источника - двухтомной рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.». Это дает возможность по-новому рассмотреть мировоззренческие и эстетические взгляды, идеи, мысли художника, которые проявились в его художественном творчестве.
Васнецов обосновал свою художественную практику теоретическими исследованиями. Творчество и теоретическая мысль шли параллельно в жизни художника, теоретические идеи, концепции обобщали и закрепляли художественную практику.