цеобычное взаимопонимание, взаимовыгодный и взаимоподдер-
живающий обмен. Чаще, однако, они связаны с драматическими
отрицательными эмоциями. Переживания такого рода вовлека-
ут людей в различные ситуации прошлой жизни, связанные с
фцзической болью и агонией, смертельной агрессией, нечелове-
ческим страхом, горечью и ненавистью, патологической ревнос-
тыо, неутолимой жаждой мести, чудовищным вожделением,
страшной жадностью и алчностью.
Многие люди, пережившие негативный кармический опыт,
специфическим образом характеризовали природу деструктив-
ной связи между протагонистами. Различные эмоциональные
качества - убийственная страсть, неутолимое желание, всепо-
глощающая ревность, смертельный страх - становятся внешне
похожими друг на друга, если их интенсивность выходит за оп-
ределенные рамки. По-видимому, существует предел биологи-
ческого и эмоционального возбуждения, за которым крайние
аффективные качества сходятся и приобретают метафизичес-
кий характер. Когда двое или больше людей достигают этой "то-
чки плавленияэ страстей и инстинктов, ситуация впечатывает-
ся в них независимо от той роли, которую они в ней играют.
В ситуациях крайней интенсивности садистское возбужде-
ние мучителя и нечеловеческая боль жертвы все более напоми-
нают друг друга, агрессия убийцы сплавляется в некото'рой точ-
ке с ужасом и страданием умираюшей жертвы. Эта змоциональ-
ная см'есь и действует в кармическом импринтинге в большей
степени, чем та или иная роль в событии. Если люди оказыва-
ются вовлеченными в ситуацию, где их эмоции достигают наи-
высшей степени, они оказываются вынужденными повторять
ее в последующих жизнях, меняя роли в общем узоре, пока не
достигнут уровня осознания, необходимого для разрешения кар-
мической связи.
Люди, знакомые с духовной литературой, сравнивают это
состояние недифференцированного эмоционального возбужде-
,' ния, порождающего кармическую связь, с буддийским понятием
"trsna или tanha", понятием "жажда плоти и крови" - си-
ла, вызывающая циклы смерти и рождения и являющаяся при-
чиной всех человеческих страданий. Отмечалось также глубокое
Соответствие между этим состоянием и последней стадией био-
логического рождения (БПМ-III), где резко выраженная агрес-
сия, смертельный ужас, крайнее сексуальное возбуждение, де-
монические тенденции, скатологические мотивы и религиозная
страсть смешиваются в странной амальгаме. Таким образом би-
ологическое рождение оказывается чем-то вроде трансформиру-
ющей станции, где невидимые морфогенетические поля карми-
ческих записей (называемые в духовной литературе акаша-хро-
никой) входят в биопсихологическую жизнь человека.
Самому переживанию опыта прошлого воплощения часто
предшествуют (или связаны с ним) сложные прозрения и не-
гласные инструкции, касающиеся понимания закона кармы как
важной части космического порядка, обязательного для всех
чувствующих существ. На основе этого нового понимания че-
ловек принимает ответственность за дела прошлых жизней, ко-
торые пока еще скрыты от него амнезией. Кроме общей инфор-
мации, такие прозрения могут содержать детали механизма,
заложенного в цикле рождения, и стратегию обретения свобо-
ды от кармических цепей.
Чтобы достичь полного освобождения от кармической струк-
туры или связи, человек должен полностью пережить болез-
ненные эмоции и физические ощущения, которые содержатся в
деструктивной сцене из прошлого воплощения. Вместе с тем
необходимо эмоционально выйти за пределы события, поднять-
ся над ним этически, философски и духовно, простить и быть
прощенным. Такое полное освобождение от кармической струк-
туры и связи обычно вызывает чувство огромного удовлетворе-
ния и рацион"льно непостижимого триумфа. Возникает чувство,
что человек ждал этого события и работал ради него веками.
Ничто в мире не кажется в этот момент более важным, чем ос-
вобождение от кармических цепей.
Обычно это сопровождается экстатическом восторгом и бла-
женством. В некоторых случаях человек может увидеть быстрое
"прокручивание" своей кармической истории и понять, как оп-
ределенный узор повторялся в различных формах, отягощая его
жизнь от рождения к рождению. Некоторые люди рассказыва-
ли в таких случаях об очистительном урагане, или "кармическом
циклоне", проносящемся через их прошлое и стирающем карми-
ческие следствия системы, которую они разрешили,
Переживания прошлых воплошений очень часто встречают-
ся в глубокой эмпирической психотерапии и обладают огром-
ным терапевтическим потенциалом. Они имеют также важное
теоретическое значение, поскольку некоторые их аспекты серь-
езно противоречат механистическому и материалистическому ми-
ровоззрению. Терапевт, который не дает развернуться пережи-
ваниям такого рода или пресекает их, когда они появляются
спонтанно, отказывается от мощного средства терапии и транс-
формации личности. Поскольку важным препятствием оказыва-
ется здесь философское отрицание прошлых воплощений и кар-
мы, основанное на недостаточном знании фактов, я остановлюсь
на этой теме более подробно.
Переживания прошлых воплощений, наблюдаемые в глубо-
кой эмпирической психотерапии, аналогичны переживаниям в
медитации и в спонтанных эпизодах необычного состояния
сознания, объясняюшим распространенность и универсальность
веры в перевоплощения. Представления о карме и перевопло-
щениях составляют одну из основ индуизма, буддизма, джай-
низма, сикхизма, зороастризма, тибетского буддизма ваджрай-
яны, даосизма. Подобные идеи могут быть обнаружены у та-
ких географически и исторически различных народов, как
африканские аборигены, американские индейцы, доколумбовс-
кие мезоамериканцы, полинезийские кахуны, бразильские по-
следователи умбанды, гаулы, друиды. Среди древнегреческих
философских школ этих воззрений придерживались пифагорей-
цы, орфики и платоники. Это учение принимали ессеи, фари-
сеи, караиты и другие еврейские и полуеврейские группы; оно
составляло важную часть каббалистической средневековой
теологии. С ним были согласны неоплатоники и гностики, а в
новое время его принимают теософы, антропософы и некото-
рые спиритуалисты.
Менее известно, что аналогичные представления существо-
вали в раннем христианстве. Согласно св. Иерониму (340-420 гг.),
эзотерическая интерпретация идеи перевоплощения устно пере-
давалась избранным. Наиболее известный христианский мысли-
тель, размышлявший о предсуществовании душ и ми,ровых цик-
лах, Ориген (186-253 гг.) - один из величайших отцов Церкви
всех времен. В своих работах, особенно в книге с0 началах",
он выразил мнение, что определенные фрагменты Писания мож-
но объяснить только в свете учения о перевоплощении. Его уче-
ние было осуждено Вторым Собором в Константинополе и стало
считаться еретическим. Константинопольскии Собор постановил:
"Если кто-нибудь утверждает вымышленное предсуществование
душ и следует чудовищным учениям, вытекащщим из этого, -
пусть будет подвергнут анафеме". Однако некоторые исследова-
тели утверждают, что следы этого учения могут быть найдены
у св. Августина, св. Григория и даже св. Франциска Ассизского.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что переживания прошлых
воплощений возникают в эмпирических сеансах без всякого
программирования и часто несмотря на то, что ни клиент, ни
терапевт не верят в такую возможность. Я был свидетелем по-
добных переживаний задолго до того, как смог теоретически
допустить их существование и начал относиться к ним серьез-
но. Во многих случаях подобные переживания появляются в
сеансах ученых, которые ранее считали веру в перевоплощение
абсурдным суеверием и предрассудком примитивных народов,
или даже проявлением индивидуальной психопатологии.
В некоторых случаях человек, не знакомый с учением о
карме и перевоплощении, не только переживает драматичес-
кие воспоминания о прошлой жизни, но узнает специфичес-
кие и сложные детали относительно механизма этого явления,
подобные тем, которые можно найти в различных духовных си-
стемах и оккультной литературе. В качестве примера я могу при-
вести совершенно необразованного пациента, который участво-
вал в нашей программе психоделической терапии для раковых
больных в Балтиморе. Он был почти неграмотным ра"норабочим;
несмотря на это, в психоделическом сеансе он приобрел слож-
ные сведения о циклах рождения и уверенность в непрерывно-
сти жизни. Эти переживания помогли ему принять реальность
скорой смерти от рака с множественными метастазами; он умер
в состоянии душевного равновесия. Краткую историю этого па-
циента и ртчет о его психоделическом сеансе можно найти в
моей книге "Человек перед лицом смерти" (Gгоf а пд
Halifax, 1977, рр. 80-83).
После этого общего введения я хотел бы описать некоторые
специфические аспекты переживания прошлых воплощений,
которые особенно интересны и заслуживают внимания исследо-
вателей сознания и психики. Люди, переживающие опыт прош-
лых воплощений, часто узнают интереснейшие детали о време-
ни и культуре, в которые попадают, а иногда и о конкретных
исторических событиях. В некоторых случаях не может быть
сомнения, что они не могли бы получить эти сведения
обычным путем при помощи органов чувств. В этом смысле вос-
поминания прошлых жизней - подлинно трансперсональные