юсь предложить классификацию трансперсональных пережи-
ваний, основанную на схемах "вечнойэ философии, но вклю-
чающей в то же время результаты современных научных иссле-
дований.
Создать трансперсональную таксономию, которая точно и
всеобъемлюше отражала бы интроспективные данные и объек-
тивные наблюдения современных исследований сознания, -
нелегкая задача. Спектр трансперсональных п".реживаний чрез-
вычайно богат,'разветвлен и разнообразен, они трудно вырази-
мы словами и нередко происходят на тех уровнях реальности,
где не действуют обычные исходные точки отсч -.а - время,
пространство, дуальность, или полярность, линейная причин-
ность и т. п. Проблема еще более осложняется холографичес-
кой природой сознания и взаимопроникновением различных
слоев и областей.
Однако я полагаю, что, несмотря на все эти трудности,
нижеследующее обсуждение трансперсональных феноменов в
достаточной степени отображает эмпирическую реальность,
чтобы давать полезную информацию будущим исследователям
этих изумительных областей психики. Вместе с тем я надеюсь,
что предлагаемая схема будет дополнена, уточнена и пересмот-
рена на основе новых экспериментов и наблюдений.
Прежде чем описывать систему классификации трансперсо-
нальных явлений, мне хотелось бы пояснить связь между холо-
тропным модусом сознания и трансперсональными переживани-
ями. У холотропного сознания есть возможность соприкасаться
со всеми аспектами существования, включая постнатальную
биографию человека, события в будущем, биологическое рожде-
ние, жизнь эмбриона и плода, момент зачатия, а также историю
предков, расовую, кармическую и филогенетическую память.
В некотором смысле полное переживание событий детства
или рождения (в сравнении с просто воспоминанием) можно
рассматривать как выход за пределы времени и пространства.
Человек, переживающий последовательность событий из своего
младенчества, детства или последующей жизни или же 6opb-
бу в родовом канале, не реконструирует эти события по энг-
рамме в нервной системе, а актуально и непосредственно ока-
зывается в пространственных и временных координатах пер-
воначальных событий. Это сравнимо с ситуацией, описываемой
в научной фантастике, когда на планетах с большим притяже-
нием астронавты попадают в пространственно-временную пет-
лю и переживают одновременно два различных пространствен-
но-временных состояния, причем могут встретиться с самими
собой в различных точках прошлого.
Полное переживание событий детства может иногца сопро-
вождаться эмпирическим отождествлением с протагонистами
(например, возможна идентификация с агрессором), что при-
дает этим переживаниям определенно трансперсональный от-
тенок. Переживание различных стадий рождения не только со-
держит возможность полного эмпирического отождествления
с матерью, но также и опосредует доступ к ситуациям в различ-
ных частях мира и в различные моменты истории, где пережи-
ваются подобные эмоциональные состояния и физические ощу-
щения. Мы уже говорили об этих связях, обсуждая феномено-
логию базовых перинатальных матриц
Так что различие следует проводить не между трансперсо-
нальными и биографическими или перинатальными пережива-
ниями, а между хилотропным модусом - обычным бодрству-
ющим сознанием, переживающим один момент за другим, и
холотропным модусом - необычными состояниями сознания,
опосредующими доступ ко всем иным аспектам существования,
включая не только пространство и время феноменального мира,
но также и трансперсональные уровни реальности.
В целом трансперсональные переживания могут быть с
точки зрения их содержания разделены на три большие кате-
гории. Некоторые из них включают явления материального ми-
ра в пространстве и времени, которые наша культура считает
обьективной реальностью. Другие отображают уровни реаль-
ности, отрицаемые западной механистической наукой, но при-
знаваемые многими древними и незападными культурами и ве-
ликими мистическими традициями мира, которые Олдос Хак-
сли называет "вечной философией" (Huxley, 1945),
Первая категория трансперсональных переживаний, име-
ющих дело с миром пространства и времени, может быть далее
подразделена на переживания, включающие выход за пределы
обычных пространственных границ, и переживания, выходя-
щие за пределы линейного времени. К этому мы можем доба-
вить третью категорию переживаний и явлений, представляю-
щих собой странную смесь между грубым и тонким или кауза-
льным уровнями сознания. Они происходят как бы на границе
между внутренним миром и внешней реальностью или между
материей и сознанием. Я позволил себе воспользоваться для
этой категории термином "психоидные явленияэ (psychoid
phenomena), который раньше в разных смыслах использовал-
ся немецким биологом Гансом Дришем (Driesch, 1929), одним
из главных представителей витализма швейцарским психиатром
Блейером (B1еиleг, 1925), автором термина "шизофрения",
и К. Г. Юнгом (Jung, 1964) в связи с идеей синхронности и
архетипическими феноменами. На выреописанных принципах
основана следующая классификация:
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ
РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
1. Выход за пределы пространственных границ
а) переживание двуединства;
6) отождествление с другими людьми;
в) отождествление с группой и групповое сознание;
г) отождествление с животными;
д) отождествление с растениями и ботаническими процессами;
е) единство с жизнью и всем творением;
ж) переживание неодушевленной материи и неорганических
процессов;
з) планетарное сознание;
и) внеземные переживания;
к) отождествление со всей физической вселенной;
л) парапсихические феномены, выходящие за пределы прост-
ранства.
2. Выход за пределы линейного времени
а) внутриутробные переживания;
6) опыт предков;
в) опыт расового и коллективного бессознательного;
г) переживания прошлых воплощений;
д) филогенетические переживания;
е) переживания планетарной эволюции;
ж) переживания космогенеза;
з) парапсихические феномены, выходящие за пределы времени
3. Физическая интроверсия и сужение сознания
ЗМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ
РЕАЛЬНОСТИ И ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ
а) спиритические и медиумические переживания;
6) энергетические феномены тонкого тела;
в) встречи с духами животных;
г) встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими
существами;
д) посещение других вселенных-и встречи с их обитателями;
е) переживание мифологических и сказочных сюжетов;
ж) встречи с божествами;
з) переживания универсальных архетипов;
и) интуитивное понимание универсальных символов;
к) творческое вдохновение и прометеевский импульс;
л) опыт Демиурга и переживание космического творения;
м) опыт космического сознания;
н) сверхкосмическая и метакосмическая пустот
ПСИХОИДНЫЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
1. Синхронные связи между сознанием и материей
2. Спонтанные психоидные явления
а) сверхнормальные физические способности;
б) спиритические феномены и физический медиумизм;
в) повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
г) неопознанные летающие обьекты (НЛО-феномены)
3. Намеренный психокинез
а) ритуальная магия;
б) целительство и ведовство;
в) сиддхи;
г) лабораторный психокинез
Вышеприведенная классификация представляет собой пол-
ный список тех типов трансперсональных переживаний, кото-
рые я набдюдал в психоделических исследованиях, в сеансах
холотропного дыхания и в работе со спонтанными эпизодами
необычных состояний сознания. Кроме того, здесь упомянуты
психоидные трансперсональные феномены, которые постоян-
но описываются как в мистической, так и в современной лите-
ратуре, но которые я сам в своей работе не наблюдал.
Эта картография в общем согласуется с евечнойэ философи-
ей, хотя дополняет ее и отличается от нее в некоторых деталях.
Переживания, подразумевающие расширение сознания в преде-
лах общепринятой пространственно-временной реальности, при-
близительно соответствуют астрально-психической области ни-
жнего тонкого плана. Большая часть переживаний, характе-
ризующихся эмпирическим выходом за пределы общепринятой
реальности и пространства-времени, принадлежит к высшему
тонкому плану. Опыт окончательного Божества, или Космичес-
кого Демиурга (savikalpa samadhi), по-видимому, соответ-
ствует нижнему каузальному плану, а переживание бесформен-
ного сознания, превосходящего всякую дуальность (nirvikalpa
samadhi), или пустоты (sunyata) - высшему каузальному пла-
ну. Абсолют, или Предельное, переживается как "таковость" всех
уровней или как сознание в его первоначальном состоянии.
Необходимо иметь в виду, что трансперсональные пережи-
вания не всегда осуществляются в чистой форме. Уже упомина-
лось, например, что переживания, характерные дпя той или
иной перинатальной матрицы, часто сопровождаются специфи-
ческими трансперсональными феноменами и что биографичес-
кие переживания также могут иметь трансперсональные осо-
бенности. Различные формы трансперсональных переживаний
также обьединяются в группы. Так, эмбриональные пережи-
вания могут сопровождаться филогенетическими воспоминани-
ями, переживанием космического единства, архетипическими
образами небес и Рая или видениями различных добрых бо-
жеств или демонов. Эти ассоциации очень устойчивы, они ото-