на меня сильное впечатление, и я зарисовала его.
Примерно год спустя на терапевтическом психоделическом се-
ансе я снова соединилась с кошачьей энергией. Я чувствовала
себя молодой африканской женщиной, танцующей ритуальный
танец, подражая львице. Давая своему телу двигаться в ритме
этого танца, я почувствовала особые движения плеч, верхней ча-
сти спины, шеи и головы. У меня было сильное чувство, что я
не только представляю львицу, но действительно становлюсь ею.
Я почувствовала, что львица определяет свою потребность в
пище не по ощущениям в желудке; втягивание головы между
поднятыми плечами позволяет ей почувствовать, нужна ли ей пи-
ща, чтобы получить жир, который скапливается у нее между ло-
патками. У меня не оставалось сомнений по поводу функций боль-
шой подушечки на шее и плечах больших кошек, хотя я и не
занялась подтверждением этого факта.
Через две недели я слушала образовательную передачу относи-
тельно веса тела. Лектор Уильям Беннет коротко сопоставлял спо-
собы накопления жира у человека и у животных. Он описывал
так называемый "коричневый жир", не свойственный человеку,
но обычный для некоторых животных. Этот жир откладывается
у них в виде подушечки около лопаток, и его количество должно
поддерживаться на определенном уровне, чтобы обеспечивать до-
статочную энергию организму животного.
Последний пример принадлежит Питеру Стэффорду, при-
нимавшему йаге со своими друзьями в Огненной долине око-
ло Лас-Вегаса (Aaronson and Osmond, 1970)
Поверхность воды мерцала и манила к себе. Скоро мы спусти-
лись к кромке воды, полные желания потянуться и поплавать, по-
грузиться в воду, закружиться в водовороте. Единственной по-
мехой был купальный костюм, который казался таким ненужным
и неестественным! Тем более что я стал змеей, извивающейся в
воде. Я нырял и выныривал из топи. Через некоторое время я
почувствовал себя лягушкой и начал двигаться длинными толчка-
ми. И в том и в другом случае вода казалась естественной сре-
дой обитания, а земля была чем-то далеким, чужим и пугающим.
Через некоторое время мой ум решил, что мне хочется влезть
на небольшую горку, которая выглядывала из этого прекрасного
окружения, но в это время я был морским львом, так что мне
трудно было вылезти на сухую землю. Вылезши из воды, я почув-
ствовал себя странным, нелепым, неуместным.
Когда, я говорю, что чувствовал себя то одним водным созда-
нием, то другим, это вовсе не означает, что я чувствовал себя
скользким или змееподобным. Это переживание было особенным,
не похожим ни на что, испытанное мною прежде как физически,
так и психически. Под действием йаге я сознавал, что у меня дру-
гая память: я потерял свою нормальную самотождественность.
Это не было змпатией по отношению к тому, что могла бы, по
моему мнению, чувствовать змея или лягушка, я полностью был
лягушкой и змеей, так что мог бы недоумевать по поводу того,
что чувствуют людИ по отношению ко мне,
Так что же означает тот факт, что я под действием йаге не
просто "сопереживал змее", но в некотором смысле был змеей,
каким-то образом достиг уровня опыта, где я мог войти в со-
прикосновение с потенциальной "змеиностью" во мне? Что зна-
чит, что я разложил свои восприятия на новые, совершенно иные
категории?
л. Отождествление с растениями и ботаническими
процессами
Трансперсональные переживания, связанные с раститель-
ной жизнъю, часто встречаются в необычных состояниях со-
знания, хотя и реже, чем отождествление с животными. В этой
эмпирической области человек чувствует себя отождествив-
шимся с различными растениями, частями растений, даже с
физиологическими и биохимическими процессами в них. Он мо-
жет пережить превращение в дерево, полевой или садовый цве-
ток,насекомоядное растение, водоросль, океанский планктон,
даже культуру бактерий или отдельную бактерию.
В холотропном модусе можно эмпирически отождествить-
ся с корневой системой дерева, занятой водным и минераль-
ным обменом, с циркуляцией сока в коре, с листом во время
фотосинтеза, с прорастающим зерном, с процессом опыления
или клеточного деления во время вегетативного роста. В не-
которых случаях люди рассказывали, что были свидетелями
ботанических процессов на субклеточном и молекулярном
уровнях, эмпирически осознавали деятельность митохондрии
или биохимические процессы, лежащие в основе производства
ауксинов, растителъных пигментов, жиров и сахаров, арома-
тических веществ и различных алкалоидов.
Опыт сознания растений представляет собой интересную
категорию трансперсональных феноменов. Сколь бы абсурдным
это ни казалось здравому смыслу традиционного ученого, эти
переживания невозможно считать просто фантазией. Они не-
зависимо друг от друга происходят у многих людей на опреде-
ленной стадии эволюции сознания и обладают качеством под-
линности, которое нелегко передать словами. Часто они дают
человеку новое глубокое понимание соответствующих процессов
и ведут к важным философским и духовным прозрениям.
Наиболее важное из этих прозрений - осознание особо-
го качества и чистоты существования растений, делающих их
образцом для духовной жизни человека. В отличие от живот-
ных и человека, растения в своей основной массе не убивают
и не ведут хищнический образ жизни. Они живут в непосредст-
венном контакте с солнцем - жизнедающим принципом нашей
планеты и непосредственным выражением творческой энергии
космоса. Растения трансформируют эту космическую энергию
в формы, которые могут быть полезны другим организмам.
Особенно важно в этом контексте то, что они снабжают все
прочие формы жизни кислородом, оказываясь таким образом
абсолютно необходимыми для обеспечения жизни на нашей
планете. Другим важным аспектом является непосредственный
контакт растений со всеми остальными элементами - землей,
водой и воздухом.
Не убивая, не охотясь и не эксплуатируя другие организ-
мы, многие растения вместе с тем сами служат источником пи-
щи, минералов и витаминов для других форм жизни. Кроме то-
го, они используются и иными способами в жизни человека,
обеспечивая его многими материалами и веществами и прино-
ся ему красоту и радость. Жизнь растений не искажена неес-
тественным стремлением стать чем-то иным, чем они есть на
самом деле, болезненными сожалениями о прошлом, конфлик-
тами по поводу несовпадения целей или заботой о будущем,
Они воплощают в себе чистое существование "здесь и сейчас",
в полном контакте со своим непосредственным окружением,
что является идеалом многих мистических школ. У некоторых
людей очарование чистотой растительного царства и отвраще-
ние к убийству, порожденное перинатальными переживания-
ми, могут привести к переходу на вегетарианское питание.
Деревья-долгожители - вроде гиганских сейквой и красного
дерева или маленьких колючих сосен - часто олицетворяют
собой в переживаниях состояние невозмутимого, сосредоточен-
ного и вневременного сознания, независимого от суеты и пере-
мен мира. Переживание отождествления с растениями часто
дает глубокое понимание того, почему некоторые растения счи-
тались в определенных культурах священными (например, бань-
ян в Индии, лотос у индусов и египтян, омела у друидов, кукуруза
у североамериканских и южноамериканских индейцев),
Наиболее непосредственные прозрения в духовные аспекты
жизни растений связаны с видами, которые считались священ-
ными и использовались в ритуалах различных культур или групп
в связи со своими психоделическими качествами. Среди расте-
ний-психоделиков, игравших важную роль в духовной жизни
человека, можно назвать легендарную ведическую сому, до сих
пор не идентифицированную ботанически, африканскую эбогу
(Tabernanthe iboga), различные виды конопли (Cannabis
sndica и sativa), мухомор (Amanita тиясппп), мексиканский
священный гриб теонанакатль (Psilocibe mexicana), визио-
нерский кактус пейот (Lophophora milliamsii), семена вьюн-
ка, или ололиукви (Turbina corymbosa), и амазонскую лиану
Banisteriopsis caapi - основной ингредиент йаге или пяхупс-
ки. Понимание роли этих растений в духовной жизни человека
наиболее естественно может прийти вместе с испытанием их спе-
цифического психоделического действия.
Типичный пример отождествления с растением приведен во
второй части этой книги, при обсуждении терапевтических ме-
ханизмов.
е. Единство с жизнью и всем творением
В отдельных случах сознание человека в холотропном моду-
се может расшириться до охвата всей жизни на планете, вклю-
чая все человечество, фауну и флору, начиная с вирусов и од-
ноклеточных и кончая высоко дифференцированными видами.
Это - отождествление не с единичным живым организмом, а
с жизнью как космическим явлением.
Иногда переживание может сосредоточиться на определен-
ном аспекте жизни - власти голода, сексуального влечения
или материнского инстинкта, императивности того закона, что
жизнь основывается на жизни, изумительной мудрости, управ-
ляющей жизненными лроцессами на различных уровнях эво-
люции. Переживания такого рода не оставляют у человека со-
мнения, что жизнь не может быть объяснена механической на-
укой и что,она свидетельствует о существовании творческого
космического разума.
В некоторых случаях отождествление касается только "гори-
зонтального" аспекта жизни - взаимозависимости различных
ее форм, всех пермутаций, синергизмов и антагонизмов, состав-
ляющих планетарную экологию. В других случаях переживает-