Не всегда, разумеется, люди советуют нам то, чего никогда не стали бы делать сами (иначе и эту книгу не имело бы смысла читать!). Но большинство легко поддается искушению не посоветовать, а пожаловаться молодой поросли на свои былые испытания. Или приукрасить собственную жизнь. Это весьма действенный способ сублимировать свои переживания и от души переложить их на другие плечи. Сочувствие ближнему - дело доброе, похвальное, если не позволять себя "грузить" страхами и разочарованиями.
Всегда надо помнить: ваша жизнь - только ваша. Никто не сможет прожить ее за вас. Ваш выбор должен происходить по вашим установкам, а не по идеям средств массовой информации, не по бабушкиным заповедям и не по ханжеским проповедям. Человек чаще совершает ошибки под влиянием чужой глупости и собственной боязни сделать конкретный выбор, чем от несообразительности. Журналисты, бабушки и подруги могут не ошибаться в отношении себя, родимых, но ничего не понимать в вашей ситуации.
Чтобы избежать ненужных проблем, надо держать в узде не только природные инстинкты, но и свое воображение. Оно шутит с нами не менее жестокие шутки, нежели подсознание, а самая опасная из шуток - сомнение в собственных красоте, уме, образованности... Еще до того, как у вас появится право ревновать партнера, вас будут донимать вопросы типа "Достаточно ли я хороша?", "Умно ли я себя веду?", "Модно ли одеваюсь?" и т. д.
Чем больше нравится поклонник, тем тоскливее размышления по поводу его мнимого недовольства вашими мнимыми недостатками. Не поддавайтесь неуверенности и желанию прекратить отношения: мнительность измучит вас и заставит делать глупости. Не придавайте слишком большого значения оброненным словам и взглядам мужчины - не делайте из мухи слона.
Женщинам свойственно преувеличивать мужскую реакцию: ведь для женщин слова и мимика важнее высказанного напрямую. Прекрасный пол вообще склонен изъясняться намеками. Кстати, эта же тактика принята... на Востоке. В Японии, например, европеец, открыто выражающий свое мнение, считается инфантильным, наивным и плохо воспитанным. Согласитесь, это похоже на впечатление женщины от общения с мужчиной?
Мужчина говорит о своих чувствах и потребностях, не маскируя намерений околичностями.
Он не любит делиться с женщиной своими тревогами и сомнениями. В ответ на ее сетования он с досадливой миной отмахивается: "Да не дури ты! ", "Чепуха это все! ", "Опять ты со своими глупостями!" Ничто так не раздражает женщину, как пренебрежение мужчины к мелочам, из которых складывается ее жизнь. Он хочет выглядеть сильным, а производит впечатление бесчувственного. Поэтому мы нередко нервничаем, вглядываясь в лицо своего кавалера: да нравлюсь ли я ему? Что же он тогда сидит, словно идол гиподинамии? Еще бы в носу поковырял... Нет, ничего у меня с этим сонным байбаком не выйдет, нечего и время зря терять. А бурный эротизм откровенного желания - лучше? Или такое поведение - тоже грубое и бесчувственное?
Женскому полу приходится постоянно выбирать между двумя "полюсами" мужского внимания: петушиным наскоком, оскорбляющим достоинство женщины, и ровной приязнью, похожей на полное равнодушие.
Золотая середина - то есть умелое и тонкое обращение с дамой: галантные ухаживания, умение чутко слушать, талант говорить вовремя и то, что женщина хочет услышать, - все это качества феноменальные, удел высоких профессионалов вроде синьора Казановы.
Но беспрекословно терпеть мужское недомыслие незачем. Достаточно подобрать тактику сообразно своим желаниям, намерениям и стандартам - и вы настроите своего партнера на нужный лад. Итак, что следует помнить, приступая к роману?
- Не соглашайтесь с ролью "дичи", но помните - мужчина практически всегда играет роль "охотника".
- Не подавайте чересчур откровенных сигналов в первые же моменты флирта - это снижает вашу "ценность" в глазах партнера.
- Не будьте легкомысленны и доверчивы - не принимайте за "вечную страсть" каждый эмоциональный порыв, связанный с хорошей погодой, удачей на работе, бокалом вина или парой сброшенных килограммов. Ни для вас, ни для вашего поклонника это состояние эйфории не продлится вечно.
- При выборе партнера ориентируйтесь не на его потребности, а на свои - и не на биологический инстинкт размножения, а на индивидуальные установки вашей собственной личности.
- Испытайте поклонника на соответствие своим пожеланиям, а не демонстрируйте ему, что вы полностью отвечаете его пожеланиям.
- Не трусьте! Не поддавайтесь мнительности и не примеряйте на себя все подряд несчастья и проблемы, о которых вещают родственницы, знакомые и персонажи жалостных сериалов! Верьте в свои силы и свою исключительность - и в нее поверят все!
- Чтобы не попадаться в глупые ловушки, расставленные собственной доверчивостью, внимательно изучайте природу мужчины и свою собственную. Современному человеку биологическая программа многое подсказывает неправильно и даже может испортить ему жизнь и карьеру - но ведь кроме подсознания у хомо сапиенса и сознание есть!
"Исполнен вечным идеалом"?
Помимо морального давления со стороны "бабушкиных заветов", существуют и другие "подавители". Современная женщина испытывает сильнейший прессинг со стороны средств массовой информации. За несколько последних лет у нас в стране с небывалой, прямо тропической пышностью расцвели шоу-бизнес и обслуживающая его индустрия.
И вот оба могучих механизма по выкачиванию денег из потребительского кармана взялись за привычное дело: формируют из нас, некогда весьма непритязательных советских гражданочек, новый, жадный до косметологических услуг и модных товаров рынок. Перво-наперво с остервенением неофитов "аборигенам" навязывается "цивилизованный" идеал - облик девочки-подростка, нимфетки и Лолитки. В большом почете высокий рост, узкокостное тело, вытянутые готические пропорции и т. д.
Возникает ряд вопросов: кому это надо и зачем? Причин несколько. Во-первых, несколько лет назад перед менеджерами фирм, занимающимися сферой высокой моды и прет-а-порте (готового платья) класса "люкс" встала острая проблема поднятия уровня продаж. От проницательного взгляда производителей модной одежды не укрылся один важный факт: изделия в бутиках в основном ориентированы на зрелую женщину бальзаковского возраста (35-45 лет) - таким образом, колоссальная часть потенциальных покупательниц, отчаянных модниц, прожигают жизнь, так и не попадая в расставленные для них сети. Последовала скорая и жестокая реакция.
Ведущие модные дома тут же поменяли концепцию. Теперь их изделия в основном и психологически, и стилистически ориентированы на девушку вдвое моложе бальзаковской дамы - на эфирное созданье примерно лет двадцати. Сразу поменялся тип моделей, рекламирующих одежду: Линда Эвангелиста, Клаудиа Шиффер и Синди Кроуфорд оказались слишком массивными. И топ-звезд, пребывавших "в теле" (и в каком теле!), сменили Стелла Теннант и Кейт Мосс. Тенденции наступающей "худосочности" подхватили, разумеется, и магазины готовой одежды. В прет-а-порте любого класса тоже прочно утвердился "культ юности".
Менеджеры свое дело сделали. Объемы продаж в сфере индустрии моды возросли. Но человечество поимело и обратный эффект: теперь не вещи должны подходить покупательнице - наоборот, это покупательница должна "подходить" к вещам в модном магазине. Вещи стали как бы самодостаточны - и они уже диктуют людям, как жить. Всякий, не прислушавшийся к "вещевой истине", да раскается в грехе чревоугодия и да устыдится веса своего!
Есть и вторая причина "нестыковки" объемов тела и размеров одежды. Вещи, которые продаются в бутиках, сшиты в основном по французским и итальянским лекалам. А французы и итальянцы по своим этническим Характеристикам изрядно отличаются от нас, славян. Они более хрупкие и узкокостные, чем мы; конечности у представителей этих европейских народов в среднем гораздо тоньше и длинее, чем наши; да и разница между талией и бедрами у французских и итальянских женщин гораздо меньше, чем у русских. Широкобедрые мы - и ну очень крепкие. Наша конституция (телесная) на холода рассчитана, на долгую зиму с запоздалой весной и промозглую осень.
Вот и получается qui pro quo: надевает русская девица итальянские или французские брючки - и видит неладное. Брюки-то по бедрам трещат, а вокруг талии стоят, словно ведро вокруг пальмочки, аж на десять-двенадцать сантиметров отстают. Кофточки не налезают на грудную клетку и жмут в плечах. Рукава курток и пальто оказываются тесны в бицепсах. Заходишь в один магазин - ничего на себя купить не можешь, в другой, третий... На седьмом или десятом заведении ломаешься и считаешь, что второй такой уродины, как ты, на свете не сыскать! А потому что вещи в магазинах твои параметра просто-напросто игнорируют. Раз уж ты урод редкостный, то, следовательно, само твое существование не факт, а соответственно, на тебя и шить не надо. Голышом походишь - пусть окружающие подивятся.
Мало российским покупательницам подобных моральных мучений, загоняющих в бездну депрессии, - есть и третий фактор давления на сознание и подсознание. Имя ему - индустрия красоты. Причем красоты радикальной, созданной по требованию заказчика художниками в белых (чаще зеленых) халатах (или хирургических костюмах). В общем, чтобы не запутаться: есть интересы клиник пластической хирургии, растущих в последние годы, будто лопухи в овраге. Новые поставщики косметологических товаров и услуг алчут клиентов, сеют панику и печатают рекламные тексты в виде журнальных статей.