деликами - это не какое-то изучение экзотических психоакти-
вных веществ, а может быть, наиболее многообещающий путь
к исследованию человеческой психики. Результаты, получен-
ные в психоделических исследованиях, непосредственно при-
менимы и для измененных состояний сознания, вызванных раз-
личными нефармакологическими средствами. Они проливают
новый свет на сведения из истории, антропологии и сравнитель-
ного религиоведения относительно древних мистерий смерти
и возрождения, посвящений и ритуалов перехода, действий ша-
манов и других целителей, духовных практик различных рели-
гиозных и мистических традиций и других подобных феноме-
нов, имеюших большое значение в различных культурах.
Необычные состояния сознания вызываются в подобных
контекстах либо употреблением священных психоделических
растений (подробнее см. в Приложении А), либо мощными не-
медикаментозными техниками, в которых разнообразными спо-
собами сочетаются управление дыханием, пение, барабанный
бой, монотонные движения танца, сенсорная перегрузка, соци-
альная и сенсорная изоляция, пост, лишение сна. Интересно
отметить, что спектр переживаний, вызванных психоделичес-
кими веществами, практически не отличается от переживаний,
индуцированных различными немедикаментозными средствами.
Подобные феномены могут также наблюдаться в работе с
помощью современных лабораторных методов, способных выз-
вать необычные состояния сознания. К ним принадлежат раз-
личные формы биологической обратной связи, сеансы сенсор-
ной изоляции в специальной кабине или ванне, использование
визуальной или акустической перегрузки, лишение сна или
быстрого сна, использование кинестетических средств вроде
"вращающейся кушетки", электронная или акустическая сти-
муляция мозга и др. Феномены, переживаемые некоторыми ис-
пытуемыми в гипоксической камере, также могут напоминать
психоделические состояния.
С точки зрения основной задачи этой книги специальный
интерес представляет тот факт, что весь спектр переживаний,
наблюдаемых в психоделических сеансах, может быть вызван
различными формами немедикаментозной эмпирической (ехре-
riental) психотерапии, исследовательским гипнозом, "первич-
ной" терапией, неорайхианскими методиками, гештальт-тера-
пией, нудистским марафоном, акваэнергетикой, различными ва-
риантами "ребефинга". Как будет показано позже, этот спектр
переживаний характерен также для холотропной терапии -
мощной техники, которую я и моя жена Кристина используем
в течение последних десяти лет.
В этом контексте следует также упомянуть два типа ситуа-
ций ненамеренного возникновения необычных состояний созна-
ния в повседневой жизни. Прежде всего это эпизоды необыч-
ных переживаний, спонтанно возникающих у различных людей
по неизвестным причинам. Традиционная психиатрия рассмат-
ривает их как заболевания неизвестной этиологии. Вторая ка-
тегория ненамеренных необычных состояний сознания - это
опыт близости смерти, о котором рассказывают около 40% лю-
дей, попавших в такие ситуации (Noody, 1975; Ring, 1980, Sa-
Ь о m, 1982).
В части вышеописанного материала мы вынуждены опирать-
ся на исторические реконструкции. Другие ситуации требует
полевых исследований в примитивных культурах, иные же
слишком элементарны или непредсказуемы, чтобы быть пред-
метом систематического научного изучения. Тот факт, что
подобные феномены находят свое соответствие в психодели-
ческих состояниях, обеспечивает уникальную возможность
изучать их в контролируемых условиях лабораторного или
клинического эксперимента. Это особенно важно потому, что
сведения о необычных состояниях сознания имеют важные
следствия для многих других областей исследований.
Эти новые данные столь сушественны, что могут революци-
онизировать наше понимание человеческой психики, психопа-
тологии и психотерапевтических процессов. Значение некото-
рых наблюдений выходит за пределы психологии и психиатрии
и представляет собой серьезный вызов общепринятой ньюто-
но-картезианской парадигме западной науки. Они могут реши-
тельно изменить наши представления о природе человека, о
культуре и истории, о реальности в целом,
Широко распространившееся непрофессиональное исполь-
зование психоделиков вызвало соответствующие администра-
тивные, политические и юридические меры, из-за которых пси-
ходелические исследования стали чрезвычайно затруднены и
непопулярны. По этой причине для меня было очень важно в
течение последних десяти лет моей работы убедиться в том,
что практически весь спектр психоделических феноменов мо-
жет быть вызван простыми и безопасными нефармакологичес-
кими средствами. Я и моя жена Кристина разработали для этой
цели вполне эффективную технику.
Мы называем этот подход холономной интеграцией, или
холотропной терапией. Теоретически он основан на данных
психоделических исследованиях. Он определенным образом со-
единяет контролируемое дыхание, музыку и другие виды зву-
ковой технологии, фокусированую работу с телом и рисование
мандал. Наш опыт с этой техникой ограничен работой в груп-
пе, длящейся не более четырех недель. Мы не имели возмож-
ности подвергнуть его контолируемому клиническому изуче-
нию, сравнимому с моими исследованиями психоделической те-
рапии в Балтиморе.
Как бы то ни было, большинство участников наших рабо-
чих групп нашли эту технику пригодной для самоисследова-
ния, обеспечивающей доступ к необычным трансформирующим
и мистическим переживаниям, более эфективной, чем любая
форма словесной терапии, с которой они были знакомы. Даже
в ограниченных условиях коротких семинаров мы были свиде-
телями драматических улучшений различных эмоциональных
и психосоматических состояний, часто беспокоивших людей на
протяжении длительного времени. Во многих случаях путем
неформальных расспросов по телефону, при встречах, в пись-
мах мы могли убедиться, что эти изменения были устойчивы-
ми. Некоторые коллеги, прошедшие у нас обучение и позже
начавшие применять этот подход, пришли к тем же выводам.
В течение десяти лет мы использовали холотропное дыха-
ние в работе с тысячами клиентов в Северной и Южной Амери-
ке, в различных странах Европы, в Австралии и Азии и нашли
его одинаково эффективным, несмотря на значительные культу-
рные различия. Эта книга является ответом на многочисленные
просьбы о руководстве, в котором содержались бы основные
сведения по теории и практике холотропной терапии в доступ-
ной не только профессионалам, но и широкой публике форме.
В моих предыдущих книгах внимание было обрашено прежде
всего на психоделическую работу, что, разумеется, ограничива-
ло круг заинтересованных читателей. Поскольку многие новые
данные не вписывались в рамки традиционных представлений,
я должен был сопровождать материал обсуждением психоло-
гических теорий и полемизировать с традиционной ньютоно-кар-
тезианской парадигмой. Предлагаемая книга отличается от пре-
дыдущих во многих важных отношениях. Хотя она и содержит
много ссылок на психоделические исследования и описания пси-
ходелических состояний, основной упор здесь делается на про-
стые нефармакологические техники самоисследования, легко
доступные широкой публике и не ограниченные антипсиходели-
ческим законодательством и другими сложностями психодели-
ческого экспериментирования. Все заинтересованные читатели
в состоянии проверить наши утверждения в специально органи-
зованной эмпирической работе под надлежащим руководством.
В этой книге я не занимаюсь обсуждением связей между
новым материалом и общепринятыми знаниями из психологии
и других наук. Я предполагаю, что общий интеллектуальный
климат достаточно изменился, так что многие читатели либо
знакомы с теми аргументами, которые я мог бы привести, либо
готовы принять новые данные и так. Поскольку я посвятил
этому много страниц в своих предыдущих книгах, я отсылаю
к ним тех читателей, которым теоретический контекст пока-
жется необходимым, полезным или интересным,
Основные результаты моих клинических исследований с
психоделиками довольно детально описаны в моей книге "ЛСД-
психотерапия" (Grof, 1980). Отношения между новыми пред-
ставлениями и основными школами глубинной психологии под-
робно рассмотрены в моей последней книге "За пределами мо-
зга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии"
(Grof, 1985). Глава "Архитектура эмоциональных расстройств"
в особенности важна в контексте предлагаемой книги и может
рассматриваться как важное ее дополнение. Книга "За преде-
лами мозга" содержит также подробное обсуждение научных
парадигм и ограниченности ньютоно-картезианской парадигмы
в науке. В этом контексте данные современных исследований
сознания сопоставляются с революционным развитием в дру-
гих научных дисциплинах и с различными аспектами нарож-
дающейся парадигмы.
Поскольку данная книга задумана как легко читаемое руко-
водство для самоисследования и эффективой психотерапии, я
не хотел перегружать ее отступлениями в смежные проблемные
области ради обоснования своих утверждений. Последним "до-
казательством" для читателей должен быть собственный опыт.
Без него многое из того, что описано в этой книге, может пока-
заться неубедительным, сколь бы ни подтверждалось это интел-