содержит поразительно точные детали.
В начале я отождествился с чешуйчатым червеобразным жи-
вотным и отдался соответствующим движениям. Я без конца по-
ворачивался спиралеобразно со спины на живот и обратно. Внеза-
пно я почувствовал прикосновение к ногам, которое показалось
мне беспокоящим. Я начал сражаться с ним, сначала потихоньку,
потом с все возрастающей силой и решительностью. Постепенно
это дошло до того, что я был уверен, что сражаюсь за свою жизнь.
Позже я обнаружил, что меня держат пять человек, поскольку
я буйствую, наскакивая на других людей. У меня возникла мысль,
что я никогда не сдамся, даже если весь мир будет против меня.
Используя различные приемы и всю свою силу, громко крича, я
боролся с собственной беспомощностью и наседающими врагами.
Когда меня удалось уложить, Стэн продолжал повторять мне,
что он и другие вокруг меня - не враги, что они помогают мне
справиться с этим переживанием. Через некоторое время я смог
отождествить эту борьбу с повторным переживанием своего рож-
дения. Должен сказать, что чувство беспомощности продолжало
вызывать во мне мощное сопротивление, а не покорность. Так же
я чувствую себя в повседневой жизни.
Мои сильные движения и громкие крики достигли кульмина-
ции и начали утихать, я перешел в стадию релаксации. В этот мо-
мент я решил сесть. Когда Стэн сказал мне, что еще рано, у ме-
ня внезапно мелькнула мысль: "Я родился раньше времени!" Я
снова лег, накрылся и почувствовал, что могу возместить себе то
время, которое я когда-то не провел в утробе. Зто было прекрасно;
я почувствовал себя счастливым и смог внутренне расслабиться.
Внезапно я почувствовал силькый и всеохваиывающий
запах свежевыделпнной кожи; я чувсшвовал его снова и снова,
и эио было очень и очень лрияшно. Я находился в состоянии
крайней релаксации, незнакомом мне в обычной жизни. Сильный
запах кожи был наиболее примечательной особенностью моего
переживания. Это показалось мне загадочным, я не знал, что с
этим делать. Позже во время обсуждения я спросил Стэна, что
это может быть. Он сказал, что кожи и кожевенный запах вряд
ли принадлежат к архетипическим особенностям рождения и что,
возможно, это как-то связано с реальными обстоятельствами мо-
его появления на свет.
Позже я выяснил, что моя мать работала на кожевенной фаб-
рике и что в день моего рождения она оставалась на работе до-
поздна, занимаясь шитьем кожаных шортов, держа материал на
коленях. Она не думала, что роды могут начаться в этот день, и
даже когда отошла околоплодная жидкость не поняпа, в чем дело.
Мое раннее младенчество также связано с запахом свежей кожи,
поскольку мать продолжала шить кожаные шорты как только
пришла в себя после родов.
Я убежден, что пережил вновь опыт своего рождения и что
запах выделанной кожи также в каком-то смысле является под-
линным воспоминанием.
За пределами мозга:
трансперсональные измерения психики
Животньых, населяющих эти отдаленные районы ума,
совершенно не может быть, как жирафа или утконоса. Тем
не менее они существуют и являются наблюдаемыми фак-
тами, так что если мы честно пытаемся понять мир, в
котором живем, мы не можем их игнорировать.
Олдос Хаксли, "Paй и ад"
Эмпирическое переживание смерти и возрождения, как прави-
ло, открывает доступ к области человеческой психики, лежа-
щей за пределами биографии, которую лучше всего назвать
тринсперсональной. Можно сказать, что перинатальный уро-
вень бессознательного представляет собой как бы интерфейс
между биографической и трансперсональной областями, или
между индивидуальным и коллективным бессознательным. В
большинстве случаев трансперсональным переживаниям пред-
шествует драматическая встреча с рождением и смертью, Одна-
ко это не строго обязательно: непосредственное соприкоснове-
ние с трансперсональными элементами и темами эмпирически
возможно и без прохождения перинатального уровня. Общим
знаменателем богатой и разветвленной группы трансперсональ-
ных феноменов является переход сознания за обычные грани-
цы Эго и преодоление ограничений времени и пространства.
В обычном. или "нормальном", состоянии сознания мы по-
лагаем себя существующими в границах своего физического
тела (своего образа тела); наше восприятие окружающего ог-
раничено возможностями органов чувств. Как внутренние, так
и внешние восприятия (интеро- и экстероцепция) осуществля-
ются в пределах обычных пространственных и временных гра-
ниц, В обычных обстоятельствах мы можем пережить живо и
с помощью всех органов чувств только те события, которые про-
исходят в данный момент и в непосредственной близости от
нас. Мы можем вспоминать прошлые события, предвосхищать
или воображать будущие, но как те, так и другие не поддают-
ся непосредственному восприятию. В трансперсоналъных пере-
живаниях во время психоделических сеансов, при самоиссле-
довании с помощью немедикаментозных эмпирических техник
или возникающих спонтанно, одно или более из этих ограни-
чений, по-видимому, преодолеваются.
На основе вышесказанного трансперсональные пережива-
ния можно определить как эмпирическое расширение созна-
ния за пределы обычных границ телесного "эго" и за пределы
пространственно-временных ограничений. Они включают очень
широкий ряд явлений, происходящих на различных уровнях
реальности. В определенном смысле полный спектр транспер-
сональных переживаний соизмерим с самим существованием.
Здесь необходимо ввести два новых термина (более подроб-
но речь пойдет о них во второй части книги), относящихся к
двум взаимодополняющим модусам сознания, в которых мы
можем воспринимать мир и самих себя. Хияотропный, или
ориентированный на материю, модус сознания - это нормаль-
ный повседневный опыт общепринятой реальности. Холотроп-
ный модус сознпния, или сознание, стремящееся к целостно-
сти или всеобщности существования, характеризуется опреде-
ленными необычными психо'логическими состояниями, такими,
например, как медитативные, мистические или психоделичес-
кие переживания. Такое сознание может также появляться
спонтанно, производя на психиатров впечатление психоза.
В хилотропном модусе созкания мы переживаем лишь
ограниченный и особый сегмент феноменального мира или об-
щепринятой реальности, следуя от одного момента к другому,
Природа и объем этого змпирического фрагмента совершенно
однозначно определены нашими пространственными и времен-
ными координатами в феноменальном мире, анатомическими
и физиологическими ограничениями наших органов чувств и
физическими характеристиками среды.
В холотропном модусе сознания можно получить доступ
ко всем остальным аспектам существования - не только к соб-
ственной биологической, психологической, социальной, расовой
и духовной истории, не только к прошлому, настоящему и буду-
щему всего феноменального мира, но также и ко многим другим
уровням и областям реальности, описанным в великих мистиче-
еких традициях мира. Сравнительное изучение мистической ли-
тературы показывает, что большая часть этих систем, по-види-
мому, принимает комплексную, многослойную и иерархическую
Модель реальности, включающей как феноменальный, так и
трансперсональный аспекты существования (Wilbe г, 1980),
Грубпя эмпирическпя сфера отображает мир обычного бодр-
ствующего сознания и общепринятой реальности, основанной
на свидетельствах органов чувста. Соответствующее мировос-
приятие и способ бытия в мире ограничены информацией, по-
лучаемой от физического тела и материального мира, линей-
ной причинностью как единственным связующим принципом
и ньютоновским пониманием пространства и времени. Многие
системы "вечной" философии описывают, кроме того, несколько
трансфеноменальных уровней существования: тонкий, каузаль-
ный (причинный) и предельный, или абсолютный.
Как тонкий, так и каузальный уровни могут быть подраз-
делены на верхний и нижний подуровни. Нижний тонкий, или
астраяьно-психический, уровень включает обычно пережи-
вания вне тела, астральные путешествия, так называемые пара-
психологические феномены (предвидение, ясновидение, психо-
кинез), видение ауры и подобные переживания. Высший тон-
кий уровень включает архетипические формы божеств,
высшие присутствия и духовных учителей, переживания бо-
жественного вдохновения, видения света и звуковые озарения.
Нижний кпузальный уровень - это мир савикпльпп са-
мпдхи последнего Бога, творца всех миров, слышимого света
биджп мантры, источника всех индивидуальных божеств.
Высший кпузпльный мир характеризуется предельной транс-
ценденцией и растворением в безграничном сиянии, или нирви-
кпльла сампдхи. На этом уровне нет ни субъекта, ни обьекта,
ни самости, ни Бога, только бесформенное сознание как тако-
вое. На уровне Абсолюта сознание пробуждается к своему
первоначальному состоянию и "такости", которая является
одновременно "такостью" всего существования - грубого, тон-
кого и каузального.
Современные исследования сознания с применением пси-
ходеликов и б"з них дают мощные подтверждения такому по-
ниманию реальности. Однако картография сознания, содержа-
щаяся в "вечной" философии, должна быть расширена и из-
менена, чтобы отразить находки современной психиатрии и
новых областей эмпирической психотерапии. Далее я попыта-