Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 24 из 67)

струировал в своих внутренних исследованиях, все же не до кон-

ца удовлетворило Карла. Он продолжал поиски в библиотеке и

наконец нашел важные для себя подробности о битве при Дуна-

нуаре: священник, находившийся с испанскими солдатами, был убит

вместе с ними; его инициалы совпадали с тем, что Карл увидел на

печати и зафиксировал в своем рисунке.

ь. Филогенетические переживания

Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с

опытом отождествления с животными, о котором речь шла ра-

нее. Здесь также присутствует чувство полного анатомического,

физиологического и даже биохимического отождествления с ра-

зличными организмами других видов и могут быть получены

инсайты относительно жизни различных форм. Основное отли-

чие состоит в убедительном чувстве регрессии в историческое

время, Преодолеваются непространственные границы, и чело-

век отождествляется не с ныне существующим животным, а с

особями различных видов в эволюционной истории жизни.

Некоторые из этих переживаний включают в себя чувство

исследования собственной биологической истории и отождеств-

ления с собственными животными предками. Таким образом,

они оказываются логическим расширением ранее описанных

внутриутробных переживаний, опыта предков и опыта расы.

Другие состоят в эмпирическом отождествлении с различны-

ми аспектами эволюции жизни на Земле или с филогенетичес-

ким деревом жизни в ее тотальности. В этих переживаниях

часто появляется интуитивное понимание не толъко жизнен-

ных форм, с которыми отождествляется человек, но и сил, уп-

равляющих эволюцией, - творческих намерений космического

разума, архетипической динамики, филогенетической логики и

инстинктивных стремлений. Человек может отождествиться с

тотальностью жизни и задаться вопросами, является ли она

жизнеспособным космическим феноменом, не содержит ли она

. встроенных саморазрушительных тенденций, сильнее ли конст-

руктивные аспекты жизни, чем деструктивные и саморазруши-

тельные (см. пример на с. 77).

Вот пример типичного филогенетического переживания из

учебного сеанса в Мэрилендском центре психиатрических ис-

следований.

Значительная часть этих переживаний была связана с эпохой

больших рептилий - триасским, юрским и меловым периодами -

и концентрировалась на борьбе за выживание. Одно из них пом-

нится мне особенно ярко. Я пережил ужасную битву с плотояд-

ным тиранозавром, сам будучи большим динозавром. Пережива-

ние было невероятно реальным. Все его элементы воспринима-

лись как совершенно подлинные, далеко выходящие за пределы

того, что я мог бы вообразить с точки зрения моего обычного че-

ловеческого опыта.

Я был огромным неуклюжим телом, и меня охватывало

смешанное чувство животного страха и примитивной слепой яро-

сти. Я чувствовал боль и ощущал, что мое тело разрывается; это

были совершенно нечеловеческие переживания. Наиболее оше-

ломляющим аспектом переживания был особый вкус во рту -

смесь вкуса крови и застоявшейся гниющей болотной воды. Я

ясно ощущал, что проиграл эту битву. Моя голова была сбро-

шена в грязь ударами врага, и я умер, Это был наиболее яркий

и живой эпизод, хотя были и эпизоды с другими видами репти-

лийэ.

е. Переживания планетарной эволюции

В этом типе переживаний перед человеком разворачивает-

ся панорама эволюции всей планеты, включая ее происхожде-

ние в качестве части Солнечной системы, ранние геофизичес-

кие процессы, существование первичного океана, происхожде-

ние и развитие жизни. Это может восприниматься с точки

зрения наблюдателя, но человек может также эмпирически отож-

дествлятътся с тотальностью планетарной эволюции или с каким-

то ее аспектом. Это явным образом связано с опытом отожде-

ствления с Геей, о котором мы уже говорили, но в динамической,

эволюционной перспективе. Как и другие трансперсональные

переживания, эпизоды такого рода могут дать глубокое понима-

ние соответствующих процессов, намного превосходящее интел-

лектуалъные знания человека в специфических областях и его

общий образовательный уровень.

ж. Переживания космогенеза

Переживания этой группы представляют собой логическое

расширение предыдушей. Здесь эволюционное исследование ]

распространяется на всю Вселенную. Человек может быть сви-

детелем рождения и развития.космоса или отождествиться с

различными его аспектами, различными эпизодами космоге-

нетической истории - Большим взрывом, творением материи,

пространства и времени, рождением галактик и их "разбегани-

ем", взрывами новых и суперновых звезд, сжатием огромных

солнц, порождающим черные дыры, с действием невообразимых

Измерений и немыслимых энергий. Вся история космоса может

быть проиграна в сознании с необыкновенным изменением

чувства времени,

Образованные люди, в том числе математикй и физики,

рассказывают в этом контексте о примечательных эмпиричес-

"их прозрениях в различных областях астрономии и астрофи-

зики, которые могут быть выражены математически, но не

могут быть полностью осознаны в обычном состоянии созна-

ния. Это может быть эйнштейновское представление о беско-

нечной, но замкнутой Вселенной, неэвклидовы геометрии Ло-

бачевского и Римана, пространство-время Минковского, "гори-

зонт событий", исчезновение времени, пространства и законов

природы в черной дыре и другие сложные представления совре-

менной физики.

Эти инсайты в необычных состояниях сознания указывают,

что сознание и творческий разум необходимым образом вовле-

чены в космогенез; они проливают новый свет на так называ-

емый "антропный принцип" - одно из недавно сформулиро-

ванных астрофизиками представлений (Davies, 1983) относи-

' тельно того, что космогенетический процесс должен содержать

много благоприятных случайностей, чтобы создать Вселенную,

в которой возможна жизнь. Можно сказать, что намерение соз-

дать Вселенную, в которой будет существовать жизнь, присут-

ствовало в процессе творения с самого начала.

Следующий отчет о психоделическом сеансе известного ан-

гло-американского писателя и философа Алана Уотса - яркое

описание психоделического переживания, прослеживающего

эволюцию от личной истории, через историю органической жи-

зни до происхождения Галактики и Вселенной (Watts, 1962).

Я пробирался через лабиринт своего мозга; кружа в его

бесчисленных поворотах, я потерял путь, которым пришел в этот

лес. Обратно - туннелями, хитрыми стратегиями сохранения сво-

его статуса взрослого человека, стратегиями выживания, беско-

нечными переходами наших снов, всеми улицами, которыми мы

проходили, школьными коридорами, извилистыми путями меж-

ду ножек стульев, которыми проползали в детстве, через узкий

кровавый выход из утробы, через извергающий канал пениса,

через бесконечное блуждание по его губчатым протокам; вниз и

назад через сужающиеся трубочки до того места, где проход ста-

новится тем, кто проходит, - тонкой цепочкой молекул, пере-

живающей искус проб и ошибок, чтобы выстроиться в правиль-

ном порядке, стать комочком органической жизни; безоглядно

назад, через бесконечное круговращение астрономических про-

странств, окружающих первоначальное ядро мира, центр центров,

столь же далекий в глубине, как далеки туманности за предела-

ми нашей Галактики.

Вниз и наконец наружу, вон из космического лабиринта, что-

бы обнаружить в себе, озадаченном страннике, и как себя, забы-

тое, но знакомое чувство первоначального импульса всех вещей,

высшей тождественности, внутреннейшего света, последнейше-

го центра, который более "я", чем я сам.

з. Парапсихические феномены, выхоляшие

за прелелы времени: прелвиьение, ясновиление

и яснослышание прошлых и булуших событий,

психометрия, путешествия во времени

Эта группа пси-феноменов показывает, что события в мире

имеют не только транспространственные, но и вневременные,

или трансвременные связи, выходяшие за пределы линейного

времени повседневного опыта. Пси-феномены этой категории

невозможно объяснить привычными энергетическими и инфор-

мационными процессами материального мира.

В необычных состояниях сознания, а иногда и в повседнев-

ной жизни бывают вспышки ясного предвосхищения будущих

событий, которые оказываются соответствующими реальности

В некоторых случаях это сложные и детальные сцены из буду-

щего, воспринимаемые всеми органами чувств. Особенно часто

встречаются визуализации событий будущего и их акустическое

сопровождение в виде голосов, слов или драматических звуков,

связанных с авариями, несчастными случаями и т. п. Верифи-

кация подобных фе'номенов требует особой осторожности; если

они не зафиксированы в тот момент, когда преДвидение имеет

место, возможны различные искажения - неверная интерпе-

тация событий, искажение памяти, явления dejivu и пр. Вмес-

те с тем нет никаких сомнений в том, что подлинное ясновиде-

ние и предвидение будущего действительно случается.

Ясновидение и яснослышание различных событий в прош-

лом может наблюдаться в качестве изолированных феноменов

или в связи с трансперсональными переживаниями, выходящи-

ми за пределы времени (опыт предков, расового или коллектив-

ного бессознательного, кармические или эволюционные пережи-

вания). Особым явлением этой категории является психометрия,

раскрывающая историю определенного обьекта (который экспе-