[26] Давыдов А. П.. Социокультурные основания модернизации религиозного сознания. – «Мир психологии». №2. 2003. С. 259-278.
[27] Иер. 4: 22.
[28] Иер.5:1.
[29] Иер. 9:2.
[30] Ис. 64:1.
[31] Числ. 23: 19.
[32] Мф. 13: 41; 17: 9 .
[33] Богочеловек. - Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 3. С. 352.
[34] Мирандола П. Речь о достоинстве человека. - История эстетики. М., 1962. Т. 1. С. 507.
[35] Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1977. Т. 2. С 194.
[36] Иов. 13:22.
[37] Иов. 30:20.
[38] Иов. 31:35.
[39] Пс.12:2.
[40] Ис. 64:1.
[41] Ин.3:16.
[42] Исх. 3:14.
[43] Ин. 14:6.
[44] Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения.1520-1526. 1994.
[45] См. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
[46] Числ. 23:19.
[47] Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1997. Т.1. С. 461.
[48] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 125, 127.
[49] Дитрих Бонхоффер был повешен эсесовцами в концлагере Флоссенбург 9 апреля 1945 г.
[50] Бонхоффер Д. Сопротивление и покорность. М. 1994. См. также Бонхоффер Д. «Письма из тюрьмы» в русском переводе: Бонхоффер Д. Сопротивление и покорность//Вопросы философии. 1989. №10,11.
[51] Бонхоффер имеет ввиду ответ Лапласа Бонапарту, спросившего его, верит ли он в Бога. Лаплас ответил, что «не нуждается в этой рабочей гипотезе».
[52] Бонхоффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994. С. 237-238.
[53] Там же. С. 240.
[54] Робинсон Дж. А. Быть честным перед Богом. Пер. с англ. М., 1993. С. 53.
[55] Наиболее известные работы Рудольфа Бультмана: «История синоптической традиции»(1921), «Иисус»(1926), «Новый Завет и мифология»(1941), «Евангелие от Иоанна»(1941), «Теология Нового Завета», т. 1-2 (1948-1953), «История и эсхатология» (1957).
[56] Мень А. История религии. В семи томах. Т. 1. М. 1991.
[57] Теодицея (лат.) – оправдание Бога. Попытка совместить существование Зла и существование Бога как Всеблагого, Всемилостивого, Всемогущего т. п. Логика совмещения есть логика теодицеи.
[58] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 1. С. 248.
[59] Лермонтов М. Ю. Указ.соч.Т.1. С.256.
[60] Тертерян И. А. Введение. – История мировой литературы в 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 27.
[61] Кондаков И. В. Нещадная последовательность русского ума (русская литературная критика как феномен культуры). – «Вопросы литературы». 1997. №1. С. 161.
[62] Блок А. А. О искусстве. М., 1980. С. 290.
[63] Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов. (К 60-летию со дня кончины). – Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989.С. 263.
[64] Аксаков К. С. Обозрение современной литературы. – Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. С. 329.
[65] Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин – Грибоедов – Гоголь - Лермонтов. – Григорьев А. А. Искусство и нравственность. М., 1986.С. 107-111.
[66] Шевырев С. П. «Герой нашего времени». – Русская критика XVIII-XIX вв. М., 1978. С. 158-159.
[67] Страхов Н.Н. Бедность нашей литературы. – Страхов Н. Н. Литературная критика. – М., 1984. С. 94.
[68] Соловьев В.С. Лермонтов. – Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С.274-291.
[69] Мережковский Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. – Мережковский Д. С. Избранное. Кишинев. 1989. С.473-506.
[70] Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов. (К 60-летию со дня кончины). – Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989.С. 263 - 273.
[71] Андреев Д. Роза мира. М.,1993.
[72] Белинский В. Г. Собрание соч. : В 9 т. Т. 3. М., 1979. С.78-150, 216-293.
[73] Архипов В. Поэзия подвига. Вводная статья к: М.Ю. Лермонтов. Указ. соч. Т.1. С. 3-46.
[74] Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
[75] Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.С. 176-207.
[76] Усок И. Е. «Ночное светило русской поэзии (Мережковский о Лермонтове). – Мережковский Д. С. : мысль и слово. М., 1999. С.258-273.
[77] Мирский Д.С. История русской литературы. С древнейших времен до 1925 года. (Перевод с англ.). Лондон, 1992. С. 216.
[78] Дунаев М. М. Православие и русская литература. Часть I-II. М., 2001. С. 312-386.
[79] Соловьев В. С. Литературная критика. М., 1990. С. 290-291.
[80] Афанасьев В. В. Лермонтов. ЖЗЛ. М., 1991.
[81] Афанасьев В. В. Указ. Соч. С. 265.
[82] Афанасьев. В. В. Лермонтов. ЖЗЛ. М., 1991. С. 268.
[83] Афанасьев В. В. Указ. Соч. С. 268.
[84] Афанасьев В. В. Указ. Соч. С. 226.
[85] Афанасьев В. В. Указ соч. С. 227.
[86] Афанасьев. В. В. Лермонтов. ЖЗЛ. М., 1991. С. 230.
[87] Там же. С. 241.
[88] Афанасьев В. В. Лермонтов. ЖЗЛ. М., 1991. С. 535.
[89] Афанасьев В. В. Указ. Соч. С. 465.
[90] Афанасьев В. В. Указ. Соч. 464.
[91] Архипов В. Поэзия подвига. - Вводная статья к: Лермонтов М. Ю. Собр. соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1969. С. 3-46
[92] Архипов В. Указ. соч. С 3.
[93] Архипов В. Указ соч.С. 4.
[94] Архипов В. Указ соч. С 4.
[95] Архипов В. Указ соч. С 4-5.
[96] Архипов В. Указ соч. С 6.
[97]Архипов В. Указ соч. С 7.
[98]Архипов В. Указ соч. С 9.
[99]Архипов В. Указ соч.С. 13-14.
[100]Архипов В. Указ соч.С. 14.
[101]Архипов В. Указ соч. С 36.
[102] Журавлева А. И. Лермонтов и романтическая лирика 30- годов XIX века. – Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. филол. н. М., МГУ.1967.
[103] Удодов Б. Т. К вопросу о лирическом герое Лермонтова. – Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж. 1974.С. 73-90.
[104] Эйхенбаум Б. Основные проблемы изучения Лермонтова. «Литературная учеба». 1935. № 6. С. 29 – 41.
[105] Максимов Е. Д.. Поэзия Лермонтова. 2 изд. М.- Л., 1964.С. 58
[106] Мануйлов В. А. М. Ю. Лермонтов. – История русской литературы. Т. 7. М.-Л., 1995. С. 263 – 378.
[107] Кулешов В. В. Указ. Соч. С. 207.
[108] Блок А. А. Искусство и революция. – Александр Блок. Об искусстве. М., 1980.С. 376 – 390.
[109] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5. Т.13. С. 88.
[110] Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. Изд. второе. М., 1978.С.185,186,270.
[111] Голованова Т. П. М. Ю. Лермонтов. - История русской литературы. Т. 2. Л., 1981. С. 75 – 136.
[112] - 38, с. 37.
[113] Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.. Я. М., 1974.С. 167; Кулешов В. В. Указ. соч. С. 190.
[114] Блок А. А.. Педант о поэте. – Блок А. А. Об искусстве. М., 1980. С. 292-293.
[115] Блок А. А. Указ. соч. С. 294.
[116] Кулешов В. И. История русской литературы XIX века. М., 1997. С 190.
[117] Кулешов В. В. Указ. соч. С. 191.
[118] Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 4. С. 196 – 335.
[119] Мирский. Д. С. История русской литературы. С древнейших времен до 1925 г. (пер. с англ.). Лондон. 1992. С. 245.
[120] Афанасьев В. В. Указ. соч. С. 453.
[121] Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 117.
[122] Белинский В. Г. Герой нашего времени. – Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 118.
[123] Белинский В. Г. Герой нашего времени. – Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 100.
[124] Там же. С. 100.
[125] Лк.6:32-35
[126] Мф.5:46.
[127] Лук.22:49.
[128] Белинский В. Г. Герой нашего времени. – Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 102-103.
[129] Вацуро В. Э. Лермонтов. – История всемирной литературы в 9 томах. Т. 6. М.,1989. С. 369.
[130] Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1. Ч. 2. С. 126.
[131] Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.С. 253.
[132] Белинский В. Г. Герой нашего времени. – Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М., 1978. С. 144.
[133] Чаадаев П. Я. Избранные сочинения и письма. М., «Правда». 1991.С. 22-40.
[134] Ерофеев В. В. Энциклопедия русской души. М. 1999. С. 36.
[135] Лермонтов в поэме «Боярин Орша» пишет о переживаниях Арсения «в час расставания с землей»:
Иль он невольно в этот миг
Глубокой мыслию постиг,
Что он в цепи существ давно