гетические поля различного цвета вокруг других людей, соот-
ветствующие традиционному описанию ауры. Иногда это ассо-
циируется со спонтанным восприятием состояния здоровья
людей. Я лично наблюдал феномены такого рода не только у
людей в необычных состояниях сознания, но также у извест-
ных медиумов и экстрасенсов, способных видеть ауру в повсед-
невой жизни. Необыкновенные диагностические способности
одного из них, Джека Шварца, неоднократно проверялись и
документировались безупречными исследователями.
Другая интересная группа феноменов связана с представ-
лениями о "змеиной силе", кундплини, играющей важную роль
в индийской духовной традиции. В традициях индуизма и тан-
трических школах будцизма кундалини рассматривается как
творческая женская энергия Вселенной (Muktananda, 1979;
Mookerjee, 1982). В своем внешнем аспекте она проявляется
в феноменальном мире. Во внутреннем аспекте она лежит дрем-
лющей в основании позвоночника человека. В этой форме ее
традиционно представляют в виде свернутой змеи. Будучи ак-
тивизированной посредством духовной практики, контакта с
гуру или спонтанно, она поднимается как активная энергия,
или Шакти, по каналам тонкого тела, называемым нади, рас-
крывая и зажигая психические центры, чакры.
Хотя представления о кундалини наиболее полно разрабо-
таны в Индии, важные параллели существуют во многих культу-
рах и религиозных учениях - в даосской йоге, корейском дзе-
не, тибетской ваджрайне, в суфизме, у франкмасонов, у афри-
канских бушменов, североамериканских индейцев, особенно
хопи, и могих других. Особенно интересно, что о подобных фе-
ном'енах говорится также в христианской мистической тради-
ции, особенно в исихазме - восточной христианской монаше-
ской практике, опирающейся на постоянную молитву, в кото-
рую вовлекается все человеческое существо - душа, ум и тело.
Цель этой так называемой "Иисусовой молитвы" - достичь
Божественного покоя, или исихии (Matus, 1984).
В тантрических школах созданы сложные карты чакр, опи-
саны в деталях физические, эмоциональные и духовные проявле-
ния поднимающейся кундалини и дана развернутая мифология,
связанная с этим процессом. Хотя подъем кундалини связан с
определеными опасностями, в общем он ведет, по крайней мере
потенциально, к психосоматическому оздоровлению, позитив-
ной перестройке личности и эволюции сознания. Одкако тексты
требуют серьезного отношения к этому пугающему и небезо-
пасному процессу, рекомендуя руководство опытного учителя.
Подъем кундалини Шакти, описываемый в индийской лите-
ратуре, может сопровождаться драматическими физическими
и психологическими проявлениями, называемые крийя. Наи-
более поразительны среди них мощные ощущения тепла и по-
тока энергии, направляющегося вверх по позвоночнику и со-
провождающегося интенсивными эмоциями различного рода,
треморами, спазмами, сотрясениями и дроЖаниями всего тела
или его частей. Часто встречаются также непроизвольный смех
или плач, распевание мантр или песен, глоссолалия, издавание
звуков животных, спонтанное принятие йогических поз (асан)
и выполнение жестов (мудр).
Хотя описания кундалини давно известны на Западе, этот
феномен до недавнего времени рассматривался к'ак принадле-
жащий исключительно Востоку. Даже К. Г. Юнг, проявлявший
к нему большой интерес (Jung, 1975), полагал, что он редко
наблюдается на Западе. Он и его коллеги высказали мнение,
что может понадобиться тысяча лет, прежде чем кундалини
придет в движение в нашей культуре под влиянием глубинной
психологии. Однако эта оценка оказалась неверной,
Может быть, в силу ускоренной эволюции, а может, в силу
большой популярности и широкой распространенности разпич-
ных форм духовной практики и давления глобальных кризисов
или под влиянием психоделических препаратов сейчас стало
очевидно, что безошибочные признаки пробуждения кундали-
ни можно наблюдать у тысяч людей западного мира. Гопи Криш-
на, известный кашмирский пандит, сам прошедший глубокий
кризис духовного раскрытия, постарался обратить внимание
западной публики на значение феномена кундалини в серии по-
пулярных книг (Krishna, 1970 и др.). Заслуга привлечения к
этому феномену внимания профессиональных кругов принад-
лежит известному калифорнийскому психиатру и офтальмологу
Ли Санелле (S an е1 la, 1976).
Я сам не раз наблюдал в психоделических сеансах и различ-
ных немедикаментозных состояниях проявления, близко соотве-
тствующие описаниям подъема кундалини, раскрытия чпкр и
протекания энергии кундалини через основные каналы, Иду и
Пингалу, и сложную сеть нади, тонких разветвленных каналов
для пранической энергии, описанных в тантрических текстах *.
----------------------------
* Чакры (что значит "колеса" на санскрите) - гипотетические центры
излучения первичной энергии (праны), приблизительно соответствую-
щие определенным уровням позвоночника и связанные со специфическими
органами тела. Большинство систем описывает семь чакр: 1) корневая
чакра (муладхара); 2) генитальная чакра (свадхистана); 3) пупоч-
ная чакра (манипура); 4) сердечная чакра (анахата); 5) горловая
чакра (вишуддха); 6) межбровная чакра (аджна); 7) коронная ча-
кра (caxacpapa). Поток пракы протекает через центральный канал
(сушумна) и два боковых (ида и пингала).
Однако важно подчеркнуть, что переживания такого рода,
напоминаюшие феномены кундалини, в традиционной индий-
ской литературе назывались бы праническими, в отличие от
истинного пробуждения кундалини - процесса, обладающего
глубоким значением и большой трансформирующей силой,
осуществление которого занимает годы. По сравнению с отдель-
ными "праническими" переживаниями такое пробуждение в ре-
зультате психоделической или эмпирической психотерапии
происходит очень редко и может рассматриваться как самосто-
ятельный феномен.
Образцы протекания энергии, описываемые в литературе по
кундалини, не являются универсальными. В некоторых случаях
происходит настройка на китайский архетип и переживается
поток энергий, точно соответствующий картам меридианов ки-
тайской медицины, причем человек осознает значение акупунк-
турных точек. Это может сопровождаться прозрениями в обла-
сти китайской системы пяти элементов (дерево, огонь, земля,
вода и металл), совершенно отличной от европейской тради-
ции. Я был также свидетелем эмпирического понимания осо-
бой роли центра внизу живота (хара) и динамических эффектов
энергии ци, лежащих в основе японских боевых искусств.
Различные энергетические феномены тонкого тела особен-
но часто встречаются во время сеансов холотропного дыхания.
Энергетические поля и потоки энергии могут ощущаться или
визуализироваться с закрытыми глазами. Следующий пример
из нашего пятидневного семинара напоминает описания тант-
рической литературы.
Продолжая дышать, я начал ощущать невероятный всплеск
энергии в области таза. В крестцовой области находился мощ-
ный источник света и жара, излучавшихся во всех направлениях.
Затем эта энергия начала подниматься вверх по позвоночнику,
следуя строго определенной линии. На своем пути она зажигала
дополнительные источники энергии в тех местах, где эзотеричес-
кие карты помещают различные чакры.
По мере того как это происходило, я испытывал блаженные
оргиастические чувства. Одно из наиболее мощных переживаний
этого сеанса возникло, когда энергия достигла области сердца.
Я почувствовал такую невероятную любовь к миру и другим
людям, что мне захотелось встать и крепко обнять всех в груп-
пе. Было странно, до чего близкими я чувствовал людей, с которы-
ми познакомился лишь накануне вечером и которых совершеино
не знал ранее.
Но я остался со своими переживаниями, и энергия продолжала
подниматься вверх. Достигнув макушки, она образовала фантасти-
чески красивый ореол розово-оранжевого цвета, как рисуют тыся-
челепестковый лотос. Я почувствовал потребность согнуть ноги
и соединить ступни, чтобы образовать замкнутый круг энергии
Мое энергетическое поле простиралось далеко за границы моего
физического тела; я понял, почему эзотерические рисунки изобра-
жают тонкое энергетическое тело выходящим за пределы матери-
ального Это можно действительно воспринять в таких состояниях.
Энергия текла вверх, вытекая из макушки, возвращаясь к ни-
жней части тела и опять поднимаясь вверх. Я долго оставался в
этом состоянии,извлекая силу и эмоциональное подкрепление из
этой энергии.
в. Встречи с духами животных
В этом типе переживаний человек чувствует глубокую связь
с различными животными - не с их конкретными физически-
ми формами, а с их архетипической сущностью. В некоторых
случаях это может быть вызвано актуальной встречей с пред-
ставителем определенного вида (если, например, психоделики
принимались в лесу или в присутствии домашних животных),
который в необычном состоянии сознания воспринимается в
обожествленной форме. Но чаще переживания такого рода яв-
ляются независимыми событиями во внутреннем мире.
Во многих случаях духи животных, встречаемые в необыч-
ном состоянии сознания, воспринимаются не только как боже-
ственные по своей природе, но и как учителя или друзья, пред-
лагающие помощь или духовное руководство. Это может быть
связано с глубоким пониманием функций различных животных
в определенных культурах: коровы - в Индии, кошки, крокоди-
ла и сокола - в Египте, ястреба - в Персии. Переживания