логическим процессам мозга, то существование таких явлений
невозможно и абсурдно. Однако современные представления
квантово-релятивистской физики, теории информации и теории
систем, биологии, танатологии, нейрофизиологии и психодели-
ческой психотерапии приводят к предположению, что разум и,
возможно, сознание являются неотъемлемыми свойствами при-
роды и космоса. В контексте нарождающейся новой научной
парадигмы существование различных психоидных явлений ка-
жется возможным и в некотором смысле правдоподобным. За-
дачей серьезного исследования остается непредвзятое научное
рассмотрение и теоретическое осмысление соответствующего
материала.
Некоторые аспекты психоидных событий могут рассматри-
ваться с точки зрения психологии, другие - исключительно с
точки зрения физики. Отношение этих двух составляющих за-
висит от типа феноменов, но различно также и в пределах од-
ного и того же типа. Даже для одного и того же события оно
часто зависит от обстоятельств и точки зрения участников. Во
многих случаях психоидные события настолько подвижны, что
допускают как психологическую, так и физическую интерпрета-
цию - в зависимости от подхода исследователей. Поразительно
частые отказы электронного оборудования, происходящие в кри-
тические моменты психоидных экспериментов, странные проис-
шествия, препятствующие фиксации наиболее убедительных
доказательств, двойственность различных сообщений в ис-
следованиях по НЛО можно привести здесь в качестве приме-
ров. Эта трудноуловимость, по-видимому, является внутренней
характеристикой психоидных событий, а не основанием для то-
го, чтобы сомневаться в их существовании.
Психоидные феномены можно разделить на три большие ка-
тегории. К первой относятся необычные синхронные явления,
связывающие различного рода трансперсональные пережи-
вания с физическими событиями феноменального мира. Здесь
сознание особым образом взаимодействует с миром материи,
создавая осмысленные гештальты. Однако при этом нет необ-
ходимости предполагать, что сознание активно вмешивается в
материальную реальность и создает в ней физические измене-
ния. Сами по себе материальные события остаются укоренен-
ными в ньютоновском мире, соответствуя принципу причины
и следствия и не противореча традиционно принимаемым ес-
тественным законам.
Ко второй категории относятся спонтанные парапсихичес-
кие события, в которых психологические процессы, по-види-
мому, влияют на физическую реальность, нарушая обязатель-
ные с точки зрения механистической науки законы. Однако
такие события происходят не в результате специфического со-
знательного намерения, даже если люди сознательно создают
контекст для их появления, как в случае специально ориенти-
рованных спортивных соревнований или во время спиритиче-
ских сеансов (физический медиумизм). Примерами парапсихи-
ческих событий такого рода могут служить стигматы, полтер-
гейст, НЛО, светимость тела святых и духовных учителей.
К третьей категории относятся случаи намеренного психоки-
неза, специфических и произвольных вмешательств в физичес-
кий мир психологическими средствами. Это различные формы
духовного целительства и ведовства, ритуалы примитивных ку-
льтур, вызывающие дождь или совершаемые для других подо-
бных прагматических целей, различные формы магии, произ-
вольный контроль над автономными функциями, сверхъестест-
венные силы (сиддхи) йогов, феномены транса, передвижение
объектов с помощью воли, гипноз на расстоянии, лабораторные
эекспериметы по психокинезу и др.
1. Синхронные связи межлу
сознанием и материей
Принцип синхронности как альтернативу линейной причин-
ности впервые описал К. Г. Юнг, назвав этим термином значи-
мые совпадения событий,.разделенных во времени и/или в про-
странстве (Jung, 1960). Синхронность может проявляться в
различных формах. Одни из них связывают людей и события в
различных местах, другие - во времени. Здесь я хочу сосредо-
точиться на наиболее интересной форме синхронности - связи
между интрапсихическими событиями определенного человека
(снами, спонтанными видениями, медитативными состояниями,
психоделическими феноменами или переживаниями близости
смерти) и физическими событиями его жизни.
Синхронные события такого рода могут быть связаны с лю-
быми формами трансперсональных переживаний и иногда с не-
которыми аспектами перинатального процесса. Один из приме-
ров самого Юнга - знаменитая история о редком золотокрылом
жуке, прилетевшем к нему на подоконник, когда он обсуждал
символизм египетского скарабея в сне пациента, сопротивляв-
шегося любым представлениям о трансперсональной сфере
(Jung, 1961). Я уже описывал важные синхронные события,
часто окружающие переживание прошлых воплощений. Дру-
гой типичный пример - часто встречающееся нагроможде-
ние опасных ситуаций, вызываемых другими людьми и внешни-
ми событиями, в жизни человека, который в своем внутрен-
нем исследовании подходит к переживанию смерти "эго". Как
только смерть "эго" пережита и начинается возрождение, эти
ситуации исчезают так же таинственно, как появились.
Если человек в переживании шаманскрго типа встретил ду-
ховного учителя в форме животного, то возможно, что это жи-
вотное начнет различным образом появляться в его жизни с
частотой, превышающей разумную вероятность. При встрече с
архетипическими образами Анимы, Анимуса, Старого Мудреца
или Страшной Матери-богини идеалъные примеры этих фигур
могут появиться в повседневной жизни. Многие люди отмеча-
ли, что, когда они самоотверженно отдаются делу, вдохновляе-
мому из трансперсональной области, происходят невероятные
синхронные события, которые облегчают работу.
Важно знать, что необычные синхронные события могут поя-
виться в жизни людей, которые начинают исследовать транспер-
сональную область. Традиционная психиатрия не различает ис-
тинную синхронность и психотическое видение мира. Любое со-
общение пациента о необычных совпадениях автоматически
воспринимается как иллюзия и рассматривается как психотиче-
ский симптом. Однако непредубежденный исследователь часто
вынужден признать, что в случае истинной синхронности сов-
падения выходят за пределы статистической вероятности.
Юнг понимал, что феномен синхронности несовместим с тра-
диционным научным мышлением. Его интересовало развитие
квантово-релятивистской физики и предлагаемого ею мировоз-
зрения. Альберт Эйнштейн при личной встрече поддержал юн-
говскую идею синхронности, подтвердив ее созвучие новому
мышлению в физике (Jung, 1973). Юнг также дружил с Вольф-
гангом Паули, одним из основателей квантовой физики; его эссе
о синхронности неоднократно публиковалось вместе с работой
Паули о роли архетипов в мышлении астронома Иоганна Кепле-
ра (Pauli, 1955). Синхронные явления в трансперсональной
психологии имеют нечто обшее с проблемами современной фи-
зики, связанными с теоремой Белла (BеII, 1966; С арга, 1982).
Я встречался со многими примечательными примерами
синхронности в своей психоделической и холотропной прак-
тике, а также в окружении покойного Свами Муктананды, гла-
вы линии сидха-йоги. Однако мне хочется привести здесь в ка-
честве примера необычную историю, рассказанную всемирно
известным мифологом Джозефом Кэмпбеллом на семинаре в
Эсаленском институте в ответ на вопрос о Юнге и непричин-
ных связях во Вселенной.
Я расскажу вам пример синхронности из моей собственной жи-
зни. Мы жили в Нью-Йорке, в квартире на четырнадцатом этаже
на углу Уоверли плейс и Шестой авеню. Меньше всего можно
ожидать увидеть в Нью-Йорке богомола. Богомол играет роль ге-
роя в фольклоре бушменов. Я читал книгу о мифологии бушме-
нов, про молящегося богомола. В комнате, где я находился, было
два окна; одно выходило на Шестую авеню, другое на Гудзон, и
в него я постоянно поглядывал. Окно на Шестую авеню я вряд
ли раскрыл 'ару раз за все время, пока мы там жили.
Итак, я читал про молящегося богомола - героя - и вдруг
мне захотелось открыть окно на Шестую авеню. Я открыл его,
посмотрел направо и увидел ползущего по стене богомола. Он
как раз дополз до подоконника! Он был вот такого (показывает)
размера. Он посмотрел на меня, и его лицо было похоже на лицо
бушмена. У меня по спине побежали мурашки. Вы можете ска-
зать, что это совпадение, но какова вероятность, чтобы нечто по-
добное произошло случайно?
2. Спонтанные психоидные события
а. Сверхнормальные физические явления
В духовной и мистической литературе всех времен можно
найти многочисленные описания ярких физических изменений
тела или кажущихся невозможными достижений людей в нео-
бычных состояниях сознания. Соматические изменения прости-
раются от стигматов, появляющихся во время экстатических
состояний, относительно которых существуют традиционные
объяснения, до таких крайностей, как свечение или даже спон-
танное. "возгорание" всего тела.
Многое кажется сверхъестественным в различных боевых
искусствах. Что-то происходит спонтанно, что-то требует кон-
центрации и целенаправленности и уже принадлежит к следу-
ющей категории. Майкл Мерфи и Реа Уайт в своей книге "Па-
рапсихологические аспекты слорта" (Murphy and White,
1978) собрали рассказы очевидцев о способностях атлетов, гра-
ничащих с невозможным и предполагающих участие парапси-