Вот одна из последних: журнал Vogue за март 2003 года, статья "Инородное тело". Цитируем по поводу телесного идеала: "И каковы его параметры? Здесь сомнений практически нет: юность и стройность. Юность как причина стройности и стройность как следствие юности - вот альфа и омега сегодняшнего женского типажа. Да и не только сегодняшнего. Мужчина, даже если он не думает о потомстве, всегда подсознательно ищет партнершу, идеальную для зачатия, то есть здоровую и молодую.
Внешние признаки: упруго торчащая грудь, крепкие, высокие ягодицы, тонкая талия, легкий силуэт - все это на бессознательном уровне говорит о молодости, следовательно - о репродуктивности, следовательно - о желанности данной особи для противоположного пола". Вроде бы не с чем спорить, а? Человек, далекий от того, чтобы специально заниматься вопросами идеала женской фигуры в разные времена и у разных народов, соглашается с процитированным высказыванием. И бодро принимается рыть себе яму.
Потому что за общими словами о юности, репродуктивности и желанности (которые, как ни странно, в реальной жизни ходят по разным маршрутам - если юная и желанная, то не обязательно готовая к срочной репродукции, а если уж готовая к зачатию, то и не такая уж юная - скорее зрелая!) - итак, за этими расплывчатыми фразами следует описание, от которого вчуже становится боязно за свою жизнь в частности и за сохранность женского рода вообще: "Неимоверно длинные, тонкие, но не спичечно-тщедушные, а сильные, как у юного жирафа, ноги с острыми коленками... Очень худая нижняя часть тела: упругие, высокие ягодицы, а кроме этого - ни жиринки: живот абсолютно плоский, бедра узкие... Но при этом соотношение талия-бедра должно оставаться прежним, поэтому талия становится совсем тонкой и доходит при росте 175 сантиметров до 55 сантиметров". Недоумение косит ряды людей, знакомых с анатомией тела не понаслышке: если у девушки острые коленки, то почему ноги мускулистые? Куда она девала свои трицепсы, позаимствованные у юного жирафа? Выпуклая мускулатура - признак атлетического типа телосложения, а острые коленки - астенического! Поэтому при узких бедрах о высоких ягодицах приходится только мечтать... Да и грудь, торчащая упруго, не того... не соответствует.
Окинув эту "картину маслом" привычным журналистским взором, работник средств массовой информации небрежно хмыкнет: "Чему ты удивляешься? Обычный рекламный текст. Наврут что угодно, лишь бы клиента привлечь. Увидишь: выяснится, что речь идет о дорогущей клинике, где отпадные, в природе не совмещающиеся параметры вам сделают с помощью липосакции, имплантантов и прочих высоких технологий!" Признаемся: прав, зараза журнальная!
В середине промывания мозгов посредством статей о чуде во плоти к процессу подключаются ведущий косметолог и главный врач означенной клиники. Вкратце перечислив несколько достижений косметологии, практикующихся в оной клинике с весьма поэтическим названием... словом, клиники пластической хирургии, косметолог, главврач и автор статьи вскользь советуют соблюдать диету времен палеолита - ягоды - овощи - травы - орехи - постное мясо, бегать марафон и принимать пищевые добавки.
А потом читателю снова напоминают о том, как далеко ушла наука... от естества, а совершенство - от нормы. Создается впечатление, что никакие паллиативные меры не в силах подарить вам красоту - только пластика! А ну, овечки мои, шагом марш под нож!
Сейчас в прессе и на TV ну о-очень любят поговорить о том, что именно красота и есть здоровье. И в то же время невозможно представить в качестве современного идеала красоты крепкую бабу с грушеобразной фигурой и толстыми икрами - а ведь это и есть образец репродуктивной целесообразности! Пикнический тип называется. Женщина, тело которой склонно откладывать жир в районе бедер и ягодиц, с возрастом полнеет, от диет и марафонов практически не худеет, легко переносит беременность и роды, детей кормит грудью, пеленки стирает чище любого "Тайда".
В Средней полосе таких пруд пруди. А потому широко распространенная здоровячка в качестве идеала красоты никакой особой популярности не имела - зато в качестве работницы, жницы, швеи, хозяйки, плодовитой мамаши и мужней опоры ей цены не было.
Проблема в том, что человеку в результате мировой эволюции досталось патологическое пристрастие к редкостям, казусам, феноменам и кунштюкам. А потому любому идеалу (для раритетности) требуется какая-то изюминка, оригинальность - излишество, неправильность, даже нелепица. С давних пор индивидуальные особенности какой-нибудь законодательницы мод вскоре становились обязательными для всех - появлялась тенденция, которую не получалось игнорировать. Поэтому женщинам во все времена приходилось менять свою природу до неузнаваемости, чтобы приблизиться к очередному идеалу эпохи. Иногда, правда, выходило по-другому - достаточно было просто уехать подальше от "родных пенат" и оказаться "среди неведомых равнин".
Моя коллега вышла замуж за шведа и уехала в далекие края, сопровождаемая всхлипываниями родных и завистливыми вздохами близких: -"И что он в ней нашел?.." Действительно, в плане внешности по российским параметрам ничего в Ларисе выдающегося не было. Девушка "двенадцать на дюжину": темноволосая, скуластенькая, востроносая, большая голова только подчеркивает небольшой рост - откровенно говоря, не модель. Как оно водится в нашем отечестве, друзья-знакомые судачили и пророчили новобрачной скорое возвращение в статусе разведенки. Она через год и вернулась - на месяц, погостить.
Расцветшая, стильная, уверенная в себе, как никогда. Выяснилось, что в стране длинноногих натуральных блондинок наша Лариса является экзотическим цветком, феноменом и уникумом. На ее неординарную внешность заглядываются широкоплечие светловолосые скандинавы, чей взор избалован фигуристыми шведскими девами. И Лариска купается в овациях, а ее обаяние и чувство юмора, которые на родной земле были несколько задавлены низкой самооценкой и неуверенностью в собственных достоинствах, в Швеции раскрылись вовсю и получили у местных жителей законно высокую оценку. Словом, рай.
Можно было бы сказать: "Повезло бабе!" - и посчитать все происшедшее подарком судьбы, игрой случая, милостью фортуны и еще каким-нибудь эвфемизмом, обозначающим единичное явление. Но выяснилось, что в тот же год имел место и противоположный казус: сестра Ларискиного мужа, высокая стройная шведка с пышной грудью, так же, как и наша соотечественница, не вызывавшая повышенного внимания на родине, уехала по делам в Испанию. Только девушку и видели! Через некоторое время Анни сообщила, что домой не поедет, а останется здесь, на юге - возможно, насовсем. Хотя здесь очень жарко и мужчины такие маленькие, черненькие - зато подобного ажиотажа у мужского пола в родных пенатах ей видеть не доводилось. А ей, белокурой дылде Анни, очень нравится быть объектом ухаживаний и страстей.
И хотя Мериме нахально заявлял, что знает идеал испанской красотки - три вещи черные: волосы, глаза, брови; три вещи белые: кожа, зубы, уши... А может, ногти... Или под ногтями... Словом, несоответствия традиционному испанскому идеалу вроете - оно же долговязость, в "общей гамме" - оно же белобрысость, и прочее, и прочее - все пошло в "плюс", а не в "минус". Оригинальность облика - вот что такое "страшная сила"! И куда мощнее стандартной привлекательности. Как говорится, "одна красивая девушка - это красивая девушка, дюжина красивых девушек - это всего лишь хор".
Вот так "необычность" стала отличной альтернативой совершенству и помогла двум диаметрально противоположным натурам устроить личную жизнь. А мода... Что мода? Про нее вообще никто не вспоминал - ни шведы, покоренные Лариской, ни испанцы, обалдевшие от Анни. Получается, что обе девушки сами сформировали новую моду. А это наводит на мысль: неужели всякая из женщин обречена рабски следовать всяким "последним веяниям"? Неужели только случайно у некоторых из нас получается создать собственное "веяние"? Неужели такое возможно лишь в том случае, когда совпадают обстоятельства?
Впрочем, начинать исследование проблемы необходимо с корня, а не с верхушки. Итак, движемся в направлении корней.
Корсет из ребер, гвозди из людей
Биологические параметры фигуры русской женщины за прошедшие века не сильно изменились - зато телесные образцы менялись регулярно. Приходилось соответствовать! В допетровскую эпоху в России красивой считались женщины с излишком веса минимум в 15 килограммов - и европейцы писали в дорожных дневниках: "Русские любят женщин с толстым задом". Но через 100 лет, в эпоху романтизма, в моду вошли анемия и астения - особенно утонченным считалось умереть от туберкулеза. А еще через столетие, в эпоху стиля модерн, стали популярны недоразвитые полудетские формы - тонкая шейка, поникшие плечи, неуверенная походка.
Когда в моду вошел спорт и "здоровый образ" женщины - в 20-е годы прошлого века - красавицы все же не стали плоскими, словно прикроватные тумбочки, а имели вполне отчетливые выпуклости на животе, на бедрах, грудь при ходьбе и беге не очень-то торчала, а скорее колыхалась. Словом, освободившись от корсетных уз, женская фигура пришла к естественности, дикой, но симпатичной. Кто не верит - пусть посмотрит старые фильмы и отдохнет от панического недовольства собой, навеваемого СМИ.
Прежде чем понять, чем обернулось для большинства женщин внедрение "красы неземной" в модельный бизнес, заглянем мельком в глубины прошлого - откопаем, так сказать, наши (и не наши) исторические корни. Параметры "идеальной фигуры" менялись от эпохи к эпохе.
В Древней Греции очень ценили гармонию и естественность пропорций тела, поэтому женщина в идеале при весе в 64 килограмма имела не слишком узкую талию в 70 сантиметров и не особо выпуклую грудь в 91 сантиметр. В средневековой Европе при весе в 45 килограммов была в моде плоская грудь и беременность - прекрасные дамы ходили животом вперед и объем их талии в 62 сантиметров не составлял резких контрастов с грудью объемом в 79 сантиметр. XVIII век отличался любовью к пышным формам: идеальная женщина обладала роскошным бюстом в 98 сантиметров, не тонкой талией в 72 сантиметров, да и весила "при всех своих козырях" немало -аж 72 килограмма.