с которыми человек связан кровным родством, а любые предста-
вители той же расы. В случае опыта коллективного бессознатель-
ного процесс выходит даже за пределы расы, затрагивая все
человечество как целое, подтверждая вызвавшие столько про-
тиворечий представления К. Г. Юнга (Jung, 1959).
Если человек в необычном состоянии сознания настраивает-
ся на подобНые переживания, он принимает участие в драма-
тических, чаще всего коротких, но иногда и более развернутых
эпизодах, имеющих место в более или менее отдаленном исто-
рическом времени различных стран и культур. Человек может
быть наблюдателем, но чаще эмпирически отождествляется с
одним из протагонистов. Обычно он получает при этом ряд све-
дений - иногда общего характера, а иногда очень специфичес-
ких и детальных - относительно социальной структуры, рели-
гиозной практики, ритуалов, морали, искусства, технологии
соответствующих исторических периодов и культур.
Воспоминания коллективного бессознательного могут отно-
ситься к любой стране, расовой групп" мли культуре, к любо-
му историческому периоду, хотя кажется, что определенные
преимущества имеют древние цивилизации с высоко развиты-
ми духовными, философскими и художественными традиция-
ми. Удивительно часто появляются эпизоды из Древнего Егип-
та, Древней Индии, Тибета, Китая, Японии, доколумбовой
Мексики и Перу, Греции и Рима. Выбор культуры и географи-
ческого ареала может совершенно не зависеть от собственной
расовой, этнической и культурной принадлежности человека,
от его образования и интересов.
Так, славянин может принять участие в набегах монгольских
орд Чингисхана, отождествиться с африканским бушменом в
трансовом танце, пережить ритуальную инициацию среди ав-
стралийских аборигенов или оказаться ритуальной жертвой ац-
теков. Человек англосаксонского происхождения может пере-
жить эпизод афроамериканского рабства или поучаствовать в
истреблении американских индейцев во времена Дикого Запада,
что приведет его к пониманию расовых проблем современной
Америки. Еврей может настроиться на культуры Дальнего Во-
стока и в результате получить глубокий опыт и удивительное
понимание японской, китайской или тибетской души, определен-
ных аспектов даосских или будпийских учений, военных искусств
или восточной музыки и театра.
Иногда подобные переживания могут сопровождаться слож-
ной жестикуляцией, позами и движениями, которые точно ото-
бражают определенные специфические аспекты соответству-
ющей кулътурной традиции. Мы неоднократно наблюдали во
время психоделических и холотропных сеансов, как совершен-
но не обученные люди принимали в нужные моменты и в пра-
вильном контексте позы (аспны) и выполняли жесты (мудры)
йогической традиции и спонтанно обнаруживали их значение.
В некоторых случаях люди, эмпирически настроенные на оп-
ределенный культурный контекст, чувствуют силъную потреб-
ность в танце. Без всякой предварительной подготовки и даже
без знания соответствующей традиции человек может спонтан-
но исполнить различные танцы и правильно воспроизвести по-
следователъность движений, например, в трансовых танцах кунг
бушменов, индонезийских танцах Явы или Бали, символичес-
ких танцах индийских школ Катхакали или Манипури, или по-
казать вращения дервишей суфийской традиции.
Во время воспоминаний из области коллективного бессозна-
тельного человек чувствует, что переживает один из эпизодов
человеческой истории, отображающий культурное разнообразие
человечества или показывающий момент космической драмы и
божественной игры (лилы). Эти переживания не связаны с "чте-
нием кода ДНК", как в случае опыта предков, с принадлежнос-
тью к определенной расе или с чувством личных воспоминаний
или духовной и кармической непрерывности, как в случае кар-
мических феноменов.
Следующий пример расовых переживаний принадлежит се-
ансу без наблюдения исследователя-еврея, который поделился
со мной своим опытом.
Внезапно я понял, что стыд - это общее переживание всего
человечества. Я стыжусь своего отца, так же как стыдился мой
отец! Я ясно ошущал, что стыд передается при рождении и име-
ет какое-то важное отношение к половым органам. Я чувствовал
себя старым и усталым, как мой отец, и как его отец, и как отец
его отца. Это была смертельная усталость и желание умереть.
Я чувствовал глубокую связь с моим еврейским наследием по
всей линии предков-мужчин - и через тысячи лет раввинов.
Затем я почувствовал жжение и острую боль в районе пени-
са и понял, что надо мной совершают обряд обрезания. Сущность
церемонии.и присутствие отца казались связанными с чувством
усталости. Это и был глубокий источник стыда! Все люди, уча-
ствовавшие в церемонии, были подсознательно пристыжены и
смущены происходящим и передавали ребенку свое чувство боли,
стыда и усталости вместе с религиозной традицией.
Я глубоко стыдился себя. "Как тебе не стыдно? Стыдись! -
так говорили мне отец и мать сотни раз. Мне так стыдно, что я
стыжусь собственного стыда! Я стыжусь своих потребностей, сво-
их чувств. То общее, что связывает еврейский народ, - это стыд.
Свадебная песня в "Скрипаче на крыше" содержит пожелание:
"Храни тебя Бог от стыда!" Адам съел яблоко и узнал стыд. На-
следие, передаваемое от отца к сыну со времен Авраама, - это
стыд. Завет Авраама, передаваемый наследникам по мужской ли-
нии четыре тысячи лет!
Я обнаружил, что держусь руками за пенис и яички. Внезап-
но пришло видение, которое все мне объяснило. Обрезание было
заменой принесения ребенка в жертву! Авраам был готов пожерт-
вовать сына Богу, но получил повеление вместо этого подвергнуть
его обрезанию. Обрезание - это символическая кастрация. Жерт-
вование лучшей части мальчика Богу, принесение в жертву его
мужественности вместо жизни. Синдром кастрирующей еврейс-
кой матери! Отец предлагает меня в жертву, чтобы заслужить
одобрение матери. Жертва первородного! Иисус был Сыном Бо-
жьим и был пожертвован. Как будто бы Бог первоначально позво-
лил сыну Авраама жить, но все его потомство принадлежит богу
и будет востребовано в последние дни. Вот почему евреи - "из-
бранный народ": избранные для жертвы!
Позже я решил провести исторические исследования, связан-
ные с этими прозрениями. Местный учитель-еврей уверял меня,
что ничего подобного принесению в жертву первородного сына
в еврейской традиции не было. Он отослал меня к Еврейской Эн-
циклопедии и Посту Первородства. Однако я смог найти многочи-
сленные свидетельства принесения в жертву первородных сыно-
вей, которое практиковалось в течение двух тысяч лет, до времен
Судей. Мое переживание глубокого отождествления с этим на-
следием убедило меня, что оно оставило неизгладимый след в
расовом сознании евреев и других средиземноморских народов.
г. Переживания прошлых воплошений
Это, может быть, наиболее интересная, но также и вызыва-
ющая наибольшие противоречия группа трансперсональных фе-
номенов. Как уже говорилось выше, воспоминания о прошпыл
воплощениях во многом напоминают память предков, расовую
и коллективную память. Однако обычно они более драматичны
и связаны с интенсивным эмоциональным зарядом отрицатель-
ного или положительного качества. Их важной эмпирической
характеристикой является убедительное чувство воспоминания
чего-то, что ранее случилось с тем же существом, той же едини-
цей сознания. Человек, переживающий подобный драматичес-
кий эпизод, сохраняет чувство индивидуальности и самотожде-
ственности, но воспринимает себя в другой форме, в другом
месте, времени и контексте.
Это чувство повторного переживания того, что человек уже
видел (deja vu) или переживал (deji vecu) в прошлом воплоще-
нии, является фундаментальным и неразложимым. Оно сопо-
ставимо со способностью отличать в повседневной жизни вос-
поминания о действительно имевших место событиях от снов,
фантазий и грез. Трудно было бы убедить человека, пересказы-
вающего нечто случившееся на прошлой неделе, в том, что со-
бытие это реально не происходило, а является лишь плодом его
воображения. Воспоминания о прошлых воплощениях обладают
таким же субъективным качеством подлинности и реальности.
Переживания прошлых воплошений обычно включают других
людей. В редких случаях в драматических сценах такого рода в
качестве протагонистов могут появиться животные. Человек
чувствует как бы "кармический импринтингэ сцены, в которой
он был растерзан тигром, растоптан диким слоном, поднят на рога
бешеным быком или укушен ядовитой змеей. Эпизоды такого
рода подобны кармическим сценам с людьми по своему длитель-
ному воздействию, но не повторяются в последующих воплоще-
ниях, относясь таким образом к ситуациям, в которых психоло-
гический эффект, выходящий за пределы данного воплощения,
вызван внеличными Причинами. Типичными примерами таких
ситуаций могут быть горечь, ненависть и ревность, связанные с
тяжелой болезнью, порождающей боль и беспомощность, агония;
пережитая при смерти от несчастного случая в горах, на боло-
тах, в песках или при извержении вулкана.
Кармические переживания подразделяются на две категории
в зависимости от связанных с ними эМоций. Некоторые из них
отображают позитивные связи с другими людьми - крепкую
дружбу, страстную любовь, духовное партнерство, отношения
учителя и ученика, кровные связи, бесконечную преданность,