ки, проросшие в месте его падения. Одно из растений выросло,
и расцвел цветок, в середине которого появилась сияющая сфера.
Она превратилась в прелестного младенца. В этот момент я почув-
ствовала, что круг замкнулся. Я поняла, что он будет повторяться
вновь и вновь. Я чувствовала, что завершила свою работу.
Затем я ощутила свое тело, и у меня было еще три пережива-
ния, хотя я не помню точно, в каком порядке: моя левая сторона
превратилась в горы, и я пережила геологический цикл горообра-
зования и эрозии; моя правая сторона превратилась в лес;между
ногами я почувствовала океан с его приливами и отливами. Я чув-
ствовала, что переживаемый мною цикл бесконечен: если я попаду
в него, он будет продолжаться вечно. Но я обнаружила, что есть
прямой путь из каждой стадии к центру, который даст мне возмож-
ность разорвать цикл.
ж. Встречи с благостными и гневными божествами
Эта категория тесно связана с предыдущей и может рассма-
триваться в качестве ее подгруппы. Относящиеся к ней мифоло-
гические образы выделяются особой сверхъестественной вла-
стью, что наделяет их статусом божеств. Они весьма специфи-
чны и могут быть ясно отождествлены с божествами пантеонов
различных культур. В одних случаях человеку испытывающему
такое переживание известно это божество, и он может назвать
его имя и культуру, к которой оно принадлежит. Однако пере-
живание часто содержит новую информацию, выходящую за
пределы предыдущих знаний человека. В других случаях бо-
жество совершенно незнакомо человеку, но он может нарисо-
вать его облик, детально описать функции и приблизительно на-
звать культурный период, так что впоследствии эту информацию
можно проверить, обратившись к соответствующим источникам
Возникают также ситуации, когда не удается определить встре-
ченное божество, несмотря на предпринимаемые терапевтом и
пациентом усилия.
Божества, встречаемые в необычных состояниях сознания,
могут быть раздЬлены на две группы - блаженных и благотво-
рных божеств, связанных с силами Света и Добра, и гневных
и злобных, представляющих силы Тьмы и Зла. Однако это не
абсолютное разделение: существуют как бы промежуточные бо-
жества, а также такие, которые обладают смешанными чертами.
Типичный пример последних - дхьяна-будды в "Тибетской
книго мертвых", которые являются умирающему сначала в
своей сияющей форме, а позже в демоническом аспекте
Для многих людей первая встреча с архетипическими бо-
жествами происходит в процессе переживания смерти и воз-
рождения. Темные божества - Сатана, Люцифер, Гадес, Ари-
ман, Уицилопочтли, Кали, Лилит, Рангда, Коатликуэ или Мо-
лох, как правило, появляются в контексте БПМ-II и БПМ-III и
смерти "эго". Божества, символизирующие смерть и возрожде-
ние (Осирис, Плутон и Персефона, Ацис, Адонис, Кецалькоатль,
Дионис, Вотан, Бальдр, Христос), связаны с третьей матрицей
и переходом к четвертой. Благотворные божества - Дева Ма-
рия, Афродита, Аполлон, Исида, Ахура Мазда, Лакшми или Гу-
ань-инь - появляются в экстатических эпизодах, связанных с
четвертой и первой матрицами.
Однако архетипические образы божеств могут появиться в
психоделических и холотропных сеансах и как независимые
трансперсональные переживания. Как правило, они появляются
в качестве могущественных видений, но возможно и полное
отождествление пациента с божеством. Кроме того, божества
могут являться не поодиночке: человек может стать свидетелем
сложных космических драм вроде битвы между силами Арима-
на и Ахура Мазда из зороастрийского пантеона, войны между
олимпийскими богами и титанами, падения Люцифера и его ан-
гелов, пахтания океана индийскими богами и демонами, стремя-
щимися получить нектар амриту, или рагнарока - сумерек бо-
гов нордической мифологии.
Эмоциональная реакция людей, встречаюшихся в необыч-
ном состоянии сознания с благотворными или злотворными бо-
жествами, может быть очень интенсивной - от экстатическо-
го восторга до метафизического ужаса или невероятной боли.
Однако эти переживания все же отличаются от встречи с Выс-
шим Существом, предельной силой Вселенной, о которой мы
будем говорить позже
Пример, который я хочу здесь привести, взят из пережива-
ний после принятия высокой дозы ЛСД и содержит встречу с
Христом и Антихристом.
Наиболее трудной частью сеанса было отождествление с дьяво-
лом - олицетворением зла во Вселенной. Примерно напротив ме-
ня находилось невероятно мерзкое и грязное существо; оно сидело
на корточках и осматривало все вокруг. Я должен был превратить-
ся в него, стать этой отвратительной тварью. Я стал Гитлером, ге-
нералом смерти. Чувствовал чистую ненависть, хотел только уби-
вать, приносить боль, заставлять людей страдать. Это было очень
болезненно, но я должен был это делать. Я не мог поверить, что
во мне столько ненависти. Ненависть была как бы ощутимой на
ощупь - как черная злая субстанция или темная густая энергия.
Я чувствовал присутствие демонического существа прямо ря-
дом с Христом. Это был Антихрист! Он также был частью косми-
ческого путешествия. Все гитлеры мира, все деспотические пра-
вители и тираны были проявлениями или персонификациями этого
принципа зла. Трудно было понять, как Христос и Антихрист мо-
гли находиться так близко друг от друга. Это смущало и вводи-
ло в заблуждение: как узнать, кто есть кто? Я понял, как трудно
найти на земле правильного духовного учителя, за которым можно
следовать. Как человеку узнать, исходит ли определенный духов-
ный учитель от Христа или от Антихириста? Духовное добро и
зло оказывались двумя сторонами одной монеты. Вместе с тем
эта близкая парадоксальная связь двух противоположных косми-
ческих энергий объясняла непонятные человеческие события -
успех нацизма в Германии или странные проявления определен-
ных религиозных учений.
(Встреча с архетипическим злом продолжалась на следующем
ЛСД-сеансе этого пациента.) В другой момент у меня было коро-
ткое, но очень мощное переживание, которого я никогда не забуду.
Я почувствовал присутствие Люцифера и затем ясно его увидел.
Это было огромное темное создание, отчасти человек, отчасти жи-
вотное, с волосатым телом, огромными когтями и крыльями дра-
кона. Он вышел из темной пещеры и пролетел через черное небо
посреди ночи как гигантская летучая мышь. Глядя на него с боль-
шого расстояния, я, к своему изумлению, заметил, что его голова
горит в огне. Дьявол, сам Люцифер, преобразовывался светом в
Свет. Теперь я понял, почему имя Люцифер означает буквально
"носитель света". Он поглощался очищающим огнем прямо на
моих глазах. Я знал, что никогда теперь не буду бояться Зла, или
самого Дьявола.
з. Переживания универсальных архетипов
Термин "архетип" был введен в психологию К. Г. Юнгом,
употреблявшим его в том же смысле, что и "первичный образ",
или "доминанта коллективного бессознательного". В самом
широком смысле архетип может пониматься как любая стати-
ческая конфигурация или динамическое событие в психике,
обладаюшие трансиндивидуальным характером и качеством
универсальности (Jung, 1959). Такое определение слишком об-
ще и могло бы относиться ко многим трансперсональным фе-
номенам, описанным в этом разделе. В юнговской литературе
можно найти иерархические описания различных уровней ар-
хетипов (см. рис. на с. 151). Я позволю себе здесь ограничить
зто понятие теми архетипами, которые представляют собой под-
линно универсальные структуры в отличие от их специфичес-
ких культурных проявлений, вариаций и разновидностей.
Некоторые из подобных архетипов представляют собой
обобщенные биологические, психологические, социальные или-
профессиональные роли. Примерами биологически определен-
ных универсальных архетипов могут быть Женщина, Мужчи-
на, Мать, Отец, Ребенок, Еврей, представитель белой, черной
или желтой расы. Дополнительные психологические характе-
ристики определят Добрую или Ужасную Мать, Тиранического
Отца, Любовника, Мучителя, Беглеца, Изгнанника, Корысто-
любца, Деспота, Развратителя, Обманщика, Мудрого Старца
или Старую Мудрую Женщину, Аскета, Отшельника и многих
других. В некоторых из этих случаев архетипичность достига-
ет мифологических измерений и обладает особой сверхъестест-
венной силой; это могут быть, например, образы Великой или
Ужасной Матери-богини, Великого Гермафродита, Космичес-
кого Человека.
Примерами архетипов, представляющих определенные про-
фессиональные и социальные типы и роли, могут быть Ученый,
Целитель, Просвещенный Правитель, Диктатор, Рабочий, Рево-
люционер, Капиталист. Такие переживания близки, но не тож-
дественны переживаниям группового сознания, которые были
описаны ранее. В последних человек чувствует себя отожде-
ствленным одновременно со всеми членами определенной груп-
пы, первое же представляет собой персонифицированное пред-
ставление о самой роли, что-то вроде платоновской идеи.
Примерами этих двух типов феноменов могут быть, с од-
ной стороны, переживание группового сознания всех револю-
ционеров мира, а с другой переживание превращения в архе-
типического Революционера. Архетипические образы такого
рода можно представить себе как голографические изображе-
ния, созданные последовательной съемкой людей определен-
ной категории без изменения угла зрения. На голографической
выставке в Гонолулу несколько лет тому назад демонстриро-