Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 29 из 67)

переживать его присутствие в медитативном состоянии, бесе-

довать с ним и просить о руководстве. Однажды, когда она за-

шла в тупик в своих биоэнергетических исследованиях, "Бенд-

жамен Франклин" посоветовал ей обратиться к специальной

книге исследователя Беккера, где она нашла необходимую ей

информацию.

В этом контексте следует упомянуть феномен, получающий

в последнее время все большее распространение. Это "канали-

зированиеэ - процесс передачи посредством автоматическо-

го письма, наговаривания в трансе или записи под психическую

диктовку посланий, внешних по отношению к собственному

сознанию. Источник часто утверждает свою непринадлежность

к физической реальности; его иерархический ранг может ва-

рьироваться от божества или ангела до суперчеловека или раз-

воплощенного человека.

Историческими примерами "передачиэ духовных учений мо-

гут служить Коран (Магомет) и Книга Мормонов (Смит). Алиса

Бейли утверждает, что реальным автором ряда ее духовных про-

изведений является существо, именующее себя Тибетцем. Тому

же источнику приписывает свою психологическую систему пси-

хосинтеза и Роберто Ассаджиоли. Среди наиболее популярных

современных текстов - "Говорит Cem" Робертс, "Послания

от Михаеля" Ярбро, "Курс чудес" Шукман, "Откровения

трансформации новой эры" Спенглера, "Книги Эммануеля"

Роудгаст, "Звездная передача" Рафаеля и "Ратма" Найт.

Проявления "передачи", или "канализирования", в религии,

философии, искусстве и науке будут подробно описаны в готовя-

щейся к печати книге Артура Хастингса.

д. Посешение других вселенных

и встречи с их обитателями

В этом типе переживаний люди оказываются в странных,

чуждых мирах, обладающих собственной реальностью вне пре-

делов нашего космоса. Эти вселенные кажутся сушествующими

на другИх уровнях реальности и в других измерениях, парал-

лельных и сосуществующих с нашими. Населяющие их сущест-

ва имеют странные физические формы, совершенно иные физи-

ологические и метаболические процессы, действуют на основе

непостижимых законов. Многие из них, очевидно, разумны, но

характеристики их мышления и эмоций не похожи ни на что,

известное людям.

Эти чуждые вселенные могут быть гораздо меньше или бес-

конечно больше нашей, их обитатели могут быть дружественны-

ми по отношению к нам, нейтральными или враждебными. Пе-

реживания такого рода обычно воспринимаются как опасные -

иногда из-за очевидной враждебности встречаемых существ,

иногда просто из-за неуверенности при встрече с неизвестным.

В некоторых случаях чувство опасности вызывается ощущени-

ем собственной незначительности в чуждом мире и возможно-

сти нечаянной гибели при случайном происшествии. Люди, опи-

сывающие такие необычные космические приключения, часто

сравнивают их с наиболее изобретательными научно-фантасти-

ческими рассказами.

В этой связи можно упомянуть переживания, связанные с

космическими летательными аппаратами, космическими кораб-

лями и "летающими тарелками". Судя по описаниям людей,

видевших их, встречавшихся с их командами или взятых на

борт, эти переживания находятся где-то между физической ре-

альностью и архетипическим миром. В одних случаях люди

более склонны принимать незнакомцев за действительных при-

шельцев из другой части нашей Вселенной, в других - как

посетителей из иных измерений или из интрапсихических про-

странств. Я вернусь к этой теме позже в связи с психоидными

трансперсональными переживаниями.

Подобные сообщения часто включают описания физических

осмотров и измерений, использование таинственных техничес-

ких средств, ментальной коммуникации с чужаками и их интел-

лектуальными машинами, уроки мышления в высших измерени-

ях и т, д. Систематический анализ содержания сообщений о

подобных похищениях, проведенный Альвином Лоусоном (Law-

son, 1984), показал удивительное обилие перинатальных зле.-

ментов и перинатальной тематики. И хотя это, разумеется, не

доказывает фантастичности этих феноменов и их производно-

сти от воспоминаний о травме рождения, факт сам по себе за-

служивает внимания.

Прекрасные примеры внеземных контактов и визуализаций

иных вселенных можно найти в книгах неутомимого исследова-

теля внутренних пространств Джона Лилли (LiIIу, 1972, 1978)

Следующим примером будут переживания тридцатипяти-

летнего исследователя, принявшего в условиях групповой рабо-

ты два препарата: сначала 150 миллиграмм МДМА ( "Адам" или

"Экстаз"), а четырьмя часами позже 20 миллиграмм 2C-5

4-бромо-2,5-диметоксифенетиламин (А dams о п, 1986).

Примерно через полтора часа визуализации сохранялись у ме-

ня как при открытых, так и при закрытых глазах; я путешество-

вал по другим планетам и в других измерениях. В каждом прост-

ранстве происходила религиозная церемония. В одном пространст-

ве это были огромные существа, похожие на богомолов, - мудрые

и мрачно-торжественные, приветствующие меня своим ритуалом,

На другом плане зеленые, золотые, голубые и пурпурные суще-

ства, похожие на маленьких кристаллических насекомых, соединя-

лись и разъединялись в калейдоскопических узорах, посылая мне

настойчивые сообщения о взаимной поддержке.

Наконец появилось измерение, где все было кристаллически-

ми жизненными формами, невероятно прекрасными энергетичес-

кими существами как в микроскопическом, так и в мегаскопичес-

ком масштабе.

е. Переживание мифологических

и сказочных сюжетов

В этом типе трансперсональных переживаний мир мифов,

легенд и сказок в буквальном смысле оживает. Человек может

быть свидетелем многочисленных сцен из мифологии и фолькло-

ра любой культуры мира, он может посетить любые мифические

пространства. Он также может эмпирически отождествиться

с героями и героинями мифов и легенд или с фантастическими

мифологическими созданиями. Можно пережить подвиги Герак-

ла или приключения Тезея и Язона, можно стать легендарным

полинезийским ге.роем Мауи или пережить испытание близне-

цов Пополь Вух у майа. Среди архетипических существ, с кото-

рыми пациенты отождествлялись во время психоделических и

холотропных сеансов, - Уроборос, Тифон, Кентавр, Цербер,

Сфинкс, различные европейские, восточные и доколумбовские

драконы, Снежная Королева, Спящая Красавица, легендарные

рыцари, русалки, феи, эльфы, гномы, скандинавские тролли и

другие.

Такого рода эпизоды могут появляться как независимые

трансперсональные темы или в связи с проблемами пациента.

Среди биографических мотивов часто возникают образы злой

мачехи и избиваемой падчерицы (Золушка), доброго и злого

брата (Каин и Авель), любовь к матери и агрессия по отноше-

нию к отцу (Эдип), любовь к отцу и ненависть к матери (Элек-

тра), любящие друг друга брат и сестра, подвергающиеся опас-

ности из-за злых взрослых (Гензель и Гретель), конфликт любви

и власти (Альберих), любовь, противоречащая обстоятельствам

(Тристан и Изольда). Все это может появиться в форме, соответ-

ствующей определенной культурной традиции, или в более аб-

страктной архетипической форме.

Я уже упоминал некоторые специфические ассоциации

между определенными мифологическими темами и базовыми

перинатальными матрицами. Например, это образы небес и Рая

в различных культурах для БПМ-1, образы Ада для БПМ-II и

образы Чистилища для БПМ-III. Эпизоды БПМ-II часто вклю-

чают мифологические сцены вечного проклятия и образы тра-

гических героев, воплощающих страдание без надежды на про-

щение, - Прометея, Тантала, Сизифа, Иксиона, Вечного Жида

Агасфера и других. Мифологические мотивы, характерные для

БПМ-III и БПМ-IV, изображают подвиги, испытания и борьбу

героев со счастливым концом - победу над чудовищами, над

злом вообще, победу над смертью, личное освобождение или

искупление и священную свадьбу.

В приыципе каждый человек имеет эмпирический доступ к

мифологическим темам всех времен и культур. Во многих слу-

чаях совершенно необразованные люди описывали в деталях

сложные мифологические образы и даже целые сцены из куль-

тур Центральной или Южной Америки, Полинезии, Месопота-

мии, Индии, Египта, Японии и других стран и народов, которые

явно не были известны им до этого. Эти наблюдения определен-

но подтверждают представления К. Г. Юнга о коллективном бес-

сознательном, основанные на появлении часто сложных и неиз-

вестных человеку мифологических мотивов в снах, в том чис-

ле у детей и необразованных людей, и в симптомах невротиков

и психотиков (Jung, 1959).

В качестве иллюстрации я приведу описание сеанса холотроп-

ного дыхания во время одного из наших пятидневных семина-

ров. Пациентка - женщина японского происхождения.

В началЪ сеанса я испытывала горе, настолько глубокое, что

даже не могла плакать. Я думала о том, чем могло быть вызвано

мое горе. Затем я вспомнила, что существует бесформенная тем-

нота, которая взяла у меня ребенка. Я чувствовала себя беспомо-

щной перед темнотой.

Когда я вспомнила причину своего горя, во мне поднялся яро-

стный гнев. Я почувствовала себя могучей и сильной, гнев делал

мое тело огромным. Я боролась с темнотой и вернула своего ре-

бенка, но ребенок был мертв. Мне было горько смотреть на тело

малыша, сжигаемого моими огненными руками. Сожженное тело

превратилось в пепел и рассыпалось по земле.

Я превратилась в спокойную богоподобную фигуру, кружаю-

щую вокруг места, куда упал пепел. Мои слезы напитали рост-