распадаются на три большие категории.
К первой относятся случаи, когда человек годами работае
над каким-то вопросом, не в силах найти решение. Этот подго-
товительный период обычно включает многочисленные наблю-
дения, изучение всей имеющей отношение к делу литературы,
многие безуспешные попытки решить проблему в рамках обыч-
ной логики. И решение приходит в необычном состоянии со-
знания - во сне, во время галлюцинаций, связанных с исто-
щением или болезнью, или во время медитации. Этот механизм
известен из множества примеров.
Химик Фридрих Август фон Кекуле нашел формулу бензо-
ла - основу органической химии - во сне, увидев бензольное
кольцо как маленькую змейку Уроборос, кусающую себя за
хвост. Структура решающего эксперимента, приведшая Отто
Леви к отмеченному Нобелевской премией открытию химичес-
кой передачи нейронных импульсов, также пришла к нему во сне.
Вернер Гейзенберг нашел математическое решение проблемы
квантовой физики в Гельголанде, когда его сознание было из-
менено тяжелой сенной лихорадкой. Во всех этйх случаях не-
обычное состояние сознания создавало возможность нового твор-
ческого синтеза, как бы сдерживая традиционный образ мыш-
ления, препятствовавший разрешению проблемы.
Во второй категории общая форма идеи или системы мыш-
ления приходит по внезапному вдохновению из трансперсональ-
ной области часто задолго до того, как развитие данной обла-
сти способно оценить ее. Могут понадобиться годы, десятиле-
тия или даже века, чтобы создать условия для ее принятия.
Древними примерами этого механизма могут служить атомис-
тическая теория Левкиппа и Демокрита и идея возникновения
жизни в океане, сформулированная ионийским философом Анак-
сагором. Представление о распределенности информации по всей
Вселенной и всем ее частям, обнаруживаемое в древней джай-
нистской теории дживасов, или идея взаимопроникновения всех
вещей, составляющая основу буддизма школы аватамсака (ки-
тайская школа хуаянь или японская кегон), могли казаться
странными до обнаружения волновой природы Вселенной и хо-
лономических принципов. Равным образом древние космогене-
тические системы, рассматривавшие свет как творческий прин-
цип Вселенной, получили неожиданное независимое подтверж-
дение в науке, благодаря открытию особой роли фотонов среди
субатомных частиц и в контексте теории процесса Артура Янга
(Young, 1976).
Третья категория - это случаи истинного прометеевско-
го творческого импульса, когда вдохновение приходит в фор-
ме законченного продукта, готового для передачи дрчгим.
Никола Тесла сконструировал электрический генератор, рево-
люционизировавший промышленность, после того как его уст-
ройство и функционирующий прототип явились ему в видении,
Альберт Эйнштейн открыл принципы теории относительности
в необычном состоянии сознания; по его описанию, большин-
ство инсайтов пришло к нему в форме кинестетических ощу-
щений в мышцах. Считается, что Рихард Вагнер галлюцинати-
вно слышал большую часть написанной им музыки, а Вольфганг
Моцарт утверждал, что часто симфонии целиком готовы в его
голове, прежде чем он их запишет. Устои мусульманской веры
были переданы Магомету в состоянии "экстаза, приближающе-
гося к уничтожению", когда он ощущал присутствие Аллаха
к. Опыт Демиурга и переживание
космического творения
В этом типе переживаний человек встречается с Творцом
Вселенной или даже отождествляется с ним, начиная при этом
понимать процесс творения, его мотивы, специфические механи-
змы, цели и проблемы. На этом уровне у Творца обычно оказы-
вается много личных характеристик, хотя необязательно в ант-
ропоморфной форме. Можно почувствовать силы, лежащие в
основе творения или инициирующие его. Испытуемые восприни-
мают их по-разному: как переизбыток творческой энергии, нео-
долимый художественный импульс, безграничное любопытство,
страсть к экспериментированию, жажда познания и самопозна-
ния, стремление к переживаниям, огромная любовь, требующая
выражения, и даже как "убегание" от монотонности и скуки.
Переживания такого рода могут вести человека к серьезным
размышлениям о своей роли во Вселенной. Некоторые полага-
гают, что возможность эмпирически отождествиться с Творцом
и взглянуть оттуда на свои повседневные заботы возвышает их.
Они перестают чувствовать себя жертвами враждебных обсто-
ятельств, поняв, что на другом уровне они тождественны силе,
которая создала их.
Другие сильно привязаны к своей повседневной самотож-
дественности и чувствуют потребность найти смысл своего су-
ществования в этой форме. Мысль, что люди являются актера-
ми в предопределенной космической игре, может как возвы-
шать, так и обескураживать. Люди переживают это по-разному
и находят разные ответы на этот вызов. Для некоторых фено-
менальный мир превращается в иллюзию, и высшей целью
становится пробуждение и осознание этого. Другие полагают,
что у людей есть особая роль разумных созданий, по"ержи-
вающих эволюцию и устраняющих нежелательные, но неизбеж-
ные побочные продукты творения.
Демиург может восприниматься как высшая сила существо-
вания, сопоставимая с Богом различных религий. Однако он
может появиться в переживании и как один из творцов многих
вселенных. В некоторых случаях рассказывают о мужеско-жен-
ской диаде творцов, что похоже на космологию некоторых не-
западных культур, или о том, что Вселенная создана в процес-
се игры нескольких высших существ.
Отчет, который я использую здесь в качестве иллюстрации
этого типа переживаний, относится к психоделическому сеан-
су с большой дозой ЛСД.
Последовало колоссальное расширеыие сознания. Я оказался
в межзвездном пространстве, перед моими глазами создавались
галактика за галактикой. Я чувствовал, что двигаюсь быстрее
скорости света. Галактики мелькали мимо меня. Я приближался
к центральному взрыву энергии, из которого, по-видимому, возни-
кало все во Вселенной. Это был Источник всего созданного. При-
ближаясь к нему, я чувствовал излучаемый им непереносимый
жар. Это была гигантская печь, печь Вселенной.
Чувство жара росло в невероятной степени, как и интенсив-
ность света. Я понял, что это горение Очищаюшего Огня. При-
близившись, я почувствовал, что перестаю быть проявлением
Энергии, а становлюсь самой Энергией. Судя по всему, я на мгно-
вение попал в самую сердцевину этой Универсальной Печи косми-
ческого творения. Переживание было экстатическим и наполня-
ло меня чувством бесконечной мощи.
Внезапно я понял принцип, лежащий в основе организации Ко-
смоса. Это было Универсальное Сознание, разыгрывающее бес-
конечный ряд драм, подобных тем, которые мы можем видеть на
театральных подмостках или в кино. Оно разыгрывает драму по-
тери себя, чтобы вновь себя найти. Универсальное Сознание по-
гружается в разделение, отрицание, боль, зло, агонию и тьму, что-
бы пережить бесконечную радость восстановления своей пер-
воначальной безопасности и первоначального блаженства. Его
истинная природа - неразделимое единство, отсутствие негатив-
ности и дуальностей какого-либо рода. Чтобы отправиться в путе-
шествие, ему нужно создать иллюзию пространства, материи и
времени, а вместе с ними категории зла, тьмы, боли и разрушения.
Я продолжал обдумывать аналогию с кинофильмом. Она каза-
лась особенно подходящей метафорой процесса творения. В пси-
ходелическом сеансе я как бы повернулся спиной к различным
образам, проецируемым на экран, и смотрел прямо на свет проек-
тора. Единственный источник света создавал бесчисленные карти-
ны и сцены, появляющиеся на экране! Можно было также после-
довать за лучом света внутрь проектора. Есть пустота, из которой
приходит свет. Фильм же можно уподобить архетипам, определя-
щщим переживания, проецируемые в четырехмерный простран-
ственно-временной континуум.
л. Опыт космического сознания
Люди, переживающие отождествление с космическим созна-
нием, как бы охватывают всеобщность существования и дости-
гают реальности, лежащей в основе всех реальностей. Они пе-
реживают несомненную связь с высшим и предельным принци-
пом бытия. Этот принцип является единственной истинной
тайной; если воспринято его существование, все остальное мо-
жет быть понято и обьяснено из него. Иллюзия материи, прост-
ранства, времени, бесконечное количество форм и уровней ре-
альности полностью преодолеваются и сводятся к этому таин-
ственному принципу как к своему общему источнику.
Этот опыт безграничен, непостижим и невыразим. Словес-
ная передача и сама символическая структура языка до смеш-
ного не подходят для передачи его качества. Наш феноменаль-
ный мир и все, что мы переживаем в обычных состояниях со-
знания, исчезает как дым в свете этого высшего сознания как
ограниченные, иллюзорные и идиосинкратические аспекты этой
единственной реальности. Этот принцип, очевидно, непостижим
рационально, и вместе с тем даже краткое эмпирическое при-
общение к нему удовлетворяет все ителлектуальные и философ-
ские запросы человека. Все вопросы, которые когда-либо зада-
вались, получают ответ или исчезает потребность задавать ка-
кие бы то ни было вопросы.
Наибольшее приближение к описанию этого переживания
дает индийское представление о сатчитанандп. Это составное
санскритское слово содержит три независимых корня: cam -