Кристина двойственно отнеслась к этому эпизоду. С одной
стороны, это было непреднамеренным вмешательством в ее созна-
ние, что казалось пугающим. С другой - за эти несколько минут
она узнала о Грегори больше, чем за несколько лет обычного
взаимодействия. Ясно, что переживания такого рода были бы
бесценными для диагноза и терапии, если бы полностью подда-
вались управлению.
в. Отожлествление с группой и групповое сознание
Дальнейшее расширение сознания и растворение границ -
опыт отождествления с группой людей, имеющих общие расовые,
национальные, культурные, идеологические, политические или
профессиональные характеристики. В иных случаях общим зна-
менателем могут быть качества физических или эмоциональных
переживаний или сводящая людей вместе судьба.
В трансперсональных переживаниях такого рода человек
настраивается на групповое сознание, например, веками гони-
мых евреев, христианских мучеников, пытаемых римлянами,
жертв инквизиции, узников концентрационных лагерей. В по-
добном переживании можно прочувствовать религиозный по-
рыв мусульман, направляющихся в Мекку, индусов, поклоняю-
щихся Гангу, фанатизм членов религиозных сект вроде флагел-
лантов, русских скопцов или "людей Святого Духа".
Эти переживания могут достигать необыкновенной глуби-
ны, интенсивности и объема. Можно пережить страдания всех
тех солдат, которые полегли на полях сражений с начала исто-
рии человечества; огонь в груди революционеров всех времен,
стремящихся свергнуть тиранию; любовь, нежность и самоот-
верженность всех матерей мира, заботящихся о своих детях,
Постепенное исчезновение границ может привести к пере-
живанию отождествления с социальными или политическими
группами, населением целой страны или континента, всеми
людьми определенной расы, всех последователей одной из ве-
ликих мировых религий. В конце концов, можно отождествить-
ся со всем человечеством и пережить "человеческое состоя-
ниеэ как таковое - со всеми его радостями, гневом, с'трастя-
ми, печалями, трагичностью и славой.
Многочисленные свидетельства трансперсональных пережи-
ваний подобного рода описаны в духовной литературе как опыт
пророков, святых, великих религиозных деятелей всех времен.
Удивительное открытие современных исследований сознания
состоит в том, что такие переживания в определенных усло-
виях доступны каждому.
Я проиллюстрирую этот тип трансперсональных пережива-
ний двумя примерами. Первый взят из психоделического се-
анса с высокой дозой ЛСД психиатра, который только что вер-
нулся из пятинедельного путешествия по Индии.
В этот момент я был переполнен воспоминаниями о моем неда-
внем путешествии в Индию. Большое впечатление на меня произ-
вел диапазон различий в уровне жизни в этой стране - от глубо-
чайшей, немыслимой нищеты, грязи, болезней и смерти до
вечной красоты тончайшей храмовой архитектуры и скульпту-
ры и высочайших достижений человеческого духа, Прежде чем
я понял, что происходит, в моих переживаниях сместился ак-
цент. Я уже не был гостем и наблюдателем, я отождествился со
всем, что видел. А затем спектр моих переживаний вышел за
границы моих актуальных воспоминаний об Индии.
Я обнаружил, что стал НАРОДОМ ИНДИИ! Как ни трудно
себе это представить с точки зрения обыденного сознания, но я
чувствовал себя огромным организмом, разветвлениями и состав-
ными частями которого были бесчисленные миллионы людей, на-
селяющих Индийский полуостров. В качестве параллели я могу
привести лишь человеческое тело: каждая его клетка является
и.самостоятельной единицей, и одновременно с этим бесконечно
малой частью целого. Сознание и самосознание организма отража-
ет целое, а не отдельные части. Таким же образом я был огром-
ным сознательным единством - населением Индии.
Вместе с тем я мог отождествитьсй с прокаженными и нищи-
ми на улицах Бомбея и Калькутты, торговцами сигаретами и жа-
реными орехами, голодающими или умирающими на дорогах деть-
ми, толпой благочестивых участников священных омовений в Ган-
ге или жертвами самосожжений в Бенаресе, нагими садху,
лежащими в симидхи в снегах Гималаев, смущенными невестами
на брачных церемониях, сказочно богатыми махараджами
Вся слава и вся нищета Индии явились в моем переживании
как различные элементы космического организма, божества нево-
образимых пропорций, миллионы рук которого протягивались ко
мне и становились всеми воэможными аспектами моего сущс-
ствования. Переживания невероятной глубины и масштаба на-
полняли мое существо; я чувствовал неописуемую связь с Ин-
дией и ее народом.
Следующий пример является рассказом индейца виннеба-
го по имени Разящий Гром о переживаниях после приема пейо-
та. Он принял участие в церемонии, с тем чтобы найти облегче-
ние от чувства глубокой вины и отчуждения. В свое время инде-
ец солгал своему народу, притворяс", что у него было видение,
и впоследствии предался пьянству и разврату. Его жизнь описа-
на в "Автобиографии индейца виннебаго" Поля Рейдина (йа-
din, 1920).
Все мы, сидевшие здесь, имели один дух, или одну дущу Я
научился по крайней мере этому. Я внезапно стал духом, и я был
их духом, или душой. Что бы они ни подумали, я немедленно
узнавал это. Мне не нужно было говорить им что-либо и полу-
чать ответ, чтобы знать, что они думают.
г. Отождествление с животными
Этот трансперсональный опыт состоит в полном и реалисти-
чном отождествлении с особями различных видов животных.
Чаще всего встречается отождествление с млекопитающими,
птицами, рептилиями, амфибиями и различными рыбами. Одна-
ко возможно отождествление и с более примитивными организ-
мами - насекомыми, гастроподами (улитками и слизняками),
брахиоподами (моллюсками), цефалоподами (осьминогами и го-
ловоногими) и кишечно-полостными (морскими анемонами и
медузами).
Эмпирическое отождествление с различными животными
может быть предельно подлинным и убедительным. Оно вклю-
чает образ тела, специфические физиологические ощущения,
инстинктивные влечения, уникальное восприятие среды и эмо-
циональные реакции на нее. Специфические характеристики
отличают эти феномены от обычного человеческого опыта, часто
превосходя всякое воображение.
В холотропном состоянии сознания можно получить эмпири-
ческий доступ к тому, что чувствует любопытная кошка, ис-
пуганный орел, голодная кобра, сексуально возбужденная чере-
паха, дышащая жабрами акула. Отождествившись с угрем во
время его самозабвенного путешествия вверх по рекам и ручь-
ям, можно понять его стремление; можно почувствовать им-
пульсы и ощущения паука, плетущего сеть, или таинственый
процесс развития бабочки из яйца, через стадии гусеницы и ко-
кона.
Подобные переживания могут сопровождаться получением
богатейших знаний о животных и их жизни. Многочисленные
клинические наблюдения такого рода находят независимое под-
тверждение в книге Лэмба "Волшебник с верховьев Амазон-
ки" (LamЬ, 1971). Эта книга во многом похожа на серию Кар-
лоса Кастанеды, описывающего свое обучение у мексиканского
колдуна Дона Хуана. В этой истории, происходящей в джунглях
Амазонки в начале века, полуграмотный шаман перуанских
индейцев амахуака в своих видениях, вызванных приемом аяху-
яски (йаге) - психоделического снадобья из джунглевой лиа-
ны Banisteriopsis caapi, видит появление белых людей, ищущих
каучук. Он посылает воинов, чтобы захватить определенного
молодого человека и обучает его своему ремеслу, готовя к роли
культурного посредника.
Обучение охотников племени амахуака предполагает груп-
повое принятие аяхуаски. Под влиянием этого психоделика
у участников возникают видения животных, на ксторых охотит-
ся племя. Они могут настроиться на них и отождествиться с
ними настолько полно, что непосредственно узнают об их инс-
тинктах и привычках, что увеличит их охотничий успех, пос-
кольку они всегда могут переходить от сознания охотника к
сознанию животного и перехитрить свою жертву.
Первый пример, который я хочу здесь привести, относится
к ЛСД-сеансу одного серьезного исследователя, решившего по-
сле знакомства с моими книгами поделиться со мной своими
записями.
Затем у меня было очень реальное переживание превращения
в орла. Я парил, искусно используя воздушные течения и тон-
чайшие изменения положения крыльев. Я просматривал глазами
территорию под собой в поисках жертвы. Все, что я видел на зе-
мле, казалось увеличенным, как будто я смотрел через бинокль.
Я мог разглядеть мельчайшие детали поверхности земли. Я, по-
видимому, реагировал на изменения в визуальном поле. Как толь-
ко я замечал движение, мои глаза как бы примерзали к этому мес-
ту и давали большее увеличение. Это было похоже на туннельное
видение, смотрение через длинную узкую трубу. Чувство, что мои
переживания точно воспроизводят механизм видения хищных
Следующая иллюстрация принадлежит отчету о системати-
ческом самоисследовании молодой женщины; оно началось во
время занятий по холотропному дыханию и продолжилось на
психоделическом сеансе. Отождеетвление с животным инте-
ресным образом сочетается здесь с мотивом ритуального танца,
представляющего это животное.
Несколько лет назад на дыхательном сеансе у Грофов я пре-
вращалась в большую кошку - тигра или ягуара, - прыгающую
и нападающую с открытой пастью. Это переживание произвело