§ 1. Мировоззренческие позиции
Мировоззренческие позиции художника формировались под воздействием опыта европейской философской мысли. Понимая роль и значение философского знания, А. Васнецов писал: «Философия не должна быть пессимистической, так как она обнаруживает бытие, а бытие вечно, излагаемая философская система носит оптимистический характер. Задача истинной философии - указать на светлые пути, чтобы истина - как путеводная звезда вела человека к предназначенной цели»7, познанию мира и совершенствованию во Благе. Целью написания стало не только осмысление художником мировоззренческих проблем для себя, но и желание
7Странствование..., т. 1, л. 5-6.
14
познакомить со своими взглядами на жизнь молодое поколение художников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где Васнецов преподавал класс пейзажа с 1901 по 1918 гг.
«Мир подобен постоянно развертывающемуся свитку; наше сознание прочитывает только то, что написано на развернутой его части; свернутое же остается для нас постоянной тайной... Бесконечный план совершенствования
о
мира, его прогресса останется для нас вечной тайной» . Поэтому, считает Васнецов, человеку необходима «нить Ариадны» - философское знание, чтобы понять мир в целостности и совокупности, понять какова его субстанция, имеет ли он смысл и разумную цель, какую ценность представляет человеческая жизнь и наши дела и поступки, какова природа добра и зла, что такое счастье.
Человеку в жизни необходимо философствовать. Но на эти вопросы у науки нет ответа, каждая наука представляет отрывочное знание, и только философия дает систему знания о мире как целом. Иначе, писал Васнецов, можно уподобиться слепцам в известной древнеиндийской притче. «Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот; другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", — ответил первый слепой. "Это что-то большое, как бревно", - сказал второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", — заметил третий». В этой притче есть намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается в обобщающей мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание конкретных наук. Поэтому огромное значение в жизни человека имеет философия.
Васнецов, решая вечный вопрос о соотношении духа и материи, исходил из того, что материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа невозможно понять смысл сущего, целесообразность и
8 Странствование..., т. 1, л. 5-6.
15
гармонию в мироздании, формообразование всего и вся. Рассматривая проблему бытия, Васнецов основывался на достижениях греческой античной мысли: различал бытие и сущее.
Сущее — совокупность окружающих вещей, но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим или всем - признак мира (сущего вообще), который заключается в том, что мир - вообще существует. Это выражается в понятии бытия. Бытие - это чистое существование, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое. Это действительность в полном смысле слова, все остальное производно, вторично, ограничено. Бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия - это попытка человека прикоснуться к истинному существованию, понять что значит «быть», а не просто существовать, как растение или животное. Бытие, согласно учению древнегреческого философа Парменида, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает, оно существует всегда, оно неделимо, всегда есть целиком, оно целостно и неподвижно, завершено, закончено и самодостаточно. Понять его можно, как полагал Васнецов, через проявления в нас - как добро, любовь, ум и т.д. Следовательно, бытие - это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей, но и высшая нематериальная субстанция - Бог.
Метафизическое сознание воспринимает мир, так, что позади всякой вещи и всякого явления открываются бесконечные, не доступные нам дали и глубины. Бытие открывается человеку, становится доступным для мысли, когда он находится в особом бытийном состоянии - состоянии любви, справедливости, в таком состоянии ума, когда приходят мысли, в которых звучит голос бытия.
А. Васнецов, как и другие философы, стремился познать и объяснить то, что не могло быть предметом опыта, что можно понять только мыслью, а мысль может познать истину. Это стало возможно благодаря учению
16
Парменида, открывшего новое измерение универсума, которое было несводимо к природе - ни к окружающему миру, ни к природе человека.
Все знания о мире - это знание о небольшой его части. Вселенная бесконечна, существуют, как писал Васнецов, иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. «Темной и тихой августовской звездной ночью, - предлагает' Васнецов своим читателям, -выйдите в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день... Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица... Вы поймете, постигнете, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной»9.
Поиск бытия для человека, считал Васнецов, - это поиск истоков, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать себя необходимой частью бытия. Поиск бытия - это поиск человеком себя, своего отношения в мире и к миру, преодоление человеком своего одиночества в мире. Это попытка раскрыть тайну мира, любой вещи или явления. Эти поиски составляют незримую основу в науке, искусстве, религии, в стремлении человека к счастью, к долгу, к любви.
Бытие - тайна, которую познать человеку до конца нельзя, но можно прожить, тогда тайна в какой-то степени будет им понята. Поэтому
9 Странствование..., т. 2, л. 138.
17
необходимо огромное мужество и терпение, чтобы пройти путь, ведущий к истинному познанию бытия. Понимание бытия вырывает человека из хаоса жизни, делает его самого бытием, и тогда человек ощущает радость своего существования на земле, что «я есть», я существую.
Изучив различные философские взгляды на вопрос об онтологии сознания, Васнецов разделял точку зрения ученых нач. XX столетия, что сознание - бытийствует, оно есть проявление бытия в человеке. Все, что человечество знает о мире, дано ему через сознание. Сознание - безусловная точка отсчета в философских воззрениях Васнецова. Сознание понимает, изучает, выстраивает мир, завершает его, приводит к целостному осмыслению мира. Для человека мир есть ничто другое, как осознание его мыслями. Весь свой смысл и бытийную значимость мир получает только из действия сознания. Человек оценивает мир, чтобы он мог жить и действовать в нем. Васнецов выделяет две стороны сознания - предметное сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий, и самосознание — сознание, направленное на самого себя. В основу познания мира Васнецовым был положен тезис о том, что все, что существует для познания, т.е. весь мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, который его постигает через ощущения, впечатления, чувства и представления. Нет субъекта без объекта, как нет и объекта без субъекта. «Познавая себя, ты познаешь мир - объект и, познавая мир - объект, ты познаешь себя», - вот основное положение, предлагаемое Васнецовым в его философских воззрениях.
Познавая мир, - может ли человек постигнуть его до конца, раскрыть его тайну? - вопрошает Васнецов. И отвечает: - «Нет, не может». Мир -целостен, гармоничен, телеологичен, мир - это постоянное творчество, и он постоянно совершенствуется. Сама идея совершенствования мира - благая цель его создания. Человек, его душа, также должен познавать себя и совершенствовать свою жизнь. Критерием познания для человека, его души является истина. Истина существует в законах, которые вне нашего сознания.