риментирующий держит в руках), включая различные связанные
с ним эмоции, мысли, видения, звуки, запахи и физические
ощущения.
Я неоднократно наблюдал в психоделических и холотроп-
ных сеансах подтвержденные случаи предвидения, ясновиде-
ния событий прошлого и будущего и психометрии. Кроме того,
мне довелось быть свидетелем демонстраций известных медиу'-
мов Энни Армстронг и Джека Шварца. Интересны в этой связи
также контролируемые эксперименты видения будущего, про-
водившиеся в Стэнфордском исследовательском институте
Расселом Таргом, Харольдом Путхоффом и Кейт Харари не
только с известными медиумами, но и со многими обычными лю-
дьми (Targ and Puthoff, 1978; Targ and Harary, 1984). В пос-
ледних двух успешных экспериментах на отдаленное видение
советский испытуемый не только описывал случайно выбранное
положение определенного обьекта в Соединенных Штатах, к
которому приближался специально выбранный человек в момент
эксперимента, но и мог предсказать, куда он будет передвигаться
в будушем.
В некоторых случаях человек может выходить за пределы
обычных ограничений времени, произвольно назначая время,
в которое он хочет попасть. Такое "путешествие во времени"
напоминает произведения Уэллса и других фантастов. Обыч-
но это сопровождается столь же произвольным выбором места.
Чувство свободного выбора отличает эти переживания от спон-
танного и непроизвольного переживания исторических событий
детства, рождения, опыта предков, расового и коллективного
бессознательного. Направленное путешествие во времени может
совершатъся под влиянием гипноза, когда испытуемого направ-
ляют либо в определенное время, либо к определенному собы-
тию. Прекрасное художественное описание спонтанного путеше-
ствия во времени содержится в романе Воннегута "Бойня но-
мер пятьэ.
Опыт выхода за пределы линейного времени представляет
собой серьезный вызов ньютоно-картезианскому мировоззре-
нию. Возможность непосредственного доступа к информации о
различных аспектах прошлого, неопосредованного центральной
нервной системой, нарушает основную метафизическую догму
механистической науки относительно примата материи над со-
знанием. Она указывает на возможность памяти без материаль-
ного носителя. Возможность получения информации о будущем
подрывает глубоко укоренившееся в западной цивилизации пред-
ставление о линейности времени. Однако эти данные современ-
ных исследований сознания совместимы с интересными альтер-
нативными моделями времени и будущего, например с хроното-
пологией Чарльза Мьюзеса (Muses, 1985) или вероятностной
концепцией В. В. Налимова (Nalimov, 1982),
Следующий пример опыта предвидения - это фрагмент
сеанса с 30 миллиграммами псилоцибина известного американ-
ского парапсихолога Стэнли Крипнера в контексте исследовате-
льского проекта Гарвардского университета. Это предвидение
убийства Джона Кеннеди, имевшее место более чем за полтора
года до этого события (Aarons о п and Osmond, 1970).
Я оказался в столице и обнаружил, что рассматриваю статую
Линкольна. Статуя была совершенно черной, со склоненной голо-
вой. У постамента было ружье, и кто-то прошептал: "Ero застре-
лили. Президента застрелили", - и в воздух поднялся дымок.
Черты Линкольна постепенно стерлись, и вместо них проступи-
ли черты Кеннеди. Я все еще был в Вашингтоне, ружье по-преж-
нему лежало у постамента черной статуи. Дымок поднялся из
ствола ружья и растворился в воздухе. Голос повторил: "Его заст-
релили. Президента застрелили". Мои глаза открылись. Я плакал.
Тогда, в 1962 году, во время первого опыта с псилоцибином,
я не обратил особого внимания на эту визуализацию Кеннеди, по-
тому что у меня и без того было много впечатлений. Тем не менее
это была единственная визуализация, которая вызвала у меня сле-
зы, так что я полностью ее описал и послал отчет в Гарвард Де-
вятнадцать месяцев спустя, 23 ноября 1963 года, эта визуализация
вернулась ко мне, когда я оплакивал убийство Кеннеди
3. Физическая интроверсия и сужение сознания:
сознание органов, тканей и клеток
В этой группе переживаний сознание остается в пределах тела,
но входит в области, недоступные сознательному исследованию
при обычных обстоятельствах. Это не психологическое, а физи-
ческое внутреннее пространство. Феномены такого рода подра-
зумевают пространственное сужение сознания и одновременно
его функциональное расширение.
В холотропной модальности можно войти в различные ча-
сти своего тела и наблюдать происходящую там деятельность
или даже эмпирически отождествиться с определенными орга-
нами или тканями. Человек может буквально стать своим серд-
цем и пережить работу сердечной мышцы, открывание и закры-
вание клапанов, биодинамический поток крови и работу синусо-
вого узла сердца. Отождествляясь с печенью, можно пережить
драму деятельности очищения или синтез, накопление и выде-
ление желчи. Таким же образом можно стать собственной ре-
продуктивной системой, различными частями желудочно-ки-
шечного тракта, любым органом или тканью.
В этих состояниях сознание регрессирует до клеточного
уровня или даже до субклеточных структур и процессов. В пси-
ходелических или холотропных сеансах люди сообщали, что
превращаются в красные или белые кровяные шарики, клетки
желудочного эпителия или слизистую оболочку матки, спер-
му или яйцеклетку, или в нейрон собственного мозга. Другой
интересный феномен - исследование клеточных аминокислот
и хромосом, связанное с прозрениями относительно физико-
химического кода генов и чувством "чтения ДНК". Пережива-
ния такого рода очень похожи на различные сцены азимовско-
го фильма "Фантпстическое путешествие".
Этот феномен особенно интересен для исследователей, пы-
тающихся сочетать традиционную медицину с психологической
терапией. Пионером такого подхода является онколог и радио-
лог Карл Саймонтон (Simonton, Natthews-Simonton and
Greighton, 1978). В нашей программе ЛСД-терапии раковых
больных мы неоднократно наблюдали, что люди, страдающие
разными формами злокачественных образований, были способ-
ны эмпирически связываться со своими опухолями на клеточном
уровне. Они делали спонтанные попытки использовать эти пере-
живания для исцеления путем создания психологически позитив-
ных энергетических полей, противостоящих негативным эмоци-
ям, которые они связывали с болезнетворным процессом, путем
"обилизации защитных сил организма или ментальной борьбы
с опухолями. В некоторых случаях наступали удивительные вре-
менные ремиссии, указывающие на то, что эта возможность нуж-
дается в систематическом исследовании (Grof and Halifax,
1977).
Многие аспекты сознания органов, тканей и клеток иллюст-
рируются следующим отчетом о сеансе со 125 мидлиграммами
МДА (метилен-диокси-амфетамина) - психоделика, являюще-
rocя по своей химической структуре промежуточным между
мескалином и амфетамином.
Теперь мое внимание перешло от рта к пищеводу Я начал мед
ленное путешествие вниз по желудочно-кишечному тракту, пе-
реживая все процессы пищеварения на клеточном и даже биоки-
мическом уровне. Я буквально превратился в клетки эпителия,
устилающие мой желудок, и участвовал во всасывании пищи и в
невероятной алхимии пищеварения. Определенные запахи и вку-
сы содержимого желудка совершенно заполнили мое сознание
Сначала я оценивал это с человеческой точки зрения и содрогался
от отвращения, но постепенно перешел на уровень биологии.
Далее процесс опустился в двенадцатиперстную кишку, тон-
кую и подвздошную кишки. По мере того как фокус моего со-
знания постепенно продвигался вниз, я исследовал все нюансы
"букета" кишечных соков, энзимов и желчи в различных соче-
таниях, Становясь ворсинками, мембранами и клетками, я был
изумлен чудесами лаборатории жизни. Хотя я изучал все это с
различных точек зрения, когда получал медицинское образова-
ние, я никогда не был способен оценить это таким образом,
На последней стадии этого "фантастического путешестия" я
встретился со сложными чувствами и установками, которые сло-
жились в культуре fio поводу фекалий. Кроме отвращения, мне
пришлось столкнуться с невероятным количеством подавленных,
отчужденных и неприемлемых эмоций жадности, алчности, рев-
ности и злобы. В какой-то момент они персонифицировались в
виде гротескных гномообразных мифологических созданий.
Я начал понимать смысл процесса, в который был вовлечен, Мне
было важно принять весь желудочно-кишечный тракт со всеми его
продуктами и содержимым как часть себя и подружиться с ним,
чтобы преодолеть вытеснение и отрицание и подлинно и безусловно
принять себя и достичь интеграции своей личности. Так что это
переживание было по сути дела очень терапевтичным.
Змпирический выхол за прелелы обшепринятой
реальности и пространства-времени
В большой группе трансперсональных переживаний расширяю-
щееся сознание, по-видимому, выходит за пределы феномена-
льного мира и пространственно-временного континуума, воспри-
нимаемого в повседневной жизни. К ним принадлежат опреде-
ленные астрально-психические феномены, 'гакие как явление
умерших и общение с ними, опыт чакр, видение ауры, мериди-
анов и других проявлений тонкой энергии. К важным пережи-
ваниям этой категории относятся встречи с духовным води-
телями в форме животных и в человеческой форме и с различ-
ными сверхчеловеческими существами. В некоторых случаях