шающиеся ресурсы ископаемого, ставшего необходимым для вы-
живания и благополучия индустриальных стран.
Мне стало ясно, что для будущего планеты необходимо перео-
риеитировать экономическую жизнь на солнечную энергию и
другие возобновляемые источники. Продолжение политики после-
довательного сжигания ограниченных ресурсов и превращения их
в токсичные отходы, загрязняющие среду, порочно в самой своей
осноре, будучи совершенно несовместимым с цйкличным по при-
роде космическим порядком.
Использование ископаемых источников знергии было понят-
но в историческом контексте индустриальной революции, но его
продолжение, когда фатальность этой траектории уже понята, ка-
жется преступным и самоубийственным.
В длинном ряду отвратительных, неприятных переживаний я
прошел через состояния сознания, связанные с химической
промышленностью, основанной на нефти. Используя название зна-
менитого немецкго химического комбината, я иазвал эти пережи-
вания IG Farben-сознанием. Это было бесконечным рядом состоя-
ний сознания с качеством анилиновых красителей, органических
растворителей, гебрицидов, пестицидов и отравляющих газов.
Кроме переживаний, связанных с различными индустриальны-
ми ядами как таковыми, я также отождествлялся с состояниями
сознания различных форм жизни, подвергаемых воздействию
продуктов нефти. Я был каждым евреем, умершим в нацистских
газовых камерах, каждым отравленным муравьем и тараканом,
каждой мухой, пойманной на липучку, каждым растением, уми-
рающим от гебрицидов. И за всем этим разворачивалось вероят-
ное будущее для всей жизни на планете - смерть от промыш-
ленных загрязнений.
Это был непередаваемый урок. Я закончил сеанс с ясным
пониманием экологических проблем и того, куда должно идти
развитие экономики и политики, чтобы жизнь на планете могла
продолжаться.
з. Планетарное сознание
В этом типе трансперсональных переживаний сознание че-
ловека расширяется до такой степени, что кажется охватываю-
щим все аспекты существования нашей планеты, в том числе
геологическую субстанцию с ее минералъным царством, так же
как биосферу со всеми формами жизни, включая людей. С этой
точки зрения вся Земля представляется одним сложным орга-
низмом, космическим единством, различные аспекты которо-
го - геологический, биологический, психологический, культур-
Ный и технологический - могут рассматриваться как прояв-
ления концентрированного стремления достичь более высокого
уровня эволюции, интеграции и самоактуализации.
Эти переживания, как правило, включают также мифологи-
ческое измерение, имеющее определенно духовное качество.
Земля воспринимается как Мать-земля или божественное суще-
ство, как греческая богиня Гея. Легко убедиться, что процессы,
протекающие на Земле, руководимы высшим разумом, намного
превосходящим наш, и что к этому высшему разуму следует
относиться с уважением и доверием, не пытаясь вмешиваться в
его деятельность с нашей ограниченной точки зрения. Эти пред-
ставления, неоднократно возникавшие в необычных состояниях
сознания у разных людей, недавно получили подтверждение в
новейших научных исследованиях.
Грегори Бэйтсон, достигший в своей работе блестящего син-
теза точек зрения кибернетики, теории информации и теории
систем, эволюционной теории, антропологии и психологии (Ва-
teson, l979), пришел к выводу, что не только возможно, но и
логически необходимо предполагать существование психичес-
ких процессов на всех уровнях естественных феноменов дос-
таточной сложности - на уровне клеток, органов, тканей, орга-
низмов, групп животных и людей, экосистем и даже Земли и
Вселенной как целого. В этом образе мышления наука вновь
пришла к старому представлению о deus sive natura, сущест-
вовании имманентного Бога, как говорил об этом Спиноза.
Совершенно независимо Джеймс Лавлок собрал в своей
книге el'es: новый взгляд нп жизнь на Земле" (Lovelock,
1979) свидетельства того, что тонкие гомеостатические меха-
низмы, пордерживающие постоянство температуры Земли и
концентрацию ключевых компонентов (солей, кислорода, ам-
миака и озона) в атмосфере, океанской воде и почве, застав-
ляют предположить, что Земля подобна разумному организму, К
аналогичным выводам пришли Теодор Роззак в своей книге
"Личность-лланета" (Roszak, 1978) и Питер Рассел в книге
"Глобальный мозг" (RияяеII, 1983).
Следующий пример планетарного сознания является отче-
том о сеансе холотропного дыхания молодой женщины из Гер-
мании, участвовавшей несколько лет назад в нашем пятиднев-
ном семинаре.
Сначала я чувствовала себя Великой Матерью-богиней, Ма-
терью-землей, затем это перешло в действительное превращение
в планету Земля. Было понятно, что я - Земля - являюсь жи-
вым организмом, разумным существом, старающимся понять себя,
развить более высокий уровень сознания и вступить в общение
с другими космическимй существами.
Металлы и минералы, составляющие планету, были моими ко-
стями, скелетом. Биосфера - растительная жизнь, животные, люди
- моей плотью. Я чувствовала в себе циркуляцию воды: из оке-
анов - в тучи, оттуда - в маленькие ручейки и большие реки и
снова в море. Водная система была моей кровью, и метеорологи-
ческие изменения - испарение, воздушные потоки, выпадение
дождей, снег - обеспечивали циркуляцию, передачу питания и
очищение. Коммуникация между растениями, животными и людь-
ми, включая современную технологию - прессу, телефон, радио,
телевидение и компьюторные сети, - составляли мою нервную
систему, мой мозг.
Я чувствовала своим телом вред, наносимый вкраплениями
шахт, больших городов, токсичных и радиоактивных откодов, за-
грязнением воздуха и воды. Самым странным было то, что я вос-
принимала ритуалы, совершаемые различными примитивными
племенами, и чувствовала их значительную целительную силу и
их абсолютную для меня необходимость. Сейчас, в моем повсед-
невном сознании, мне это кажется странным, но во время моих
переживаний я была совершенно убеждена, что совершение ри-
туалов важно для Земли.
и. Внеземные переживания
В этих переживаниях сознание охватывает небесные тела,
фрагменты Вселенной, астрономические процессы, происходя-
щие вне сферы Земли. Человек может чувствовать себя путе-
шествующим на Луну, Солнце, другие планеты, звезды, галак-
тики или пережить взрыв сверхновой звезды, сжимание звезд,
квазаров и пульсаров, прохождение через черные дыры. Это
может происходить в форме простого наблюдения событий или
в форме переживания в своем эмпирическом поле всех соответ-
ствующих процессов.
Как и отождествление с неорганической материей, эти пе-
реживания часто имеют духовную составляющую. Так, напри-
мер, эмпирическое отождествление с термоядерным процессом
внутри Солнца может связываться с чувством соприкоснове-
ния с творческой силой космического сознания. Опыту прохож-
дения через черную дыру обычно сопутствуют эмпирическое
исчезновение времени, пространства и философской уверенно-
сти в материальной реальности феноменального мира. Пережи-
вание межзвездного пространства связывается с духовным опы-
том Пустоты, речь о котором пойдет несколько позже.
Переживания вне Земли часто появлялись в необычных со-
стояниях сознания у Джона Лилли, нейрофизиолога, известно-
го своими исследованиями нечеловеческого разума и межвидо-
вой коммуникации, так же как и своим беспрецедентным мара-
фоном психоделического самоисследования. В своих сеансах он
не раз посещал чужие миры и общался со странными существами
и "присутствиями". Вот описание одного из таких событий, ини-
циированного приемом 75 миллиграммов кеталара (кетамина) и
нахождением в изолирующей ванне (Lilly, 1978),
Я оставил свое тело плавающим в ванне на планете Земля и
оказался в очень странной и чуждой среде. По-видимому, это было
не на Земле, я никогда раньше здесь не был. Это могло быть на
какой-то другой планете и в иной цивилизации. Я нахожусь в
особом состоянии высшего безразличия, не чувствуя ни страха,
ни любви. Я в высшей степени нейтральное существо, наблюдаю-
щее и ждущее.
Это очень странйо. Эта планета похожа на Землю, но цвета
здесь другие. Здесь есть растительность, но особого пурпурного
""вета. Здесь есть солнце, но фиолетовое, а не знакомое мне оран-
жевое Солнце Земли. Я нахожусь на красивой лужайке, вдали
виднеются очень высокие горы. Я вижу, как через лужайку ко
мне приближаются какие-то существа. Они сверкающе белые и
кажутся излучающими свет. Двое из них подходят ближе. Я не
могу разглядеть их черт, они слишком сверкают для моего тепе-
решнего зрения. Они, по-видимому, прямо передают мне свои
мысли. Нет звука. То, что они думают, автоматически переводится
в слова, которые я могу понять.
к. Отождествление со всей физической вселенной
Это редкое переживание представляет собой дальнейшее
расширение сознания за пределы планетарного и внеземного
опыта до такой степени, что человек охватывает всю физичес-
кую вселенную. Все космические процессы переживаются как
внутриорганические и интрапсихические феномены этого ог-
ромного существа. Как правило, это связывается с понимани-
ем того, что, если различные существа феноменального мира
переживают лишь различные специфические аспекты матери-
альной реальности, космическое или божественное сознание
располагает полным и тотальным одновременным опытом все-
го, что есть, как с точки зрения отдельных единиц сознания, так