хологических механизмов. Мерфи с соавторами проводит так-
же в Эсаленском институте исследование по трансформации
тела - обширное исследование всех необычных проявлений
связи тела и психики, зафиксированных когда-либо в истории.
б. Спиритические феномены
и фиэический медиумизм
Другая группа явлений, принадлежащих к этой категории,
традиционно изучается парапсихологами. Нередко в "замках
с привидениями", домах и других местах люди испытывают
странные переживания, часто похожие друг на друга, хотя люди
не сговариваются и ничего заранее не знают о данном явлении.
В некоторых случаях одно и то же воспринимается одновремен-
но несколькими лицами. Иногда это сопровождается объектив-
но проверяемыми изменениями. Недавним примером подобно-
го явления может служить эпизод, описанный Юнгом в авто-
биографии (Jung, 1961). В определенный период своей жизни
он почувствовал присутствие в своем доме духов и стал слы-
шать их голоса. Это было подтверждено другими членами се-
мьи. Он согласился записать то, что они сообщали, и получи-
лась его знаменитая книга "Семь поучений мертвому" ("Septem
Sermones АЫ hfortuos") - гностический текст, подписанный
именем Василида (Jung, 1982).
Во время спиритических сеансов (Дж. Б. Райн называет это
физическим медиумизмом) их участники совместно слышат сту-
ки по полу и стенам, голоса, говорящие из ниоткуда, игру на
музыкальных инструментах, чувствуют прикосновения невиди-
мых рук, ощущают порывы холодного ветра. В некоторых случа-
ях это сопровождается появлением духов мертвых, сообщаю-
щих нечто присутствующим непосредственно или через медиу-
ма. В некоторых случаях имеет место телекинез и материали-
зация вещей, и люди поднимаются в воздух, в воздухе мате-
риализуются объекты, на стенах появляются письмена (так
называемые "аппорты").
Даже знаменитые медиумы вроде Эусапии Палладино попа-
дались на мошенничестве; обман и серьезное изучение стран-
ным образом соединяются в истории парапсихологии. Однако
трудно себе представить, чтобы так много внимания уделялось
сфере, в которой не было бы ничего реального. Ни в одной дру-
гой области не шельмовалось и не сбрасывалось со счетов так
много недвусмысленных свидетельств уважаемых людей. Сре-
ди исследователей, разделивших эту судьбу, люди высших на-
учных достижений, такие, как нобелевский лауреат в области
медицины и физиологии Чарльз Рише и сэр Оливер Лодж, член
Королевского общества Англии.
в. Повторяюшийся спонтанный
психокинез (полтергейст)
Повторяющийся спонтанный психокинез (ПСП), который
парапсихологи назвали немецким термином "полтергейст" (бук-
вально: "стучащий дух"), проявляется по-разному. Это может
быть передвижение и разрушение домашних вещей, бросание
грязи или камней, различные звуки (удары, стуки, поскребы-
вания, свист, пение, разговор) и даже телепортация, таинствен-
ное появление различных вещей в запертой комнате или исче-
зновение их из запертого помещения. Если физический медиу-
мизм в ярко выраженных формах сейчас встречается все реже,
то случаи полтергейста описываются и изучаются постоянно.
Наиболее развернутые исследования этого явления проводи-
лось в Германии под педантичным руководством всемирно из-
вестного парапсихолога Ганса Бендера. За последние 35 лет
его группа в Институте изучения границ психологии и психо-
гигиены во Фрейбурге рассмотрела 65 случаев и собрала при-
мечательные свидетельства этого явления. 0 некоторых из них
(наряду с материалом по телепатии, снам-предсказаниям, пси-
хокинетическому сгибанию металлических пластин, оккульт-
ной истории войны и НЛО) рассказано в книгах Ганса Бенде- "
ра (Bender, 1984 ab, 1985). Среди них наиболее известный со-
временный случай ПСП в Калифорнии - Оуклендский полтер-
гейст, изучавшийся Артуром Хастингсом (Hastings, 1978).
Считается, что явления полтергейета связаны с подавленны-
ми инстинктам подростков или умственно отсталых детей.
В качестве примера этой категории явлений я приведу рас-
сказ Ганса Бендера (Bender, 1984). Он особенно интересен
тем, что по меньшей мере сорок человек были непосредственны-
ми свидетелями феномена и его последствий, в том числе ква-
лифицированные техники, физики, врачи, психологи и полицей-
ские. Этот случай был также описан в газетах и показывался
по телевидению.
В конце ноября 1967 года в юридической фирме Адама в ба-
варском городе Розенхайм начали происходить странные события.
Лампы дневного света, висевшие на потолке в восьми футах над
полом, стали выключаться. Электрики обнаруживали, что они
оказывались повернутыми на 90 градусов от первоначального
положения. Сообщалось также о громких звуках, спонтанных
выключениях электричества, исчезновейии краски в копироваль-
ной машине. Четыре телефона (фирмы Сименса) часто звонили
одновременно, телефонные разговоры прерывались и терялась
связь. Оборудование регистрировало несуществующие телефон-
ные вызовы, а телефонные счета вышли за пределы всякой веро-
ятности. Кроме всего этого, начали двигаться картины, иногда
поворачиваясь на 360 градусов. Несколько ламп дневного света
упали с потолка, угрожая задеть людей, Электрики заменили ла-
мпы дневного света обычными, но они стали поворачиваться или
взрываться. Специально поставленное оборудование фиксировало
разряды до 50 А, во время которых защита не срабатывала и ток
не прерывался. I анс Бендер вызвал двух экспертов из мюнхенско-
го Институт'а плазмы, которые провели сложные осциллографиче-
ские измерения. Нарушения в электрическом оборудовании про-
должались, хотя были устранены все мыслимые физические при-
чины. Они были настолько серьезными, что фирма возбудила в
криминальной полиции дело против "неизвестного".
Ганс Бендер сумел обнаружить, что все это связано с девятна-
дцатилетней девушкой Аннемари Ш. "Аффективное поле" создава-
лось ее сильным эмоциональным интересом к боссу, специфичес-
кой ситуацией в бюро и необычайным интересом публики к этим
событиям. Все это внезапно прекратилось, как только Аннемари
перевели на другую работу. Интересно отметить один из резуль-
татов анализа физиков. Они пришли к заключению, что для того,
чтобы регистрировать телефонные звонки без механического
вращения циферблата, необходимо обладать определенными тел-
ническими знаниями и быть способным оценивать интервалы
времени порядка миллисекунд.
г. Неопознанные летаюшие обьекты
Последнее явление из этой категории, которое я хочу упо-
мянуть, это НЛО, называемые часто "летающими тарелками".
Я уже упоминал, что субъективный опыт видения физических
или метафизических космических кораблей, контакта с их эки-
пажами и даже личных встреч с инопланетянами часто встре-
чается в необычных состояниях сознания. Сейчас я останов-
люсь на тех случаях, когда субъективные сообщения сочетают-
ся с физическими подтверждениями. Есть основания полагать,
что заключения соответствующих проектов Воздушных Сил
США мотивированы политическими соображениями. То же от-
носится и к специальному комитету Университета штата Коло-
радо, пытавшемуся объяснить все физические события естест-
венными причинами, то есть утверждениями, что это воздуш-
ные шары, метеориты, птицы, блики света и проч.
Как и в случае парапсихических феноменов, многие расска-
зы об НЛО принадлежат психически устойчивым, хорошо об-
разованным, интеллигентным людям. Есть основания полагать,
что НЛО являются парапсихическими феноменами, в которых
различным образом сочетаются физические и психологические
про явления. Это затрудняет их изучение механической наукой,
стремящейся разделить материальное и психическое. Деталь-
ное обсуждение противоречивого материала по НЛО не вхо-
дит в наши задачи. Заинтересованный читатель может обратить-
ся к книге К. Г. Юнга "Летающие шарелки: современный
миф о вещах, видимых на небе" (Jung, 1964) и к работам
Жака Вале, посвятившего изучению феномена НЛО многие го-
ды (V аIIе е, 1965).
3. Намеренный психокинез
Намеренный психокинез можно определить как способность
влиять на материальную среду без физического вмешательства
тела (мышц и желез), посредством желания, чтобы происхо-
дили определенные события, или с помощью специальных дей-
ствий, не имеющих обычных причинно-следственных связей.
а. Церемониальная магия
Во многих древних и незападных культурах выполняются
сложные церемонии для вызывания дождя, получения хорошего
урожая, для успешной охоты и других практических целей.
Четыре оракула буддийской тибетской традиции, укорененной
в древней традиции Бон, считались способными управлять по-
годой. Многие другие формы магии веками описывались в ми-
стической и оккультной литературе. Какими бы странными ни
казались эти явления современному уму, воспитанному в тради-
циях материалистической науки, они заслуживают серьезного
внимания непредубежденных ученых. Есть все основания пола-
гать, что это парапсихологические явления, часто связанные
с соответствующими событиями в физическом мире. Невозмож-
но, чтобы такие процедуры, как целительные ритуалы или це-
ремонии вызывания дождя повторялись в течение веков, если
бы они не давали эффекта. Шаману было бы трудно сохранять
свою репутацию, если бы он постоянно терпел неудачи. Мы
сами были свидетелями многочасового дождя, последовавше-
го за церемонией, проведенной столетним шаманом Доном Хосе