Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 16 из 67)

ся также и эволюционное измерение жизни, о котором речь

пойдет несколько позже. Переживания такого рода могут при-

вести к глубокому пониманию космических и природных зако-

нов, повышенной экологической чувствительности, чуткости к

проблемам, порождаемым бурным развитием технологии и ин-

дустриализацией.

Следующий пример взят из отчета психиатра о ЛСД-сеансе

(доза 300 микрограмм), в котором ясно проявилось отожде-

ствление с жизнью на Земле.

Я почувствовал глубокую связь с жизнью на нашей планете.

Сначала я прошел через ряд отождествлений с различными ви-

дами, но постепенно переживание становилось все более и бо-

лее всеохватывающим. Мое отождествление распространялось не

только горизонтально - в пространстве, включая все формы жи-

зни, но также и вертикально - во времени. Я превратился в дар-

виновское эволюционное дерево со всеми его разветвлениями. Я

был всей жизнью!

Я чувствовал космическое качество энергий и переживаний,

вовлеченных в мир живых форм, бесконечное любопытство экспе-

риментирования, характерное для жизни, жажду самовыражения,

действующую на многих уровнях. Больше всего меня волновал во-

прос, будет ли продолжаться жизнь на планете. Является ли она

жизнеспособным и конструктивным феноменом, или это злокаче-

ственный нарост на лике Земли с неким фатальным, обрекающим

его на саморазрушение изъяном в самом замысле? Возможно ли,

что в план зволюции органических форм была заложена фунда-

ментальная ошибка? Могут ли творцы вселенных ошибаться, как

ошибаемся мы, люди? Это казалось вполне вероятным, и мысль

об этом, никогда раньше не приходившая в голову, пугала меня.

Отождествляясь с жизнью, я пережил весь спектр деструкти-

вных сил, действующих в природе и в людях, и увидел их опас-

ное продолжение в современной технологии, угрощающей разру-

шить нашу планету. Я отождествился с бесчисленными жертвами

военной машины, узниками концентрационных лагерей, умираю-

щими в газовых камерах, с рыбой, отравленной в реках и морях,

с растениями, убитыми гербицидами, с насекомыми, погубленны-

ми химикалиями.

Это сменялось трогательными видениями улыбающихся мла-

денцев, очаровательных детей, играющих в песке, новорожденных

животных и птенцов в аккуратных гнездышках, мудрых дельфинов

и китов, путешествующих в кристально чистой воде океана, зрели-

щем прекрасных полей и лесов. Я чувствовал глубокую эмпатию

с жизнью, осознавал экологическую опасность и реальную реши-

мость присоединиться к силам, защищающим жизнь на планете.

ж. Переживание неолушевленной материи и

неорганических процессов

Эмпирическое расширение сознания в холотропном моду-

се не ограничено миром биологии; оно может включать макро-

скопические и микроскопические явления неорганической при-

роды. Люди рассказывают об отождествлении с водой рек и оке-

анов, с различными формами огня, с землей и горами, с силами,

образующимися в природных катастрофах, электромагнитных

бурях, землетрясениях, ураганах и извержениях вулканов.

Столь же часто встречается отождествление с определенны-

ми материалами - алмазами и другими драгоценными камня-

ми, кристаллами кварца, янтарем, гранитом, железом, сталъю,

ртутью, серебром и золотом. Эти переживания могут распрост-

ранятъся на микромир и касаться динамической структуры мо-

лекул и атомов, броуновского движения, межатомных связей

и даже электромагнитных сил и субатомных частиц.

В некоторых случаях испытуемые переживают отождеств-

ление со сложными продуктами современной технологии - ре-

активными двигателями, ракетами и космическими кораблями,

лазерами, компьютерами. В таких случаях образ тела обрета-

ет все качества соответствующих материалов и процессов, так

что это становится сложным сознательным переживанием. По-

видимому, любой процесс во Вселенной, который можно наблю-

дать объективно в обычном состоянии сознания, имеет свое

субъективное эмпирическое соответствие в холотропной мо-

дальности.

Переживания такого рода показывают, что сознание и твор-

ческий разум не являются продуктами неодушевленной мате-

рии, но играют решающую роль в самой основе существования.

Это представление все в большей мере подкрепляется совре-

менными исследованиями в таких областях науки, как физи-

ка элементарных частиц, астрофизика, биология, термодинами-

ка, теория систем, теория информации и т, д,

Особенно интересно то, что эмпирическое отождествление

с неорганическим миром не ограничивается чисто познаватель-

ными аспектами, а часто имеет определенные духовные каче-

ства. Отождествление с водой может переживаться как состо-

яние сознания, характеризующееся вневременностью, текуче-

стью, растворением -границ, спокойной непритязательной силой,

очищением и парадоксальным сочетанием неизменности и ди-

намических перемен.

Огонь также может переживаться как духовная сила пуга-

ющей мощи, способная творить и разрушать, трансформиро-

вать твердые формы в энергию, создавать удобства и питать,

так же как угрожать и наносить ущерб, и потенциально - очи-

щать. Элемент огня, в особенности в виде Солнца, часто пере-

живается как лрямое проявление космической творческой силы

во Вселенной, наиболее непосредственное проявление боже-

ственного в феноменальном мире.

В соответствии с представлениями многих мистических

систем разных времен переживания, связанные с различными

драгоценными камнями и металлами, в особенности с алмаза-

ми и золотом, соответствуют высокодуховным состояниям,

характеризующимся абсолютной чистотой, устйчивостью и осо-

бым сиянием. Эти образы часто появляются в связи с архети-

пическими видениями Рая, небес или небесных городов. Изве-

стная беседа Олдоса Хаксли "Переживания визионера", в ко-

торой он спрашивает, почему драгоценные камни драгоценны

(Н их1е у, 1983), хорошо выражает эту сторону дела. Его ответ

состоит в том, что ценность, которую мы приписываем драго-

ценным камням и металлам, основана на том факте, что они

являются суррогатами мистических переживаний. Для повсед-

невного сознания они представляют собой наиболее полное

возможное приближение к определенным эмпирическим харак-

теристикам визионерских состояний.

Эмпирическое отождествление с неорганической материей

часто сопровождается прозрениями философской, мифологи-

ческой, религиозной или мистической природы. Соответствие

между переживаниями неорганического мира и духовными со-

стояниями может привести к совершенно новому пониманию

анимизма и пантеизма, средневековой алхимии, гомеопатии,

учений о четырех или пяти элементах, содержащихся в гречес-

кой философии, китайской медицине и тантрических рукописях,

а также многих других древних и восточных учениях.

Людям, которые пережили отождествление с водой, лег-

ко понять, почему она имеет столь большое значение в дао-

сизме и так часто используется в виде духовной метафоры.

На основе глубокого личного переживания также легко по-

нять, почему Солнце почиталось во многих культурах в ка-

честве бога или почему вулканы воспринимались как боже-

ства творения и разрушения. Глубокое отождествление с гра-

нитом может привести к пониманию того, почему индусы

считают Гималаи склонившимся Шивой или почему многие

культуры создают гигантские гранитные скульптуры.

На более глубоком уровне появляются не образы богов или

идолов, а сами божества. Состояния сознания, связанные с

этими материалами, - недифференцированность, невозмути-

мость, неизменность и вневременность - и есть истинное

божество. Оно почитается потому, что резко отличается от те-

кучих, подвижных и неустойчивых состояний сознания,

характеризуюших обычное человеческое существование и мир

биологии. Важность того, что время различно в различных об-

ластях феноменального мира, в последнее время подчеркива-

ют Илья Пригожин (Prigogine and Stengers, 1984) и Эрик

Янч (Jantsch, 1980).

Я проиллюстрирую этот интересный тип переживаний от-

четом о сеансе со 150 миллиграммами кеталара (кетамина), дис-

социативного анестетика, используемого в хирургии и ветерина-

рии, в связи с которым особенно часто встречаются эмпириче-

ские отождествления с неорганической материей.

Атмосфера была темной, тяжелой и зловещей. Она казалась

токсичной и ядовитой в химическом смысле, но также опасной и

злой в метафизическом смысле. Я понял, что становлюсь НЕ-

ФТЬЮ, наполняя немыслимо огромные пустоты под землей. Я по-

лон интереснейших прозрений относительно химии, геологии, био-

логии, психологии, мифологии, экономики и политики Ь области

нефти.

Я понимаю, что нефть - гигантские залежи минерализован-

ных жиров биологического происхождения - избежала принуди-

тельного цикла смерти и рождения, которому подвержен мир жи-

вой материи. Однако смерти не удалось избежать полностью, она

только отсрочена. Деструктивный плутоновский потенциал смерти

продолжает существовать в нефти в латентной форме и ждет

своей войможности, как чудовищная бомба замедленного действия.

Переживая то, что мне представлялось сознанием нефти, я

видел смерть в виде убийств, вызванных жадностью и стяжатель-

ством тех, кто стремился извлечь из нее астрономические при-

были. Я видел сцены политических интриг и экономических пер-

турбаций, основанных на "нефтяных деньгахэ. Нетрудно было

проследить цепь событий до грядущей мировой войны за умень-