лектуальной аргументацией.
Первая часть книги посвящена картографии психики, раз-
работанной мною в ходе клинической работы с психоделика-
ми. В ней рассказывается об основных типах переживаний, до-
ступных обычному человеку, если он начинает заниматься се-
рьезным самоисследованием с помощью психоделиков или
мощных нефармакологических эмпирических техник. Если мо-
дель человеческой психики, используемая в традиционной ака-
демической психотерапии, ограничена уровнем анамиза восло-
миканий, то новая картография подразумевает еще два уров-
ня, выходящих за пределы биографии. Это перинашалькый
уровень, определяемый феноменами рождения и смерти, и
шранслерсональный уровень, который в принципе может опо-
средовать связь с любым аспектом феноменального мира и с
различными мифологическими и архетипическими мирами. Я
считаю знание этой картографии совершенно необходимым для
безопасного и эффективного самоисследования.
Во второй части этой книги впервые детально описывают-
ся основные принципы холоюропной юералии, комбинирован-
ной техники нефармакологической терапии, которую я уже упо-
минал ранее. Она может использоваться как независимо, так
и в сочетании с психоделической терапией или другими форма-
ми эмпирической психотерапии и различными формами рабо-
ты с телом. Это описание холотропной терапии не может, разу-
меется, заменить обучения, предполагающего личный опыт и
работу с другими под квалифицированным наблюдением. Тем
не менее оно содержит всю необходимую информацию как для
испытуемых, так и для ведущих или помощников.
Специальный раздел посвящен механизмам терапии и транс-
формации личности, действующим в необычных состояниях
сознания - спонтанных или вызванных фармакологическими
или иными средствами. Хотя большая часть этих механизмов
принципиально нова для западных терапевтических представ-
лений, в действительности они являются довольно древними
и играют важную роль в шаманских процедурах, целительских
и других ритуалах с незапамятных времен. Ныне они лишь за-
ново открываются и переформулируются в современных науч-
ных терминах.
Завершает книгу обсуждение возможностей и целей эмпири-
ческого самоисследования, использующего терапевтические и
трансформирующие механизмы необычных состояний сознания.
В этом процессе эмоциональная и психосоматическая терапия
соединяется с движением к более плодотворным жизненным
стратегиям и поиском ответов на фундаментальные онтологи-
ческие и космологические вопросы существования.
Приложение, рассматривающее вкратце вопросы психоде-
лической терапии, завершает книгу как в тематическом, так и
в историческом отношении. Как я уже упоминал, техника хо-
лотропной терапии выросла из работы с психоделиками и
хорошо с ней сочетается. Хотя психоделическая терапия сей-
час практичски невозможна, некоторым читателям этот раздел
может показаться интересным либо потому, что у них уже был
какой-то нсиходелический опыт, либо из чисто теоретических
соображений. Я надеюсь, что в не столь отдаленном будущем
эти уникальные средства будут возвращены психиатрии и пси-
хологии. Когда это произойдет, психоделики займут свое мес-
то в терапевтическом континууме, наряду с трансперсонально
ориентированными интервью,юнгианской "песочницей", раз-
личными формами медитации, гештальт-терапией, телесно-ори-
ентированной терапией, холономной интеграцией и всеми дру-
гими подобными техниками, дополняющими друг друга и ра-
ботающими в сходных направлениях. Тогда эти техники можно
будет употреблять с необходимой гибкостью для безопасной
и эффективной психотерапии и самоисследования.
Я написал эту книгу в надежде, что по крайней мере неко-
торые из читателей найдут ее полезным руководством для ис-
следования себя, которое многие философы и святые считали
одной из благороднейших целей человеческого существования.
Станислав Гроф, доктор медицины
Биг-Сур, Калифорния, январь 1986 года
-----------------------------------------------------------
Измерения сознания:
новая картография
внутреннего пространства
Традиционная психиатрия, психология и психотерапия опира-
ются на фрейдовскую модель человеческой личности, ограни-
ченную биографией и индивидуальным бессознательным челове-
ка. Этот подход может представляться приемлемым в контек-
сте психотерапевтического самоисследования, использующего
вербальные техники, такие, как свободные ассоциации или ин-
дивидуальное интервъю.
Однако фрейдовская модель не дает возможности понять
динамику эмоционального и психосоматического исцеления,
трансформации личности и эволюции сознания, которые вызы-
ваются мощными техниками, подобными психоделической те-
рапии, трансовым танцам или различным эмпирическим под-
ходам современной психотерапии. Эти техники мобилизуют и
активизируют глубокие бессознательные и сверхсознательные
уровни человеческой психики и требуют гораздо более широ-
ких теоретических представлений. Человек, использующий эти
техники ддя самоисследования или для оказания помощи дру-
гим, должен располагать моделью или картографией психики,
включающей трансбиографические уровни. Мы считаем знаком-
ство с подобной картографией необходимой предпосылкой для
любой серьезной внутренней работы и включаем ее обсужде-
ние в подготовительный этап как психоделической, так и холо-
тропной терапии. Хотя представляемая далее модель предназ-
начена для понимания динамики психоделических сеансов, она
равным образом применима для глубинной эмпирической ра-
боты и при немедикаментозных подходах.
Новая картография наряду с традиционным уровнем био-
графических восломинаний включает два основных трансбио-
графических уровня - перинатальный, связанный с пережива-
нием рождения и смерти, и трансперсональный. Переживания
всех трех категорий - биографические, перинатальные и транс-
персональные - вполне доступны большинству людей. Они мо-
гут возникать в психоделических сеансах, в тех формах эмпири-
ческой психотерапии, которые используют дыхание, музыку,
танец, работу с телом; они регулярно появляются во сне. Ла-
бораторные техники изменения сознания - биологическая об-
ратная связь, лишение сна, сенсорная изоляция или сенсорная
перегрузка, различные кинестические средства - все это так-
же может вызвать большую часть этих феноменов.
Существует широкий спектр древних и восточных духов-
ных практик, которые разработаны специально для того, что-
бы обеспечить доступ к перинатальным и трансперсональным
областям. Не случайно поэтому, что новая модель психики во
многом напоминает древние представления великих мистичес-
ких традиций. Весь этот эмпирический спектр описан также
историками, антропологами, специалистами по сравнительно-
му изучению религии в виде различных шаманских процедур,
ритуалов перехода-инициации и целительства, мистерий смерти
и возрождения, трансовых танцев экстатических религий. Та-
ким образом, современные исследования сознания впервые сде-
лали возможным серьезный пересмотр древнего и незападного
опыта и подлинный синтез древней мудрости и современной
науки (Grof, 1984).
Тот факт, что перинатальные и трансперсональные пережи-
вания могут появлятъся и в спонтаных эпизодах необычных сос-
тояний сознания, имеет далеко идущие последствия для понима-
ния и лечения многих состояний, которые традиционная пси-
хиатрия рассматривает как психотические. В свете же новых
наблюдений они могут рассматриваться как трансперсональные
кризисы или "духовные опасности". При правильном понимании
и правильном обращении с ними эти кризисы могут вести к эмо-
циональному и психосоматическому выздоровлению, трансфор-
мации личности и эволюции сознания (S. and С. Grof, 1986).
Сенсорный барьер и уровень
биографических воспоминаний
Техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессозна-
тельному, прежде всего активизируют органы чувств. В резуль-
тате этого для многих людей глубокое самоисследование на-
чинается с различных неспецифических сенсорных пережива-
ний - элементарных визуализации цветов или геометрических
фигур, звона или шума в ушах, тактильных ощущений в раз-
личных частях тела, вкусов или запахов. Эти более или менее
абстрактные переживания, как правило, не имеют глубокого
символического значения, так что они не важны для самоисс-
ледования и понимания самих себя. Скорее они представляют
собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть
перед началом путешествия вглубь психики.
Следующая область психики, доступ к которой открывает-
ся по мере развития процесса, обычно оказывается уровнем
биографических воспоминаний и индивидуального бессозна-
тельного. Хотя принадлежащие этому уровню феномены име-
ют большое практическое и теоретическое значение, нет необ-
ходимости описывать их здесь подробно, поскольку почти все
традиционные психотерапевтические подходы со своей обшир-
ной профессиональной литературой занимаются нюансами
психодинамики именно этого уровня. К сожалению, различные
школы противоречат друг другу и не приходят к согласию от-
носительно того, какие факторы психики наиболее значимы,
почему возникает психопатология и как следует проводить пси-
хотерапию.
Переживания, принадлежащие этому уровню, связаны со
значимыми событиями и обстоятельствами жизни человека от