Алексей Давыдов
Поверить Лермонтову
Личность и социальная патология в России.
XIX-XX-XXI вв.
2006
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………. 7-21
О чем эта книга?
Почему я пытаюсь опереться на Лермонтова?
Почему мое исследование культурологическое?
С чем я согласен и с чем нет?
Как я буду вести свой анализ?
Как все начиналось?
Лермонтовский ренессанс.
Глава 1. Новозаветность и гуманизм. Вопросы методологии.………………………….……………………………………………… 23-95
Методологические основания культурологического анализа……..... 23-57
Способность быть личностью как основание культуры
и культурологического анализа
Всеобщее и единичное. Два всеобщих
«Нераздельное и неслиянное». Застревание
Инверсия и медиация.
Дуальная оппозиция «Бог – человек»
Критика культуры как критика народа
Логика социальной патологии
Новозаветно-гуманистическая методология.
Типология сдвига в культуре древних евреев…………...……………… 58-69
Изменение представления о Боге
Изменение представления о человеке
Представление о богочеловеке как о личности
Значимость идеи богочеловека для развития западной
и русской культур
Типология сдвига в культуре Европы, связанного с Реформацией (XVI в.)………………………………………………………………………………….. 69-90
Типология сдвига в общественном сознании, проявившегося
в русской художественной литературе XIX – XX вв. Литературное творчество как Реформация………..…………….......................................... 90-95
Глава 2. Творчество Лермонтова как культурологическая проблема…………..…………………………..…………………………………..96-126
Критика человека. Образ социальной патологии………………………96-102
Критика Бога. Вопрошание Иова. Преодоление теодицеи……… ...104-110
Лермонтов и смысл середины……………………………………..……… 111-121
Переход от критики пороков русского человека к критике
причин этих пороков
Интеллектуализация смысла любви
Разабсолютизация истины
Лермонтов и новозаветно-гуманистическое мышление………...… 121-126
Глава 3. Лермонтоведение как культурологическая проблема…………………………………………………………………………… 127-155
Религиозное обессмысливание логики мышления Лермонтова…. 134-147
Народническое обессмысливание логики мышления Лермонтова147-155
Глава 4. Русский человек эпохи модернизации – гибель попытки стать личностью. Образ социальной патологии…………………………………………………………………...………. 156-256
«Нравственный калека». Патология личности.
– Роман «Герой нашего времени»……………………………………………...158-204
«Болезнь Печорина». Исповедь «нравственного калеки»………159-180
Неспособность любить
Между эмоцией и рефлексией
Раскол с Другим
Равнодушие
Зависть, месть
Интриганство
Комплекс неполноценности. …………………………………………..182-191
Патология личности
Самообман
Смысл патологии личности………………………………….…………191-194
Возможна ли личность в России?..........................................................194-204
Заснувшая личность и застрявшее общество.
– Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой
блистает мой кинжал»)……………………………………………………….……204-215
Дуальная оппозиция «славословие – бунт»………………….……. 205-208
Между архаикой и модерном……………………………….………… 209-213
Заснувшая личность
Застрявшее общество
Новое слово заснуло. «Проснешься ль ты… ?» …………………. 213-215
Распятая личность и торжествующая патология.
– Стихотворение «Смерть поэта»…………………………….……………… 215-232
Общество, убивающее гениев: типология критики.…………...…217-222
Два типа мышления………………………………………………………222-225
Мужество творчества и вороватость патологии…………………..225-229
Пророческий смысл финала стихотворения……………………….229-230
Каин и Авель на Востоке Европы. …………………………………...230-232
Личность и общество: патология раскола.
– Стихотворение «Пророк»………………………………………………………232-247
Логика раскола в культуре России……………………………………234-236
Раскол как социальная патология..…………………………................236-237
Альтернатива расколу……………………………………………………237-241
«Иисусов подвиг» Пророка…………………………………………….241-242
Теодицея: два способа решения проблемы…………………………242-247
Застрявшая культура. Патология народа.
– Стихотворение «Дума»………………………………………………………….248-254
Умирающая культура…………………………………………………...249-250
Это мы, русские…………………………………………………………..250-254
Родовая травма русской культуры.…………………………………………..254-256
Глава 5. Критика Бога. Поиск альтернативы социальной патологии. – Поэма «Демон»………………………………........................257-342
Литературный «демонизм» в произведениях Лермонтова………………....260-264
Протест против равнодушного и потустороннего Бога…..…………...…….264-274
Бунт против церковности.
«Ты виновен!» - Протест против господства
потусторонности.
«Между живыми – как мертвые». Господство
потусторонности ведет к деградации личности.
От поиска Бога к поиску истины. Первый шаг к альтернативе…………...276-291
Спасение души или поиск истины?
Истина - в служении добру? – Нет!
Истина - в служении злу? – Нет!
Истина – в смысловом пространстве между добром
и злом? – Нет!
Второй шаг к альтернативе. Вглядывание в мир……………….……….……291-294
Истина - в слиянии с природой? — Нет!
Истина - в справедливости? — Нет!
Поворот в поиске альтернативы. Вглядывание в себя……………...……….294-302
Истина - в способности к поэзии.
Истина – в способности быть личностью.
Значение поворота к личности.
Третий шаг к альтернативе. «…И рай открылся для любви».…….. ……...302-342
Вначале была любовь.
Спасение души или любовь?
Смысл поиска середины как нового основания рефлексии.
Способность любить и быть личностью.
Любовь как мера времени жизни и ценности человеческого.
Любовь как синтез небесного и земного, трансцендентного
и имманентного.
Тайна любви. Способность быть альтернативным. – Стихотворение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
Предчувствие любви. Способность к диалогу. –
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу».
Глава 6. «Личность» и «социальная патология» в русской литературе: опыт методологических сопоставлений…………343-423
Лермонтов – Пушкин…………………………………………..347-356
Лермонтов – Гоголь………………………………………….....356-364
Лермонтов – Гончаров……………………………………….. .364-375
Лермонтов – Тургенев…….…………………………………...375-384
Лермонтов – Л. Толстой…….…………………………………385-395
Лермонтов – Достоевский…………………..………………...395-410
Лермонтов – Булгаков……………………………………..….410-423
Глава 7. Лермонтовский ренессанс в анализе русской культуры. Размышления о романе Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души».……………………………………………………………………….424-488
Представление «Энциклопедии»……………………………430-434
«Почему я не бегу из этой насквозь лживой страны?»..434-441
Ерофеев и Бог…………………………………………………....441-451
Иисус
Ерофеев
Евангелие от России
Застрявшая культура. Ерофеев и Достоевский………….451-457
Русские виновны в том, что они русские. Россия
виновна в том, что она Россия……….………….…………...457-466
Ерофеев и народ. «Убить Серого»…………….……………466-477
Значение творчества Виктора Ерофеева…………………..478-484
Лермонтовский ренессанс в русской литературе…….…484-488
Заключение. Русская художественная литература
как философия. К постановке вопроса………………………...……..489-496
Лермонтов считал, что российское общество больно, нежизнеспособно. В своих произведениях он ставил диагноз заболевания и искал альтернативу болезни.
В основе нежизнеспособности русского человека лежит, по Лермонтову, глубокая раздвоенность культуры между приверженностью традиции и пониманием необходимости перемен, слабая способность к синтезу, комплекс неполноценности. Патологическая неспособность преодолеть раздвоенность рождает хроническое застревание русской культуры между смыслами старого и нового, статики и динамики, традиции и инновации, ведет ее к гибели. Лермонтов впервые начал критиковать архаику русского народа и исторически сложившееся в православии представление о Боге, поставив вопрос об изменении типа русской культуры – эта методология анализа русской культуры до сих пор не освоена в российском обществе, ни литературой, ни политикой, ни наукой.
Но в творчестве Лермонтова есть и иная логика. Бросив Богу: «Ты виновен!», — поэт довел до логического конца пушкинскую критику сложившегося представления о божественном. Переведя ценностный вектор из потусторонности в рефлексию человека, он выдвинул в качестве альтернативы поиск божественного в любви мужчины и женщины, которую поставил на новое для России основание – способность быть личностью. Это был способ формирования личности протестной, способной быть независимой от всех исторически сложившихся стереотипов. Это был путь создания новой формы культурного синтеза.
«Личность и социальная патология» – вокруг этой лермонтовской оппозиции начала разворачиваться логика всей последующей русской литературы. Эта тема проявилась в произведениях Гоголя, Гончарова, Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, после распада СССР – в творчестве В. Пелевина, В. Ерофеева.