жения и сексуального возбуждения следует внезапное облег-
чение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода
темноты впервые сталкивается с ярким светом дня (или опе-
рационной). После отсечения пуповины прекращается телесная
связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование
как анатомически независимый индивид.
Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой ста-
дии переживания представляют точную имитацию реальных би-
ологических событий, произошедших при рождении, и специ-
альных акушерских приемов. Даже люди, ничего не знавшие
об обстоятельствах своего рождения, могут вспомнить до мель-
чайших деталей свое положение в родовом канале, обстоятель-
ства самих родов, применявшуюся анестезию, акушерские вме-
шательства и то, что делали с ними непосредственно после ро-
ждения.
Символическим выражением последней стадии родов явля-
ется опыт смерти-возрождения. В нем представлено окончание
и разрешение борьбы смерти-возрождения. Парадоксально, что,
находясь буквалъно на пороге освобождения, человек ощуща-
ет приближение чудовищной катастрофы. Часто этим объясня-
ется отчаянное и непреклонное стремление остановить процесс.
Если же переживания продолжаются, переход от БПМ-lII к
БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, анниги-
ляции на всех мыслимых уровнях - физической гибели, эмо-
ционального краха, интеллектуального поражения, окончатель-
ного морального и вечного проклятия трансцендентальных мас-
штабов. Такой опыт "гибели Эгоэ заключается, судя по всему,
в мгновенном, безжалостном уничтожении всех прежних опор-
ных точек в жизни человека. Смерть Эго и возрождение - не
одноразовое переживание. В глубоком систематическом само-
исследовании оно многократно возвращается в различных ас-
пектах и масштабах, пока процесс не завершается
Под влиянием фрейдовского психоанализа понятие "эго"
связывается со способностью приспосабливаться к реальнос-
ти и адекватно функционировать в повседневной жизни. При
таком подходе смерть Эго представляется человеку чем-то ужа-
сным. Реально же в этом процессе умирает параноидальное
отношение к миру, отображающее негативные переживания
младенца во время родов и в последующие периоды жизни. Это
чувство общей неадекватности, необходимости быть готовым
к любой опасности, обязательное стремление все контроли-
ровать и за все отвечать, что-то доказывать себе и другим и
прочие аналогичные установки.
В конечной и наиболее полной форме смерть "эго" означа-
ет безвозвратный отказ от философского отождествления себя
с тем, что Алан Уотс называл "эго, облаченным в кожу". Если
переживания хорошо интегрированы, это приводит не только
к возрастанию способности наслаждаться существованием, но
также и к совершенствованию функционирования в мире. За
опытом полной аннигиляции и "попадания на самое дно космо-
са", характеризующим смерть "эго", немедленно следует виде-
ние ослепительно белого или золотого света сверхъестествен-
ной яркости и красоты. Его можно сопоставить с изумительны-
ми явлениями архетипических божественных существ, радугой
или замысловатым узором павлиньего хвоста. Человек испыты-
вает глубокое чувство духовного освобождения, спасения и
искупления грехов. Он, как правило, чувствует себя свободным
от тревоги, депрессии и чувства вины, очищенным и ничем не
обремененным. Это сопровождается потоком положительных
эмоций в отношении самого себя, других людей или существо-
вания вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным мес-
том, а интерес к жизни явно возрастает.
Следует однако подчеркнуть, что это описание соответству-
ет ситуации нормальных родов. Длительные, изнуряющие роды,
использование хирургических щипцов, применение общей ане-
стезии и другие осложнения и вмешательства вносят специфи-
ческие искажения в феноменологию этой матрицы
Символизм опыта смерти-возрождения может быть извле-
чен из многих областей коллективного бессознательного, так
как любая значительная культура обладает соответствующи-
ми мифологическими формами для этого явления. Смерть "эго "
может символически связываться с различными божествами-
разрушителями - Шивой, Уицилопочтли, Молохом, Кали, Ко-
атликуэ - или выражаться отождествлением с Христом, Оси-
рисом, Адонисом, Дионисом или другими жертвенными мифо-
логическими персонажами. Богоявление может выражаться
как абстрактным сияющим светом, так и более или менее пер-
сонифицированными представлениями из различных религий.
Столь же обычен опыт встречи и единения с Великой Naze-
p bI0-богиней, представленной в образах Девы Марии, Исиды,
Лакшми, Парвати, Геры или Кибелы,
Среди соответствующих биографических элементов - вос-
поминания о личных успехах и завершении опасных ситуаций,
об окончании войн и революций, о выживании после несчас-
тного случая или выздоровлении после тяжелой болезни. Что
касается фрей.довских эрогенных зон, БПМ-IV на всех уров-
нях развития либидо связана с состоянием удовлетворения, ко-
торое наступает сразу же после активности, облегчающей не-
приятное напряжение, - после утоления голода, рвоты, дефе-
кации, уринации, оргазма и деторождения.
Далее следует продолжение моего ЛСД-сеанса, начало ко-
торого было описано ранее, в разделе о бПМ-III. Здесь отра-
жен переход от БПМ-III к БПМ-IV и затем развертываются спе-
цифические эмпирические элементы, принадлежащие четвер-
той матрице.
Я был вполне доволен собой, выполнив нелегкую задачу при-
нять те аспекты моей биологической природы, которые в нашей
культуре считаются отвратительными. Однако худшее было еще
впереди. Совершенно внезапно я как бы стал терять всякую связь
с реальностью, как будто у меня из-под ног вытянули некий во-
ображаемый коврик. Все рушилось, весь мой мир разлетался на
куски. Как будто бы проткнули чудовищный метафизический
нарыв моего существования; гигантский пузырь нелепого само-
обмана разорвался и выявил ложь моей жизни.
Все, во что я когда-либо верил, к чему стремился, все, что при-
давало моей жизни смысл, внезапно оказалось совершенной ло-
жью. Все это были бессодержательные уловки, и я напрасно пы-
тался залатать таким образом невыносимую реальность существо-
вания. Истина сдула все эти уловки как пушинки одуванчика, и
остался лишь обнаженный, бессмысленный хаос экзистенциаль-
ной пустоты. В немыслимом ужасе я увидел гигантскуЫ'фигуру
божества, угрожающе нависающего надо мной. Каким-то образом
инстинктивно я узнал, что это индуистский бог Шива в своем
деструктивном аспекте. Я почувствовал громоподобный удар его
огромной ноги, которая сокрушила меня, размазала в ничто, как
ничтожный кусок грязи по дну космоса.
В следующий момент я уже предстоял перед гигантской фигу-
рой темной богини, в которой я узнал индийскую богиню Кали.
Непреодолимая сила повернула меня лицом к ее широко раскры-
той вагине, полной то ли менструальной крови, то ли отврати-
тельной послеродовой жижи. Я почувствовал, что от меня тре-
буется абсолютное подчинение силам существования и женско-
му принципу, представленному богиней. Мне не оставалось ничего
другого, как целовать и лизать ее вульву в полной покорности и
униженности. В это мгновение (с которым для меня навсегда ушли
какие-либо представлении о мужском превосходстве), я проникся
воспоминанием о моменте моего биологического рождения, когда
голова, вышедшая из родового канала, близко соприкасалась с
кровоточащей вагиной матери.
Я был затоплен божественным светом сверхъестественной
яркости и красоты, лучи которого рассыпались на тысячи изыс-
канных павлиньих перьев. Из этого сияющего золотого света по-
явилась фигура Великой Матери-богини, воплощаюшей любовь
и защиту всех времен. Она потянула ко мне свои руки и облек-
ла меня своей сущностью. Я растворился в невероятном энерге-
тическом поле, чувствуя себя очищенным, исцеленным и накор-
мленным. Сквозь меня в изобилии текла некая амброзия, архе-
типическая смесь меда с молоком.
Затем фигура богини постепенно исчезла, поглощенная еще
более сияющим светом. Он был абстрактным, но обладал неки-
ми личными характеристиками и излучал бесконечную разум-
ность. Мне стало ясно, что я переживаю растворение в Универ-
сальной Самости, Браме, о котором я читал в книгах по индийс-
кой философии. Переживание длилось около десяти минут по
часам, но само оно превосходило любые представления о време-
ни и казалось вечностью. Поток целительной и питательной энер-
гии и видение золотого сияния с оттенком павлиньих перьев
продолжалось всю ночь, а чувство благополучия оставалось со
мной много дней. Воспоминание об этом переживании оставалось
для меня живым в течение многих лет и глубоко изменило все
мои представления о жизни.
Мне хотелось бы закончить эту главу о перинатальной ди-
намике отчетом о сеансе холотропного дыхания Альберта, кли-
нического психолога, участника одного из наших пятидневных
семинаров. В начале семинара он рассказывал в группе, что
считает себя человеком энергичным, трудягой, любит сложные
задачи и борьбу. Сеанс Альберта закончился глубоким чувством
расслабления и релаксации. Его отчет - хороший пример мощ-
ных переживаний рождения, которые своей простой силой и
связанностью с повседневной жизнью переубедили умного, ске-
птически настроенного и хорошо обученного интеллектуала, Он