Смекни!
smekni.com

Новозаветность и гуманизм. Вопросы методологии (стр. 98 из 99)

Едва ль не лишнее звено?..»

Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.2. С. 258.

Между чаадаевскими высказываниями о том, что русский человек выпадает из порядка разумного существования, и приведенным лермонтовским четверостишьем, существует, возможно, связь. Вывод – содержательная связь или только стилистическая – должны сделать филологи и культурологи. В этом анализе ключевым должно стать слово «давно». Очевидна также связь между бессмертным чаадаевским образом «призрачного бытия особи, оторванной от своего видового целого… » и очень личным лермонтовским образом – листком увядшим и оторванным от мира буйной зелени как от своего видового целого («Листок»), плодом, до времени созревшим и выглядящим бессмысленным среди других плодов как среди своего видового целого («Гляжу на будущность с боязнью» и др.) и т.д. Эта связь также требует специального исследования. О связи между «Первым философическим письмом» Чаадаева и лермонтовской «Думой» сказано много, но она лишь частный случай влияния Чаадаева на Лермонтова. Филологи и культурологи должны увидеть эту связь в «Герое нашего времени», «Вадиме», «Демоне»... , пытаясь понять ее и как лермонтовскую интерпретацию логики мышления Чаадаева и как меру его анализа человеческой реальности.

[136] Иларион. Слово о законе и благодати. – Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 1. СПб., 1894. С. 70.

[137] Ерофеев В. В. Энциклопедия русской души. М., 1999.

[138] См. А. Л. Янов. Тень Грозного царя. М., Круг….

[139] См. А. С. Ахиезер, А. П. Давыдов, М. А. Шуровский, И. Гр. Яковенко, Е. Н. Яркова. Социокультурные основания и смысл большевизма. Новосибирск, 2002.

[140] О циклах в истории России см. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск. 1997; Янов А. Л. Тень грозного царя. М. 2001; Биллингтон Дж. Лики России. Перев. с англ. М., 2001; он же. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. М., 2004.

[141] Ключевский В. О. Статьи о русской культуре. – Ключевский В. О. Собр. соч.: В 9 т. Т. 9. М., С. 100.

[142]Лермонтов М. Ю. Поэт. – Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 1. С. 283-284.

[143] Лучшим возражением народническим литературоведам, считающим, что Лермонтов в своем творчестве призывает к революции, являются иронические строки из лермонтовской поэмы «Сашка»: «Борьба рождает гордость. Воевать/С людскими предрассудками труднее,/Чем тигров и медведей поражать./Иль со штыком на вражьей батарее/За белый крестик жизнью рисковать.../Клянусь, иметь великий надо гений,/Чтоб разом сбросить цепь предубеждений,/Как сбросил бы я платье, если б вдруг/Из севера всевышний сделал юг». – Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.2. С. 287. Лермонтов ни в стихотворении «Поэт», ни во всем своем творчестве не собирался из севера делать юг.

[144] Рим. 6:6.

[145] Еф. 4:21-24.

[146] Кор. 3:9.

[147] Рим. 7:8.

[148] Лермонтов М.Ю. Смерть поэта. – Лермонтов М.Ю. Указ. Соч.Т.1. С. 267-268.

[149] Пс. 90: 1.

[150] Пс. 120:5.

[151] Пс. 30:21.

[152] Ин. 19:7.

[153] Ис. 10:18.

[154] Быт. 18:10.

[155] Пс. 98:4; 118:121; Ис. 22:3; Иез. 18:5; 33:14-16; 45:9.

[156] Рим. 7:1-25.

[157] Пс. 17:28.

[158] Лк. 1.51.

[159] Ис. 13:11.

[160] Ис.23:9.

[161] Пс.57:11.

[162] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 87.

[163] Ис. 59:7.

[164] Иер.7:6.

[165] Иер. 22:17.

[166] Мф.23:35.

[167] Мф.27:4.

[168] От. 12:11.

[169] Быт. 4:12.

[170] Чаадаев П. Я. Избранные сочинения и письма. М., 1991.С. 26.

[171] Лермонтов М. Ю. Пророк. – Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 1. С. 344.

[172] Предлагаю свою версию автобиографичности стихотворения. Лермонтов с 13 лет начал писать стихи. С самого начала его поэзия носила социальный характер, вошла в конфликт со многими сложившимися культурными стереотипами, с властями. Был подвергнут гонениям. Отсюда автобиографичность первой строфы. Ему однажды в наказанье за стихи был не разрешен въезд в Москву. Много раз обращался с прошениями разрешить въехать в столицу, но ему долго отказывали. Он ездил тайно, ходил, пробираясь меж домами, боясь быть замеченным. Отсюда автобиографичность пятой строфы. Был разжалован за стихи и послан в действующую армию на Кавказ. И там, как он считает, он находился в большей гармонии с окружающей средой, чем в столице. Отсюда автобиографичность третьей и четвертой строф. Его ненавидел высший свет, и до последнего дня он оставался объектом ненависти и насмешек со стороны преуспевающих членов общества. Отсюда автобиографичность шестой и седьмой строф. Близость переживаний Лермонтова и Пророка позволяет говорить об автобиографичности предмета и логики анализа, предпринятого в стихотворении.

[173] Лк. 6:22.

[174] Лк.6: 24-26.

[175] Мысль об «Иисусовом подвиге» Пророка принадлежит Ю. А. Давыдовой.

[176] Лермонтов М. Ю. Дума. – Лермонтов М. Ю. Указ. Соч.Т. 1. С. 281-282.

[177] Ин. 8:12.

[178] Иер. 13: 16.

[179] Иер. 16: 19.

[180] Иез. 25:3-4.

[181] Иер. 10:15.

[182] Мих. 6:14.

[183] Иер.42:18; 44:12.

[184] Лермонтов М. Ю. Демон. – Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т.2. С. 413 – 520.

[185] Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры в трех томах. Т. 2, ч. 1. М., 1994. С. 303.

[186] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 2. С. 405.

[187] Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов (К 60 – летию со дня кончины). – Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989.С. 269.

[188] Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов (К 60 – летию со дня кончины). – Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989.С. 269.

[189] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 324-325.

[190] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 3. С.157.

[191] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 3. С. 176.

[192] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.3. С. 111-112.

[193] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т.3.С. 172; Т.3. С. 248.

[194] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т.1. С. 53 .

[195] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 2. С.

[196] Лермонтов М. Ю. Т..С..

[197] Лермонтов М. Ю. Т. 1. С. 77.

[198] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 404.

[199] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч., Т. 4. С. 217.

[200] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 2 С. 405.

[201] Лермонтов М.Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 51-54.

[202] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.4. С. 54.

[203] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 1. С. 83-84.

[204] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 1. С. 256.

[205] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т.1. С. 248.

[206] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 1. С.145.

[207] Altizer, Thomas J. J. The Gospel of Christian Atheism. Philadelphia: Westminster,1966, pp.40-54.

[208] Лермонтовская энциклопедия. М., 1997. С. 303-304.

[209] Гумилев Н. С. Забытая книга. М., 1989. С. 144.

[210] Быт. 1:1.

[211] Ин.1:1-5.

[212] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.1. С. 241.

[213] Лермонтов М. Ю. Указ. соч.Т.2. С. 185.

[214] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 1, с. 324-325.

[215] Мережковский Д. С. Лермонтов. Гоголь. СПб. 1911. С. 43.

[216] Манн Ю. Русская литература XIX в. М., 2001. С. 225.

[217] Там же. С 225.

[218] Там же. С. 224

[219] Там же. С. 226.

[220] Розанов В. В. М. Ю. Лермонтов. К 60-летию со дня кончины. – В. В. Розанов. Мысли о литературе. М., «Современник». 1989. С. 273.

[221] От. 3:15.

[222] От. 3:16.

[223] Афанасьев В. В. Указ. Соч. С.292.

[224] Давыдов А. П. «Духовной жаждою томим». А. С. Пушкин и становление срединной культуры в России. Новосибирск, 2001.

[225] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 370.

[226] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 366.

[227] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 436.

[228] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 4. С. 380.

[229] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 370.

[230] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 3. С. 185.

[231] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т. 2. С. 276.

[232] Лермонтов М. Ю. Указ. соч. Т.2. С. 77.

[233]Тургенев И. С. Собр. соч.: в 12 т. Т. 10. –М., 1954. С. 291.

[234]Пастернак Б. Об искусстве. -М., 1990. С. 356.

[235]Пс.68:4.

[236]Ис. 63: 19.

[237]Мф. 28: 20.

[238]От. 3, 20.

[239] Лермонтов М. Ю. Указ. Соч. Т. 1. С. 278.

[240] Толстой А. Н. Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова. – А. Н. Толстой. Полн. собр. соч. Т. 13. -М., 1949. С. 428.