существование, или бытие, чит - обычно переводимое как
осознание или знание, и ананда - блаженство. Бесформен-
ное, безмерное и непостижимое Космическое Сознание лучше
всего можно описать как Бесконечное Существование, Беско-
нечное Сознание или Знание и Бесконечное Блаженство. Одна-
ко любые слова относятся прежде всего к феноменам и процес-
сам материальной реальности и поэтому оказываются лишь
безнадежной попыткой передать сущность этого трансценден-
тального принципа.
Единственным средством оказывается написание употреб-
ляемых слов с большой буквы, как часто поступают психотиче-
ские пациенты, отчаянно пытаясь рассказать о своем невырази-
мом мире. Люди, имевшие подобное переживание, часто гово-
рят, что язык поэтов при всем своем несовершенстве больше
подходит для этой цели. Можно упомянуть здесь бессмертное
искусство трансцендентальных писателей и поэтов Хильдегарда
фон Бингена, Руми, Кабира, Мирабая, Омара Хайама, Калила
Джебрана, Рабиндраната Тагора, Щри Ауробиндо.
Следующее переживание из сеанса со 150 миллиграммами
кеталара (кетамина) соединяет элементы космического созна-
ния, отождествления с другими людьми и архетипического не-
бесного мира.
Я ощущал присутствие многих моих друзей, с которыми у меня
были общие интересы, ценности и взгляды на жизнь или цель в
жизни. Я не видел их, но каким-то экстрасенсорным образом вос-
принимал их присутствие. Мы осуществляли сложный процесс на-
хождения областей согласия и разногласии между нами, чтобы
элиминировать различия с помощью алхимической нейтрализации.
В какой-то момент мне показалось, что мы достигли этого и
стали совершенно единой сетью, единым существом с ясной це-
лью и без внутренних противоречий. В себе я назвал этот орга-
низм "космическим кораблем сознания". Мы начали движение,
сочетавшее пространственный полет с очень абстрактно представ-
ленной эволюцией сознания.
В предыдущем психоделическом сеансе я пережил и принял
философию "ндийского представления о Вселенной как лиле, Бо-
жественной игре. В этой космической игре в прятки на каком-то
уровне все уже познано и все уже произошло. Единственная зада-
ча человека - поднять покрывало невежества и уловить это. То,
что я переживал сейчас, было новым и волнующим. Истинная эво-
люция казалась реальной возможностью, и каждый из нас мог сы-
грать в этом важную роль. Эта эволюция вела к измерениям, кото-
рых я не сознавал в своей повседневной жизни и не видел в пре-
дыдущих необычных состояниях сознания
Движение становилось все быстрее, пока не достигло абсолют-
ного предела, чего-то вроде скорости света в эйнштейновской все-
ленной. Мы все чувствовали, что можно пробиться за эту грани-
цу, но результат был бы совершенно непредсказуемым и может
быть опасным. Наша группа бь.ла склонна к приключениям, так
что мы решили двигаться вперед и встретиться с Неведомым.
Когда предел был преодолен, переживания сдвинулись в изме-
рения, которые трудно описать. Вместо движения через простран-
ство наступило колоссальное расширение сознания. Время оста-
новилось, и мы вошли в состояние, которое я назвал бы созна-
нием янтаря. Внешним выражением этога состояния, где время
замораживается, можно считать то, что живые формы - растения
или насекомые - сохраняются в янтаре без изменений милли-
оны лет, как и сам янтарь - минерализованная органическая
смола.
Мы прошли процесс очишения, в котором из переживания
исключался всякий намек на органическую жизнь. Я понял, что
это состояние алмаза. Было важно, что алмаз - это чистый угле-
род, элемент, на котором основана жизнь, и что он возникает в
условиях крайних температур и огромного давления. Алмаз как
будто бы содержал всю информацию о жизни и природе в абсо-
лютно чистой и конденсированной форме, как всеобщий универ-
сальный компьютер.
Все остальные физические качества алмаза указывали на его
метафизическое значение - красота, прозрачность, блеск, твер-
дость, неизменность, способность разделять белый свет на бога-
тый спектр красок. Я начал понимать, почему тибетский буддизм
называется ваджраяной. Единственное, как я мог описать это со-
стояние предельного космического экстаза, - это назвать его
"алмазным сознанием". Здесь была сосредоточена вся творческая
энергия и разумность Вселенной как чистое сознание, существу-
щщее за пределами пространства и времени. Это было очень аб-
страктным, но содержало все формы и тайны творения..
Я плавал в этой энергии как безразмерная точка сознания, со-
вершенно растворившаяся, но поддерживавшая некоторое чувст-
во отдельной самотождественности. Я ощущал присутствие своих
друзей, совершивших со мной это путешествие. Они были бесфор-
менными, но явно присутствовали. Мы чувствовали, что достигли
состояния последнего свершения; мы достигли Источника и пос-
леднего предназначения, мы были так близко к Небу, как я толь-
ко мог себе представить.
м. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота
Опыт пустоты - наиболее загадочное и парадоксальное из
всех трансперсональных переживаний. Это эмпирическое отож-
дествление с первичной Пустотой, Ничто и Молчанием, которые
представляются последней колыбелью всего существования.
Будучи источником всего, она не может быть произведена из
чего-либо еще. Это несотворенное и невыразимое Высшее Тер-
мины "сверхкосмическая" и "метакосмическая", используемые
интеллигентными испытуемыми для описания этого пере-
живания, выражают тот факт, что эта Пустота как бы обьемлет
известный нам феноменальный космос и сверху, и снизу.
Пустота находится за пределами пространства и времени, за
пределами какого бы то ни было рода форм, любых полярностей
- света и тьмы, добра и зла, стабильности и движения, экстаза
и агонии. Ничто конкретное не существует в этом состоянии, но
ничто, являющееся частью существования, не кажется здесь
также и отсутствующим. Эта пустота, так сказать, беременна
всем существованием, поскольку содержит все в потенциальной
форме. Это переживание чем-то похоже на переживание меж-
звездного пространства и связано с понятием динамической
пустоты из квантово-релятивистской физики, хотя и находится
на гораздо более высоком метафизическом уровне.
Переживание Пустоты выходит также за пределы наших
обычных представлений о причинности. Люди, пережившие этот
опыт, принимают как само собой разумеющееся, что различные
формы феноменальных миров могут возникнуть из пустоты в
существовании без всякой видимой причины. Возможность, что
что-то происходит из ничего и исчезает без всяких следов, не
кажется здесь абсурдной, как в мире повседневного сознания.
На этом уровне опыта не возникает сомнения в том, что нечто
может произойти без какого бы то ни было прецедента, доста-
точной причины или начального импульса. Парадоксальные и за-
гадочные места буддийских текстов, где форма приравнивается
к пустоте, а пустота - к форме, внезапно становятся кристаль-
но ясными. Пустота беременна формой, а многочисленные фор-
мы на различных уровнях сушествования по существу пусты.
Психоидные трансперсональные переживания
Психоидные трансперсональные феномены обладают особыми
характеристиками. С одной стороны, это чисто субъективные
интрапсихические события; с другой - они значимым образом
связаны со специфическими физическими изменениями в обще-
принятой реальности, которые могут наблюдаться и даже изме-
ряться другими.
Термин "лсихоидные" указывает на то, что эти феномены
являются странными гибридами, находящимися в зоне между
сознанием и материей. К. Г. Юнг использовал этот термин по
отношению к определенным свойствам архетипов и к синхрони-
ческим событиям, соединяющим явления психики и элементы
материального мира (Jung, 1964); я позволил себе распростра-
нить его на другие типы феноменов, рассматриваемые в этой
главе.
Явления, описанные в предыдуших разделах, я неоднократ-
но наблюдал в психоделических и холотропных сеансах своих
пациентов и многие из них сам пережил в необычных состояни-
ях сознания. В отличие от этого, мой опыт психоидных феноме-
нов невелик, если не говорить о явлениях синхронии, постоянно
присутствующих в работе каждого исследователя необычных
состояний сознания. И все-таки, несмотря на всю спорность
психоидных явлений, я чувствую необходимость хотя бы вкрат-
це упомянуть о них. Есть ряд оснований для того, чтобы вклю-
чить их в общий очерк трансперсональных переживаний.
Во-первых, психоидные (парапсихические) феномены столь
часто описываются в мистической литературе разных культур
и времен, что это заслуживает серьезного внимания. Обычно
они обсуждаются в связи со многими другими типами транс-
персональных переживаний, существование которых подтвер-
ждается современными исследованиями сознания. Кроме того,
некоторые из них находят прямое подтверждение в юнговской
психологии, экспериментальной психиатрии и современной па-
рапсихологии. Наконец, научный климат постепенно все больше
изменяется в сторону непредвзятого отношения к этой области
исследований.
Основным препятствием для серьезного изучения парапси-
хических явлений было механистическое понимание сознания и
его отношения к материи, характерное для ньютоно-картези-
анской науки. Если считать, что сознание является случайным
продуктом материи и эпифеноменом по отношению к физио-