Смекни!
smekni.com

Темы и образы: реализация творческих идей в художественной практике Васнецова § Пейзажная живопись (стр. 1 из 3)

Содержание

Оглавление

Введение...3

Глава первая.

A.M. Васнецов о природе и сущности искусства...13

§ 1. Мировоззренческие позиции...13

§ 2. Эстетические взгляды ...35

Глава вторая.

Темы и образы: реализация творческих идей

в художественной практике Васнецова...71

§ 1. Пейзажная живопись...78

§ 2. Графика...116

§ 3. Театрально-декорационное искусство ...135

§ 4. Декоративно-прикладное искусство

и архитектурные проекты...143

Заключение ...148

Библиография ...'...151

Приложение ...161


Введение

ВВЕДЕНИЕ

Г

Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентации определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.

Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный

кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования.

Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой

личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала

решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители,

художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в

«^ многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и

1 неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых

художественных ценностей.

Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.

Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.

Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов, М.А. Воло-! шин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные

течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского

4

авангарда - В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, П. Филонов, Н.Н. ГТунин1 и другие, теоретически обосновавшие беспредметное искусство, как необходимую основу для дальнейшего развития всех пространственных искусств. К слову, эти же процессы происходили и в других видах искусства. Достаточно назвать К.С. Станиславского в театре, А.Н. Скрябина - в музыке.

Столь разнообразные эстетические программы и установки, заявленные художниками-теоретиками искусства, не только определяли современное им искусство, но и делали заявки на будущее его развитие.

Достойное место среди самобытных и интереснейших мыслителей, теоретиков искусства нач. XX в. занимает и творческое наследие А. Васнецова.

В данной работе не ставится цель рассмотреть труды других художников-теоретиков искусства, а четко ограничивается круг исследования теоретическими трудами А. Васнецова, мировоззренческие и эстетические идеи которого, изложенные в неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.», в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи», в серии статей и т.д., нашли яркое воплощение в созданных им художественных образах.

Свое мироощущение, миросозерцание, концепцию бытия, свои представления о человеке и жизни, о добре и зле, красоте и истине, о прошлом и будущем человечества и искусства во многом определило

1 Бенуа А.Н. Критические и художественные статьи по вопросам искусства в журналах «Мир искусства», «Аполлон». Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Вып. 2. - СПб., 1902. - 285 с. Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. - М.: Изд. И. Кнебеля, 1908. - 133 с. Васнецов A.M. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. - Харьков: Научная мысль, 1923. - С. 1-63.- 282 с. Кандинский В.В. Художественные статьи в журналах «Новости дня», «Мир искусства», «Аполлон», «Речь». Кандинский В.В. О Духовном в искусстве (1910), автобиографическая книга Ступени (1919) и другие. Издание альманаха «Синий всадник». Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата (Уновис, Витебск; Берлин, 1922). Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм (1916). Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Статьи, манифесты, теоретические сочинения (1913-1929). Матюшин М.В. Статьи. Опыт художника новой меры (1926). Закономерность цветовых сочетаний и др. Пунин Н.Н. Первый цикл лекций по современному искусству (1920). Юон К.Ф. Статьи. Природа и жизнь в искусстве. Театр художника. Театрально-декорационное искусство и др. // Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. - М.: Советский художник, 1959.-383(1) с;-284 (2) с.

5

своеобразие эстетического мышления Васнецова и его художественного творчества.

Васнецов был одним из организаторов и создателей «Союза русских художников», одного из многочисленных тогда возникших объединений, которое определяло во многом и общий эстетический характер эпохи, так и будущее развитие путей русского реалистического искусства.

Проблема творческой личности в искусстве, места творца в художественном процессе остается актуальной в практике искусства. В настоящей работе творческая личность Васнецова рассматривается как субъект искусства этого времени, его мировосприятие, переживания, сомнения, эстетические воззрения на искусство, которые обогатили сложное, многогранное и насыщенное эстетическое содержание эпохи конца XIX -нач. XX столетия.

Теоретические воззрения Васнецова известны в истории искусствознания по его книге «Художество», изданной в 1908 г. в России, а затем переизданной в 1909 г. в Вене, по предложению немецкого издателя К. Китайбля.

В ней были обозначены актуальные проблемы искусства начала XX в.: о природе искусства, его целях, месте и значению в жизни людей; проблемы художественного образа и символа в искусстве, проблема красоты, роль и значение творца в художественном процессе, способах и методах создания произведений искусства, другие вопросы, которые требовали разрешения в нач. XX в. и остаются актуальными и современными в настоящее время. Васнецов изложил достаточно четкие свои мировоззренческие и эстетические взгляды на жизнь и искусство, представляющие интерес для современного исследования.

Вся практика существования человечества показывает актуальность проблемы прекрасного, красоты в искусстве, которая реально существует. Мыслители каждой эпохи решали ее по-разному. Васнецов изложил свои теоретические взгляды на проблему красоты в искусстве и в

6

действительности в статье «Происхождение красоты», написанной в 1915 г., но в связи с событиями I мировой войны и революции в России опубликованной лишь в 1923 г., в Харькове.

Большое внимание и значение в этом теоретическом исследовании Васнецов уделял сознанию человека, его роли в эстетическом восприятии произведений искусства, считал, что только развитому сознанию человека раскрываются глубины произведений, сущность образной мысли творца. Поэтому ключевое, значимое место в жизни человека он отводил эстетике. Проблему эстетического воспитания и развития нации в начале XX в. он считал наиважнейшей.

В данном исследовании содержится анализ теоретических положений, установок, позиций, высказанных Васнецовым в научных трудах, статьях, письмах, которые подтверждают его взгляды на искусство, как художника-реалиста.

Помимо указанных (книги «Художество» и статьи «Происхождение красоты») существует неопубликованная, неизвестная рукопись A.M. Васнецова, которая бережно хранилась в семье потомков художника (сына художника Всеволода и его супруги Екатерины Васнецовых), переданная в дар Государственной Третьяковской галерее (Мемориальному музею-квартире A.M. Васнецова) по завещанию в 1997 г. Двухтомная рукопись «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» охватывает период с 1914 по 1932 г.

Рукопись состоит из двух объемных тетрадей: включает более 1200 страниц мелко исписанных автором фиолетовыми чернилами, и с вклеенными в них печатными материалами. Из всего огромного объема рукописи к настоящему времени опубликованы лишь несколько страниц в статье «Противостояние Аполлинария Васнецова» в журнале «Наше наследие» (всего девять страниц).

2 Васнецова Е.К., Ядохина Е.И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80-89.

7

Обстоятельный анализ этой неопубликованной рукописи, впервые вводимой в научный оборот, и составляет центральную задачу диссертации.

Целью написания двухтомного труда, как отмечал сам художник в предисловии, была попытка «изложить в стройной системе мировоззрение»3. В рукописи Васнецов попытался осмыслить волнующие его проблемы: философские, религиозные, эстетические; выразил свои взгляды на искусство (теорию красоты, теорию формы); затронул вопросы о человеке и жизни, личности и общества, государственного устройства, о добре и зле, счастье и другие. На протяжении 18 лет он вел записи, многие из которых потаенные: здесь и беглые замечания, и глубокие наблюдения и размышления о жизни, и попытки осмыслить историю и сущность русского. Васнецов тяжело переживал события в России после революции, видя уходящую Россию, которую он знал и любил, дал оценку происходящим событиям сер. 1920-х -нач. 1930-х гг.

Между тем, в этом труде особенно ярко проявился талант Васнецова как ученого-теоретика, по-новому открылся и масштаб самой личности художника. Рукопись позволяет создать более объективную картину развития русского искусства кон. XIX — нач. XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное Васнецову, внесшему существенный вклад в его развитие.