валось изображение "Дитя Гавайев", состоящее из множества
трехмерных изображений гавайских детей, занимающих одно
и то же место. Это может быть прекрасной иллюстрацией пере-
живания, о котором идет речь. Менее яркое приближение к по-
добному феномену - кумулятивное наложение обычных фото-
снимков, вроде тех составных фотографий Фрэнсиса Гэлтона,
которые использовал Руперт Шелдрейк для иллюстрации сво-
его понятия морфического резонанса (Sheldrake, 1981). Осо-
бая категория архетипов представляет собой персонификацию
определенных аспектов человеческой личности, например зна-
менитые юнговские архетипы Анимус, Анима или Тень.
Я хочу привести здесь пример из моего собственного сеанса
с 200 мг МДМА ( "Адам" или "Экстаз"), гле архетип Апока-
липсиса сочетается с архетипами универсальных принципов.
Я почувствовал сильную активизацию в нижней части тела.
Мой таз вибрировал, так как экстатические толчки высвобожда-
ли огромное количество энергии. В какой-то момент бешеный по-
ток энергии выбросил меня в космический вихрь творения и раз-
рушения.
В центре этого чудовишного урагана первичных сил находились
четыре гигантские фигуры, сплетавшиеся в каком-то космическом
танце с саблями. Черты их лиц были явно монгольскими - высту-
пающие скулы, раскосые глаза, бритые головы с оставленными
"конскими хвостами". Вращаясь в неистовом танце, они размахи-
вали саблями, похожими на косы или кривые ятаганы. Эти четыре
косы образовывали форму быстро вращаюшейся свастики. Я при-
соединился к танцу, став одним из них или, может быть, всеми
четырьмя сразу, переставая одновременно быть прежним собой.
Затем передо мной открылась невообразимая панорама сцен
разрушения. Природные катастрофы - извержения вулканов,
землетрясения, падения метеоритов, лесные пожары, наводнения
и приливы - сочетались с образами горящих городов, обрушива-
ющихся небоскребов, смертью множества людей, ужасами войн.
Эту волну всеобщего уничтожения возглавляли четыре архети-
пических образа жутких всадников, символизирующих конец све-
та. Я понял, что это Четыре Всадника Апокалипсиса. Продолжа-
ющиеся толчки и вибрации моего таза вошли в единый ритм с
движением зловещих всадников, и я стал одним из них.
По этому описанию можно составить себе впечатление, что
пережиаание бь"ло неприятным и пугающим. Однако, возможно,
благодаря общей благотворной природе амфетаминовых эмпатоге-
нов, доминирующим чувством было экстатическое растворение
в развертывающихся энергиях и восхищение связанными с этим
невероятными философскими и духовными прозрениями. Я по-
нял, что представление об Апокалипсисе не следует понимать
буквально, как это часто имеет место в общепринятом христи-
анстве.
Хотя и возможно, что Апокалипсис в будущем развернется на
планетарной шкале как историческое событие, прежде всего это
архетип. В этом качестве он соответствует стадии развития со-
знания, когда человек обнаруживает иллюзорную природу мате-
риального мира. Когда Вселенная обнаруживает свою истинную
сущность как космическая игра сознания, мир материи разруша-
ется в душе человека. Это до некоторой степени напоминает более
раннюю стадию, когда отождествление с архетипом восхождения
на Крест и Воскресения Христа кладет конец философскому отож-
дествлению человека со своим телом.
Апокалиптические видения перемежались архетипическими об-
разами из различных культур, символизирующими нереальность
феноменального мира. Может, наибольшее впечатление из них
произвела на меня платоновская пешера. Последним значитель-
ном эпизодом сеанса был мощный парад персонифицированных
вселенских принципов, архетипов, в своей сложной игре создаю-
щих иллюзию феноменального мира, - божественная игра, кото-
рую индусы называют лила.
Эти персонажи появлялись в изменчивом множестве своих об-
ликов, уровней и измерений в невероятно сложной голографиче-
ской среде моей визуализации. Каждый из них одновременно пред-
ставлял сущность своей функции и все конкретные проявления
элементов в мире материи. Там была Майя - таинственный эфир-
ный принцип, символизирующий мир иллюзии; Анима, воплоща-
ющая вечно женственное; похожая на Марса персонификация
войны и агрессии, уединившийся Отшельник; творящий иллюзии
Обманщик и многие другие. Проходя по сцене, они кланялись в
мою сторону, как бы приглашая меня оценить представление бо-
жественной игры во Вселенной.
и. Интуитивное понимание универсальных символов
К наиболее интересным архетипическим переживаниям
можно отнести понимание внутреннего, эзотерического значе-
ния символов, о котором говорил К. Г. Юнг (Jung, 1971, P.473).
В отличие от Фрейда, для которого символы обозначали нечто
уже известное, но неприемлемое для сознания, Юнг считал их
наилучшей возможной репрезентацией содержания, принадле-
жащего к более высокому уровню сознания и в основном невы-
разимого иным образом. Универсальные символы - незашиф-
рованные сообщения о простых биологических функциях. Они
относятся к сложным трансцендентальным реальностям. Что
касается фрейдовских зашифрованных иллюзий к элементам
того же уровня сознания, их можно назвать просто знаками.
В необычных состояниях сознания визуализации различных
универсальных символов могут играть значительную роль даже
для людей, ранее не проявлявших интереса к мистицизму и
эзотеризму. Такие видения могут передавать мгновенное ин-
туитивное понимание этих символов и вызывать глубокий ин-
терес к духовному пути. В своих исследованиях я чаще всего
встречался с появлением символов Креста, разделенного на че-
тыре части круга, индо-иранской свастики в двух своих формах
правильной и искаженной, древнеегипетского анха (нильский
крест, или сгих ansata), цветка лотоса, даосского инь-ян, ин-
дуистского священного фаллоса (Shiva lingam) и вульвы (уо-
ni), алмаза и других драгоценных камней, буддийского колеса
и шестиконечной звезды как в древнееврейской форме (звез-
да Давида), так и в тантрической - как символа союза муж-
ской и женской энергии.
В результате переживаний такого рода человек может обре-
сти понимание сложных эзотерических учений. Так, люди, не
знакомые с каббалой, рассказывали о переживаниях, подобных
описанным в Зогаре или Сефер Иецире и значении каббалис-
тических символов. Другие описывали функции и значение
сложных мандал, используемых в тибетской ваджраяне и дру-
гих тантрических системах. Люди, ранее осмеивавшие астро-
логию, алхимию и древние формы гаданий - вроде И-Цзина
или Таро, - внезапно обнаруживали их глубокий смысл и ме-
тафизическое значение. Подобные озарения могут также от-
крыть для скептически настроенных людей значение гности-
ческих учений или пифагорейских теорий геометрических тел
и числового порядка во Вселенной.
Ряд образов и прозрений, связанных с символом Креста,
можно найти в книге "Разнообразие психоделического опыта"
Роберта Мастерса и Джин Хьюстон (Masters and Houston,
1966, P.222). Это переживание возникло во время психоделиче-
ского сеанса (100 микрограмм ЛСД-25) адвоката, в прошлом
студента-богослова, покинувшего семинарию из-за сомнений в
вере. Переживания возникли, когда пациент посмотрел на орна-
ментированный крест, предложенный ему экспериментаторами,
Я увидел распятого Христа и замученного Петра. Я видел ран-
них христиан, умирающих на аренах, и других, спешащих по рим-
ским улочкам, проповедующих учение Христа. Я был рядом, когда
изумленному Константину явилось видение Креста в небе. Я видел
падение Рима и начало Темных Веков, когда маленькие ивовые
крестики, прикрепленные к притолоке, оставались единственной
надеждой в жалких хижинах. Я видел, как крестьяне топчут его
ногами в странных лесных ритуалах, в то время как за морем, в
Византии, он сияет в мозаиках огромных соборов.
Моя рука дрогнула, крест слабо засветился, и история смеша-
лась. Мартин Лютер шел рука об руку с Билли Грэхемом, за ними
шед Фома Аквинский с армией крестоносцев. Инквизиторы нас-
тавляли свои костлявые пальцы на сумасшедших ведьм, и боль-
шие капли крови застывали огромным крестом.'Папа Иоанн ХХШ
благословлял сожжение Жанны д'Арк, а Савонарола приветство-
вал в огне и сере техасского проповедника. Бомбы летели, обра-
зуя крест, в то время как св. Франсиск проповедовал птицам.
Сотни тысяч эпизодов возникали из вспыхивающих граней
креста, и я знал, что еще не одна сотня тысяч ждала своей очере-
ди. А затем, не знаю уж как, я оказался погруженным в него;
моя субстанция физическая, ментальная, духовная - полностью
впиталась в субстанцию Креста. Моя жизнь превратилась в чере-
ду вспыхивающих эпизодов истории Креста, и все сотни тысяч
событий были событиями моей жизни. Позор и победа Креста бес-
конечно повторялись в миниатюре в моей собственной жизни; и
позор, и победы были моими. Я был инквизитором и святым, я
ложно осуждал и тонко оправдывал. Как и Крест, я умирал и жил,
умирал и жил, и умирал, чтобы жить снова и снова. И может быть,
я вновь умру. Но я знал (и знаю теперь), что искупление посто-
янно, а вина - преходяща.
к. Творческое вьохновение и прометеев импульс
Даже беглое изучение литературы по психологии творчест-
ва показывает, что истинное артистическое, научное, фило-
софское и религиозное вдохновение инспирируется необыч-
ными состояниями сознания и приходит из трансперсональ-
ных Источников. Динамические механизмы творческого процесса