такого рода могут также помочь понять психологию тотемных
культур и функции тотемных животных. Особенно часто встре-
чаются отсылки к шаманизму, где различные животные ирают
роль духов-помощников шаманов.
Эмпирическое самоисследование может иногда принимать
формы, известные по шаманским культурам; это могут быть мо-
щные переживания смерти и возрождения со спуском с под-
земный и подьемом в сверхъестественный мир, которые антро-
пологи описывают как "шаманскую болезнь". Другая важная
характеристика этого процесса - сильное чувство особой связи
с природой, частые отождествления с животными и встречи с
духовными учителями в виде животных.
Шаманизм - древнейшая религия человечества, насчиты-
вающая десятки тысяч лет. К тому же это практически универ-
сальный феномен, различные варианты которого можно обна-
ружить в Сибири и других частях Азии, в Северной и Южной
Америке, в Австралии, Океании, Африке и Европе (Eliade,
1964; Н агп е г, 1980; Campbell, 1984). Шаманские и тотемист-
ские переживания связывают человека с глубокими изначаль-
ными аспектами психики.
Мне кажется полезным сравнить встречи с духами живот-
ных с другими типами трансперсональных феноменов, включаю-
щих животных, выделив характеристики, позволяющие отличать
их друг от друга. Важно различать эмпирическое отождествле-
ние с различными животными, которые принадлежат феноме-
нальному миру, от символических представлений индивидуаль-
ного бессознательного и от архетипических образов психики.
Люди, работающие над различными биографическими про-
блемами в эмпирической психотерапии, часто рассказывают о
визуализации различных животных или даже отождествлении
с ними. Анализ этих феноменов показывает, что это сложные
образования динамической структуры, подобные фрейдовским
образам сновидения. На этом уровне аутосимволические ви-
зуализации животных, или трансформации, представляют
собой более или менее зашифрованные послания относительно
личности человека или его жизненной ситуации, которые легко
могут быть распознаны. Аутосимволическое отождествление с
хищником - львом, тигром или черной пантерой - можно рас-
шифровать как выражение интенсивных агрессивных чувств.
Сильный сексуальный импульс может быть выражен в виде же-
ребца или быка. Если он имеет неприемлемую форму чистого
вожделения или фундаментального инстинкта, это может быть
дикий кабан или свинья. Мужское тщеславие и сексуально ок-
рашенный эксгибиционизм может быть осмеян аутосимволиче-
ским отождествлением с петухом, кукарекающим на навозной
куче. Боров может символизировать неряшливость и неопрят-
ность, в том числе моральную; обезьяна полиморфные первер-
зии и стремление к генитальным и прегенитальным удовольст-
виям, мул - тупоголовость и упрямство, осел - глупость.
В отличие от аутосимволических трансформаций, истинные
отождествления с животными являются определенно транс-
персональными феноменами и не могут быть выведены из содер-
жания бессознательного или символически проинтерпретиро-
ваны. Те же люди, которые охотно соучаствовали в расшифро-
вке символического значения переживаний, отказываются под-
ходить таким образом к подлинному отождествлению. Я много
раз слышал в этом контексте: "Нет, вы не понимаете, здесь не-
чего анализировать, я действительно был слоном. Я знал, как
слон себя чувствует, когда он голоден или сексуально возбуж-
ден, и как ощущается вода в хоботе. Слон ничего не обозначает:
слон - это слон". Филогенетические переживания обладают
всеми чертами отождествления с животными, но кроме этого,
они связаны с чувством регрессии по эволюционной лестни-
це. Интересный феномен, который представляет собой переход
от аутосимволических трансформаций к отождествлению с жи-
вотными, - это преврашение в вервольфа или вампира. Это
напоминает истории о превращении человека в волка в тран-
сильванском фольклоре или аналогичные истории о превраще-
нии человека в тигра в Малайзии.
Наряду с отождествлением с определенной особью, можно
отождествиться с чем-то вроде "животной души" вида, пред-
ставляющей собой общий опыт всех особей в исторической
перспективе - все, чему научился вид, его инстинктивное по-
ведение, паттерны внутривидового общения, привычки и проч
Переживания такого рода тесно связаны с понятием морфичес-
кого резонанса Руперта Шелдрейка (She ld ra ke, 1981) и бэйт-
соновским пониманием разумности природы (Bates о п, 1972,
1979). По-видимому, этот феномен может обсуждаться в рамках
естественных наук.
Духи животных и животные-учителя, с которыми чело-
век может встретиться в необычном состоянии сознания, хотя
и связаны с определенными животными видами, принадлежат
с миру мифических и архетипических форм. Своей непосредст-
венной связью с природой они отличаются от териоморфных
божеств, которые, несмотря на свою животную форму, не уко-
ренены в природе столь интимно или сочетают в себе животные
и человеческие черты. Слоновий бог индуистского пантеона Га-
неша имеет меньше общего с действительным слоном, чем, на-
пример, Дух Оленя мексиканских индейцев уичолли с реальным
лесным оленем.
Символичность черт божества становится еще более явной
в случае составного образа, сочетающего черты животного
и человека. Таков египетский ибисоголовый Тот и шакалоголо-
вый Анубис, индийский Нарасимха, сочетающий элементы льва
и человека. Эти божества не имеют полной физической формы
животного, с которым они связаны. Особая интересная груп-
па животных появляется в роли перевозчиков божественных
существ. Это, например, мышь, на,которой едет индийский бог
Ганеща, бык Шивы Нанди, лев или тигр, служащие богине Дур-
ге, павлин, поддерживающий супругу Брамы Сарасвати, тибет-
ские ламаистские божества,жеребцы в колеснице греческого
бога Солнца Гелиоса, быки нордической богини Фрики.
Прекрасным примером переживания духов животных явля-
ется рассказ о состоянии видения шамана эквадорского племе-
ни дживаро, употреблявшего аяхуаску (Н агп ег, 1973).
Он уже выпил напиток, и теперь он мягко пел. Постепенно в
темноте начали появляться неясные линии и формы, и вокруг него
зазвучала пронзительная музыка ценцак, - музыка духовных
помощчиков. Сила питья питала их. Он позвал, и они пришли.
Сначала панги, анаконда, свернулась вокруг его головы, превра-
тившись в золотую корону. Затем вампанг, гигантская бабочка,
повисла над его плечом и стала петь ему своими крыльями. Змеи,
пауки, птицы и летучие мыши танцевали в воздухе над ним. На
его руках появились тысячи глаз, явились его демонические помо-
щники, чтобы искать ночь для врагов.
Звук ревущей воды наполнил его уши, и слыша ее рев, он знал,
что располагает силой Цунги, первого шамана. Теперь он мог ви-
деть.
г. Встречи с духовными учителями
и сверхчеловеческими сушествами
Встречи с учителями и защитниками из духовного мира -
наиболее ценные феномены трансперсональной области. Испы-
туемый воспринимает их как существа с более высоких планов
сознания и энергетических уровней. Иногда они появляются
спонтанно на определенной стадии духовного развития челове-
ка; они могут появиться во время внутреннего кризиса, отве-
чая на мольбу о неотложной помощи. Во многих случаях они
продолжают являться человеку либо по своей собственной ини-
циативе, либо по просьбе своего протеже.
Иногда духовные учителя имеют человеческую форму с оп-
ределенно божественными качествами. В других случаях они
являются в виде источника, излучающиего свет или мощные
энергетические поля. В некоторых случаях люди не восприни-
мают своих учителей чувствами, а просто ощущают их присут-
ствие. Учителя разговаривают словами лишь в виде исключе-
ния, в большинстве случаев послания, объяснения и инструк-
ции передаются телепатически.
Помощь, оказываемая духовными учителями, принимает ра-
зличные формы. Иногда они помогают в трудных или опасных
ситуациях внешнего мира, иногда проводят человека через кри-
тические ситуации на внутреннем плане, как, например, Верги-
лий вел Данте в "Божественной комедии". Они обеспечивают
интеллектуальную, моральную и духовную поддержку, помога-
ют в борьбе со злом и деструктивными силами, создают защит-
ные энергетические поля. В определенных случаях они могут
дать специальные указания относительно проблем человека или
относительно общего направления его жизни. Иногда духовные
учителя остаются анонимными, в других случаях они называ-
ют свои имена или человек имеет возможность узнать их по
каким-то признакам.
В некоторых случаях люди в необычных состояниях созна-
ния сообщают о прямом контакте с великими религиозными
персонажами - Иисусом Христом, Буддой, Магометом, Зороа-
стром, Шри Рама Махарши, Моисеем. Как правило, это случа-
ется один раз, личности такого ранга редко оказываются лич-
ными учителями, разве что в метафорическом смысле.
Наиболее интересным аспектом опыта встречи с учителя-
ми с других планов является то, что они обеспечивают доступ
к информации, которой человек не обладал в обычном смысле
слова до события. В качестве примера можно привести исто-
рию парапсихолога Телмы Мосс: она встретилась во время пси-
ходелического сеанса с сущностью, назвавшейся Бенджаменом
Франклином. Она предпочитала обозначать его как архетип
Старого Мудреца. В течение года после этого сеанса она могла