люди сообщают о фантастических событиях, происходящих в
других вселенных.
В необычных еостояниях сознания может ожить мир пер-
вичных образов коллективного бессознательного, описанный
Юнгом (Jung, 1959), могут появляться мифологические и ле-
гендарные существа, герои сказок, добрые и злые божества раз-
личных культур, межкультурные архетипы и универсальные
символы. Индивидуальное сознание может даже отождествить-
ся с Творцом и высшими творческими силами космической ре-
альности, слиться с Универсальным Разумом, с Супракосми-
ческой и Метакосмической Пустотой или с Абсолютом.
а. Спиритические и мелиумические переживания
Переживания, принадлежащие к этой категории, представ-
ляют собой главный интерес участников спиритических сеан-
сов, исследователей жизни после смерти и авторов оккультных
книг. Это встречи и телепатическое обшение с умершими род-
ственниками и друзьями, вообще контакты с развоплощенны-
ми существами и опыт астрального мира. В простейших случаях
люди видят привидения умерших и получают от них разнооб-
разные послания. Содержание этих посланий может быть непо-
средственно адресовано видящему, или он может быть исполь-
зован как канал передачи его другим людям. Об опыте такого
рода"ссказывают участники психоделических и холотропных
сеанс"в и люди, пережившие близость смерти.
В медиумическом трансе выражение лица человека может
гротескно измениться, его поза и жесты могут стать отчужден-
ными и странными, резко изменяется голос. Я видел, как люди
в таком состоянии разговаривают на языке, которого они не
знаяи, был свидетелем глоссолалии, автоматического письма,
рисования сложных рисунков, непонятных иероглифов и зага-
дочных картинок. Эти проявления также напоминают описа-
ния спиритической и оккультной литературы. Много примеров
такого рода наблюдалось в Спиритической Церкви на Филли-
пинах и в Бразилии, основанной на учении Аллана Кардека
(Kardek, 1975 ab).
Бразильский психолог и медиум Луи Антонио Гаспаретто, бли-
зко связанный со Спиритической Церковью, способен в легком
трансе имитировать стиль многих художников различных стран
мира. Мы имели возможность наблюдать во время нашего месяч-
ного семинара в Эсаленском институте, в котором он принимал
участие в качестве гостя, необыкновенную скорость его работы,
когда субъективно он воспринимал себя в качестве канала для
проявления старых мастеров (до 25 полотен в час). Он мог рабо-
тать в полной темноте или при красном свете, при котором нево-
зможно различать цвета, рисовать одновременно две картины,
иногда мог рисовать под столом ногами, не видя их. Подборка его
медиумических рисунков опубликована в специальной моногра-
фии (Margalo Gaetani, 1986). Феномен психической хирургии,
практикуемой на Филиппинах и в Бразилии, также связан с уче-
нием Алана Кардека и Спиритической Церковью
Если бы переживания общения с развоплощеными суще-
ствами и духами умерших друзей сводились к видению этих
существ и субьективным ощущениям общения, их можно было
бы сравнительно просто счесть плодом фантазии, комбиниру-
ющей воспоминания, воображение и произвольное мышление.
Однако дело обстоит сложнее. Позвольте мне привести несколь-
ко наблюдений, заслуживаюших серьезного внимания.
Как показывают следующие два примера, переживания тако-
го рода иногда содержат необычные моменты, которые нелег-
ко объяснить. Я лично был свидетелем нескольких случаев, ко-
гда в эпизодах встречи с развоплощенными родными и друзьями
передавалась поддающаяся проверке информация, которая не
могла быть получена обычными средствами. Люди, получавшие
информацию от умерших, часто обнаруживали, что им давали
правильный адрес и имя человека, который недавно умер.
Личная жизнь после физической смерти не является единст-
венно возможным объяскением для такого рода феноменов. По-
мимо объективного существования астрального мира с разво-
площенными существами, можно представить себе и другие
интерпретации. Однако ясно, что ни одно из возможных объяс-
нений не совместимо с традиционной ньютоно-картезианской
парадигмой. В любом случае мы имеем здесь дело с областью
удивительных явлений, заслуживающих систематического изу-
чения.
Было бы ненаучным отрицать необычные черты подобных
переживаний и связанные с ними концептуальные трудности
только из-за их несовместимости с принятой парадигмой. Мы
должны принимать Вселенную такой, какова она есть, а не на-
вязывать ей представления о том, какой она должна быть. Наши
теории должны иметь дело со всей совокупностью фактов:
не отбирать те, которые соответствуют нашей условной системе
представлений. Пока современная западная наука не способна
дать правдоподобное объяснение феноменам типа спиритичес-
ких переживаний или опыта прошлых воплощений, представ-
ления мистической и оккультной литературы следует рассмат-
ривать как более адекватные, чем мнения западных ученых, ко-
торые либо не знают фактов, либо пытаются их игнорировать.
Первый пример принадлежит психоделической терапии юно-
ши в состоянии депрессии, история которого кратко описана в
моей книге "Области человеческого бессознательного"
(рр. 57-60).
Во время одного из ЛСД-сеансов Ричард оказался в странном
и жутковатом астральном мире, мрачно освещенном и полном раз-
воплощенных существ, которые настоятельно и требовательно пы-
тались общаться с Ричардом. Он не мог ни видеть, ни слышать
их, но чувствовал их почти осязаемое присутствие и получал от
них телепатические сообщения. Я записал одно из этих сообщений,
весьма специфическое и доступное последующей проверке.
Это было требование, чтобы Ричард связался с супружеской
парой в моравском городке Кромериче и сообщил им, что с их
сыном Ладиславом все в порядке и что о нем хорошо заботятся.
Этот загадочный эпизод казался странным вкраплением в сеанс,
не имеющим отношения к проблемам и терапии Ричарда.
После некоторых колебаний я наконец со смешанным чувством
решился позвонить в Кромерич (как смеялись бы мои коллеги,
думал я, если бы узнали об этом!). Я набрал указанный номер и
попросил Ладислава. К моему изумлению, женщина, подошедшая
к телефону, расплакалась. Успокоившись, она сказала мне
убитым голосом: "Нашего сына больше нет с нами, мы потеря-
ли его три недели назад".
Вторая иллюстрация касается моего бывшего близкого дру-
га и коллеги, Уолтера Н. Панке, члена нашей исследовательской
группы в Мэриленде. Он глубоко интересовался парапсихоло-
гией, особенно проблемой сознания после смерти, и работал
со многими знаменитыми медиумами, в том числе с Эйлин Гар-
рет, президентом Американской парапсихологической ассоци-
ации. Кроме того, он был инициатором нашей ЛСД-программы
для пациентов, умирающих от рака.
Летом 1971 года Уолтер с женой Евой и детьми отдыхал в ма-
леньком домике на Майне, прямо на берегу океана. Однажды он
вышел один к океану с аппаратом для подводного плавания и не
вернулся домой. Несмотря на хорошо организованные поиски, не
удалось найти ни тела, ни каких-либо частей подводного костю-
ма. При таких обстоятельствах Ева не могла поверить в смерть
мужа. Она помнила его выходящим из домика, полным энергии
и в совершенном здравии. Ей трудно было поверить, что нужно
начинать новую жизнь.
Будучи психологом, она записалась на учебный ЛСД-сеанс в
нашем институте, надеясь получить какие-то новые сведения, и
попросила меня быть ее ситтером. Во второй половине сеанса она
ясно увидела Уолтера и долго с ним беседовала. Он высказал
пожелания относительно каждого из их троих детей и посоветовал
ей начать новую жизнь, не привязываясь к его памяти. Это было
глубокое и освобождающее переживание.
Как раз когда Ева размышляла, не был ли весь этот эпизод
желанной фантазией ее ума, Уолтер появился еще раз на корот-
кое время и сказал: "Я забыл одну вещь. Не будешь ли ты так
любезна вернуть книгу, которую я взял у приятеля. Она нахо-
дится в моем кабинете в мансарде", - и он назвал ей имя дру-
га, название книги, полку, на которой она стояла, и книги, меж-
ду которыми она находилась. Следуя этим указаниям, Ева смог-
ла найти книгу и вернуть ее хозяину; ранее она ничего про эту
книгу не знала.
Разумеется, это вполне соответствовало тому, что Уолтер всю
жизнь искал научные доказательства паранормальных феноменов;
он передал Еве конкретную и проверяемую информацию, чтобы
исключить всякую возможность сомнений. Ранее он договаривал-
ся с Эйлин Гаррет, что она постарается после смерти дать ему
неопровержимые доказательства существования по ту сторону.
б. Энергетические феномены тонкого тела
В необычных состояниях сознания можно увидеть и ощу-
тить различные энергетические поля и потоки энергии, описы-
ваемые в мистических традициях древних и незападных куль-
тур. Эти описания не соответствуют никаким известным анато-
мическим структурам или физиологическим процессам, изве-
стным западной медицине. Но эзотерические традиции и не
утверждают, что это феномены грубого материального мира.
Предполагается, что они связаны с тонким телом. Для меня
было удивительным, что западные пациенты, даже незнакомые
с этими эзотерическими системами, рассказывали о совершен-
но сходных переживаниях в необычных состояниях сознания.
В необычном состоянии сознания часто можно видеть энер-