бражают важную эмпирическую логику и глубокие внутренние
связи различных феноменов в мире сознания.
Далее я кратко опишу основные типы трансперсональных пе-
реживаний и проиллюстрирую их типичными примерами.
РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБШЕПРИНЯТОЙ
РЕАЛЬНОСТИ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ
1. Выход за прелелы пространственных граниы
В трансперсональных переживаниях человек может обнаружить,
что пространственные границы между ним и остальной Все-
ленной не являются фиксированными и абсолютными, и выйти
за их пределы. При особых обстоятельствах возможно эм-
пирическое отождествление с чем угодно во Вселенной, в том
числе со всем космосом в целом. К этому типу трансперсо-
цальных переживаний относится опыт слияния с другим челове-
ком в состоянии двуединства, превращение в сознание груп-
пы людей, расширение собственного сознания до сознания все-
го человечества. Возможен также выход за пределы человечес-
кого опыта и отождествление с сознанием животных, растений,
даже неорганических объектов и процессов. В пределе можно
пережить даже сознание всей биосферы, сознание планеты или
всей материальной Вселенной.
а. Переживание двуединства
Этот тип трансперсонального опыта характеризуется ослаб-
лением и растворением границ телесного Эго и чувством слия-
ния с другим человеком в состоянии двуединства при сохране-
нии собственной самотождественности. В психоделических
состояниях, сеансах эмпирической психотерапии, в медитации
или в спонтанных эпизодах необычного сознания это чувство
двуединства может переживаться как по отношению к окру-
жающим.- терапевту, сиделке, членам семьи, друзьям, - так
и целиком во внутреннем эмпирическом пространстве по от-
ношению к людям, не присутствующим на сеансе.
Опыт двуединства регулярно возникает при переживании
воспоминаний о симбиозе с материнским организмом ( "XOpO-
шая матка" и "хорошая грудьэ). В перинатальных переживани-
ях такого рода отождествление с младенцем сменяется отожде-
ствлением с матерью и с обоими одновременно. В состояниях
мистического единения со Вселенной переживание двуединства
может включать любой аспект существования - не только лю-
дей, но и животных, растений и неодушевленных объектов.
Важный пример двуединства - чувство взаимного растворе-
ния с партнером по сексу (во время генитального соединения
или без него). Это может происходить спонтанно в повседнев-
ной жизни или в рамках тантрической практики. В тантричес-
ком пути левой руки (vama marga) достижение опыта косми-
ческого единства посредством сексуального союза с партнером
(maithuna) является целью сложного ритуала (ралсйа тайй-
га). Переживание двуединства возникает также часто в систе-
матических духовных практиках (в особенности в традиции
бхакти), когда ученики чувствуют себя едиными с гуру.
Опыт дуального единства часто сопровождается глубоким
чувством любви и святости события. Существуют специальные
упражнения (как в духовных традициях, так и в современном
движении за реализацию человеческих возможностей), веду-
щие к такого рода переживаниям: смотрение в глаза друг дру-
га, внимание к дыханию другого, синхронизация дыхания, слу-
шание биение сердца друг друга.
В следующем примере из терапевтического ЛСД-сеанса ре-
грессивное переживание двуединства с матерью во время внут-
риутробного существования и во время кормления грудью со-
четается с переживанием слияния с терапевтом. Пациентка
проходила психолитическую терапию по поводу психотического
состояния; краткая история ее терапии описана в моей книге
"ЛСД-психотерапия" (Gr о f, 1980, pp. 246-51).
В этот момент Милада приняла позу эмбриона и, по-видимому,
находилась в глубокой регрессии. Я отметил значительные и-з-
менения в ее лице. Морщины исчезли, и она выглядела как мла-
денец. Она сообщила, что переживает удивительное единство со
своей матерью. Их чувства не различались. Она свободно могла
переходить от ощущения себя младенцем в утробе или у материн-
ской груди к ощущению себя своей матерью, беременной или кор-
мящей. Она могла также быть тем и другим одновременно, не ощу-
щая границ в этом едином эмпирическом континууме.
Открыв глаза, она с большим удивлением заметила, что не чув-
ствует границ между собой и мною. Ей казалось, что она может
читать мои мысли и чувства. В некоторых случаях, когда она вы-
ражала вслух свои предположения, я мог подтвердить их. Вместе
с тем она полагала, что я также имел неограниченный доступ к
ее психике, так чт.о мог "читать ее, как открытую книгу". Однако
этот аспект ее переживания, очевидно, был проекцией, так как
я не чувствовал этого. В определенный момент Милада обнаружи-
ла также элемент параноидального страха, полагая, что все ее
мысли передаются не только мне, но и всем людям на Земле.
б. Отождествление с лругими люльми
Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с
предыдущим. В опыте двуединства можно в большей или мень-
щей степени потерять собственную самотождественность. Чув-
ство превращения в другого человека может быть полным и
"дожным, включая образ тела, физические ощущения, эмоци-
ональные реакции и отношения, процессы мышления, воспо-
минания, выражение лица, типичные жесты и особенности
поведения, позы, движения и даже интонации голоса.
"Есть различные формы, степени и уровни этого пережива-
ния. Оно может относиться к людям, которые находятся побли-
зости, к реальным людям, которые в данныи момент отсутству-
ют, или происходить как часть внутреннего опыта, включающе-
ro протагонистов из личной истории человека, его предков или
прошлые воплощения. Эмпирические отождествления такого
рода могут касаться знаменитых персонажей прошлого или на-
стоящего, даже мифологических и архетипических персонажей.
Переживание эмоционально значимых биографических вос-
поминаний, в которых действуют другие люди, часто характе-
ризуется поочередным отождествлением с различными протаго-
нистами, что придает им трансперсснальиый оттенок. Человек
может отождествиться со своими родителями, детьми, родствен-
никами, друзьями, знакомыми, учителями Возможно также
отождествление с известными политиками, учеиыми, религиоз-
ными деятелями или типичными представителями различных
профессиональных, этнических, расовых групп в прошлом и на-
стоящем.
Среди знаменитых исторических деятелей, с которыми ото-
ждествлялись люди в моем присутствии, можно назвать Алекса-
ндра Великого, императора Нерона, Клеопатру, Чингисхана, Ле-
онардо да Винчи, Микеланджело, св. Франциска Ассизского,
св. Терезу, Авраама Линкольна, Ленина, Сталина, Мартина Лю-
тера Кинга, Мохаммеда Али, Джона Кеннеди, множество изве-
стных киноактеров. Отождествление с Христом и Его страдани-
ями типично в контексте БПМ-III. В отличие от переживания
прошлых воплощений, такие отождествления не имеют характе-
ра воспоминания и не включают чувство актуального бытия
этим человеком.
Переживание двуединства и отождествления с другими
людьми часто доступны подготовленным медиумам. Эти пере-
живания не носят в таком случае непредсказуемого и элемен-
тарного характера, как в психоделических или подобных им со-
стояниях, а намеренно вызываются и контролируются. Мы
неоднократно были свидетелями этого на лекциях Энни Арм-
стронг. Опытные шаманы, по-видимому, действуют таким же
образом во время лечения или диагностирования
В качестве примера этого состояния я хочу привести один
случай, а именно мощное переживание отождествления с дру-
гим человеком, которое моя жена Кристина испытала во время
болезни с повышенной температурой. Речь идет о нашем добром
друге, покойном антропологе и философе Грегори Бэйтсоне. Он
находился тогда в Эсаленском институте с диагнозом "рак лег-
ких". Хирурги при проведении пробной операции нашли у него
опухоль величиной с виноградину; опухоль была неоперабельна,
и ему пообещали не более четырех недель жизни. Эсаленский
институт пригласил его провести последние дни в прекрасном
окружении на побережье Биг-Сур. Находясь там, он подвергся
разнообразным способам лечения и в результате прожил еще -
с подъемами и спадами - более даух с половиной лет. Мы
много общались с ним и его семьей и стали близкими друзьями.
Однажды утром Кристина решила остаться в постели, так как
плохо себя чувствовала. Внезапно ее охватило ощущение, что
она превращается в Грегори. Она почурствовала как будто сво-
ими его огромное тело, громадные руки, его мысли, его особый
британский юмор. Она была связана с его болью и каким-то
образом знала каждой клеткой своего тела, что он (она) умира-
ет. Это удивило ее, потому что не соответствовало ее сознатель-
ному представлению о положении дел. Ему действительно было
плохо в те дни, но такое не раз случалось и раньше, и не было
оснований видеть в этом что-то более серьезное, чем обычное
временное ухудшение.
Несколькими часами позже к нам пришел Карл Саймонтон,
наш друг, находившийся тогда в Эсалене и лечивший Грегори
своим методом визуализации. Он рассказал, что когда проводил
с Грегори этим утром сеанс, тот внезапно отказался продолжать
и произнес: "Я больше не хочу этого делать. Я хочу умеретьэ.
Они позвали жену больного Лоис, и стали говорить о приближа-
ющейся смерти. Время этого эпизода точно совпадало с момен-
том, когда Кристина пережила отождествление с Грегори.