Таким образом, снижение ставки НДС до уровня 13% влечет за собой значительные потери бюджетной системы страны. В то же время необходимо отметить, что направление воздействия снижения ставки НДС на внутренние инвестиции и экономический рост имеет неопределенный характер. В частности, как снижение ставки НДС, так и отмена налога с продаж не привели к предполагавшемуся снижению цен в российской экономике. Отсюда можно предположить, что основные выгоды от снижения налога достанутся налогоплательщикам НДС, а не будет реализованы в виде повышения располагаемых доходов населения.
Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут направлены на увеличение капитальных вложений. Вместе с тем, нам представляется, что к настоящему времени стимулы к осуществлению инвестиций в России обусловлены вовсе не уровнем налоговой нагрузки, а высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями. В таких условиях результатом снижения ставки НДС может являться увеличение оттока капитала за рубеж, что будет означать создание стимулов к осуществлению российских инвестиций за границей.
Следует отметить, что Правительство располагает реальной возможностью воздействовать на величину инвестиций и темпы экономического роста в российской экономике за счет снижения указанных рисков. Так, снижение премии за риск для инвестора приведет к тому, что доходность на вложенный капитал, установившаяся до такого снижения, будет выше равновесной, что привлечет капитал в экономику. Необходимо иметь в виду, что для снижения рисков необходимы серьезные институциональные меры, принятие которых требует, в том числе, и финансовых ресурсов. В этой ситуации важно понимать, что в качестве таких ресурсов могут выступать доходы бюджета, которые предполагается уменьшить посредством снижения ставки НДС. При последовательном и успешном осуществлении такой политики по снижению рисков в России действительно возникнут серьезные стимулы к осуществлению инвестиций и повышению темпов экономического роста.
Кроме того, в представленном Минфином России анализе справедливо отмечено, что в перечне освобождений от уплаты НДС, которые предусмотрены российским законодательством, остается ряд позиций, исключение которых позволило бы повысить эффективность налоговой системы [25]
На самом деле проблемы сложного для уплаты и администрирования НДС известны, но Минфин предпочитает лишь делать вид, что движется вперед. Правительству же в достаточно сжатые сроки необходимо определиться с планами налоговых новаций на ближайшие три года, поскольку уже в декабре должен быть утвержден перспективный финансовый план на 2007-2009 годы.
Минфин же предлагает реализовать лишь три новации по оптимизации сборов НДС в течение 2007-2008 годов, при этом лишь декларируя их и не дав развернутого обоснования. В документе приведен анализ ситуации со сборами налога, предложения по его администрированию и объяснение причин, по которым суммы возмещения постоянно растут. Что касается предложений, то, по мнению финансистов, необходимо, во-первых, введение специальной регистрации налогоплательщиков для целей НДС: участники НДС-оборота будут регистрироваться дополнительно. Правда, критерии отбора участников НДС-оборота пока так и не определены. Хотя ранее замминистра Сергей Шаталов заметил, что компании с определенным оборотом будут регистрироваться в качестве плательщика НДС в обязательном порядке, а с меньшим оборотом - в добровольном. В результате в «клуб» плательщиков НДС может войти 300 - 400 тысяч из 2 миллионов зарегистрированных юридических лиц. По мнению Минфина, это существенно упростит контроль за внутренними вычетами по НДС. Соответствующий законопроект предполагается разработать и принять в течение следующего года, чтобы он вступил в силу с 1 июля 2007 года или с 1 января 2008 года.
Вторая мера предполагает внедрение контроля за вывозом товара для выявления фактов лже-экспорта и неправомерного возмещения налога. То есть создание системы слежения за ввозом-вывозом, с помощью которой таможенные органы в режиме реального времени будут передавать налоговикам информацию о тех товарах, которые вывезены за пределы территории страны. Если система заработает в полную силу, налогоплательщик сможет не приносить в налоговые органы часть документов, например, таможенную декларацию и номера деклараций передавать в налоговую инспекцию будет таможенный орган. Правда, подобная система может быть создана не ранее конца 2007 года.
По сути, речь идет о налаживании информационного взаимодействия между Федеральной таможенной службой (ФТС), Федеральной налоговой службой (ФНС) и, возможно, рядом других профильных ведомств. Этот вопрос упирался в очень большой объем финансирования, но приходим к тому, что система будет формироваться в рамках программы «Электронная Россия»
И в качестве третьей, дополнительной меры минфин предлагает выделить НДС-платеж в отдельном поле платежного банковского поручения, что позволит ввести информационную систему движения сумм НДС по счетам налогоплательщиков.
Несмотря на настойчивость главы Экспертного управления президента Аркадия Дворковича о замене НДС налогом с продаж, позиции минфина и минэкономразвития в этом вопросе не изменились. Кудрин и Греф считают, что нецелесообразно думать о замене НДС другим налогом. Дворкович же уже не раз убеждал, что НДС обходится стране очень дорого во всех смыслах, а замена его на налог с продаж даст положительные результаты для экономики. Он даже называл и конкретный срок отмены НДС - 2009 - 2011 годы. Хотя эксперты считают, что при одинаковой стоимости продукции налог с продаж будет бить по ней значительно сильнее, чем налог на добавленную стоимость. В министерстве финансов категорически не поддерживают идею замены НДС на налог с продаж, видя в этом больше минусов, нежели плюсов. По словам Шаталова, потери федерального бюджета в этом случае составят сотни миллиардов рублей. Единственное же, в чем поддерживают финансисты Дворковича, так это в сроках - вернуться к обсуждению идеи замены НДС на налог с продаж они готовы после 2009 года [17].
Министр финансов Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что налог на добавленную стоимость - это своего рода «подушка безопасности», обеспечивающая наполнение казны в случае падения цен на нефть. По мнению министра, радикальное снижение налога «разбалансирует нашу экономику».
Сторонники снижения налога доказывали, что радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость - необходимое средство обеспечения экономического роста. И наряду с расчетами минфина были подготовлены, в частности, расчеты аппарата правительства, согласно которым выпадающие доходы будут меньше, порядка 300-350 миллиардов, тогда как прогнозируемая экономическая отдача весьма ощутима. Исходя из этих расчетов премьер-министр Михаил Фрадков вписал пункт о снижении НДС до 13 процентов в программу развития страны на 2006-2008 годы.
Теперь же речь о снижении НДС не будет идти раньше 2009 года. Если после этого срока профицит бюджета будет слишком высоким, то ставка НДС может быть пересмотрена.
Эксперты расходятся в оценках подобного поворота событий. С одной стороны, бизнес разочарован отказом от идеи снизить НДС. Это был наряду с ЕСН один из немногих налогов, снижение ставки которого дало бы ощутимый эффект. С другой стороны, окончательное решение сохранить статус-кво до 2009 года все же лучше состояния неопределенности. По словам президента Палаты налоговых консультантов Дмитрия Черника, любая серьезная компания занимается налоговым планированием, учитывает в планах перспективы изменения налогового законодательства. Но последние три года бизнес постоянно получал противоречивые сигналы. Из уст высоких госчиновников звучали заявления, в которых вероятная налоговая ставка одного из основных налогов на ближайшую перспективу колебалась от 10 до нынешних 18 процентов, что способствовало созданию атмосферы неопределенности.
Теперь, по крайней мере, известно, что в ближайшее время радикальных решений по этому налогу принято не будет.
Эксперты отмечают, что это на самом деле не худший вариант. Дело в том, что последнее предложение минфина было таково: снижение общей ставки до 15 процентов с одновременной отменой 10-процентной льготной ставки на товары первой необходимости.
По мнению ряда экономистов, это привело бы к серьезному повышению цен не только на товары, облагавшиеся по льготной ставке, но и на другие, и как следствие - к увеличению инфляции. Такое мнение, в частности, высказывал в интервью «Российской бизнес-газете» Дмитрий Черник.
Аналитики отмечают, что решающим, похоже, стало мнение президента, который заявил, что снижать налоги надо, но при этом призвал подходить к этому вопросу крайне осторожно [13].
Таким образом, следует отметить, что снижение ставки НДС до 13% для ООО «НЕтсервис» станет существенным уменьшением налогового бремени, а для государства - возможным решением проблемы незаконного возмещения налога. Часть «серых» потоков будет неизбежно выведена из тени и задекларирована, при этом схемы с использованием фирм-однодневок станут менее привлекательными с точки зрения соотношения выгоды-риска. За счет этих факторов значительного снижения поступлений НДС в бюджет не будет. Уменьшение ставки налога до 16%- это полумера, которая не устроит никого. Правительство уже использовало ее двумя годами ранее, снизив ставку с 20% до 18%. Судя по постоянным жалобам налоговых органов и представителей бизнеса, проблема с администрированием налога не была решена. Опыт проведения налоговой реформы показал, что более успешными являются решения по серьезному уменьшению налоговых ставок. Введение налога с продаж вступает в противоречие с заявленной еще в самом начале налоговой реформы концепцией отказа от оборотных налогов. Уже ради ее логического завершения правительству не стоит всерьез рассматривать идею замены НДС налогом с продаж. Чиновникам нет никакого смысла давать лишний повод обвинять себя в непоследовательности и постоянной смене декларируемых целей.