Мацуа, мексиканским индейцем уичоли, во время двухлетней
засухи в Калифорнии. Тибетская культура известна своими до-
стижениями в изучении человеческой души и сознания, так что
репутация тибетских оракулов должна быть основана по край-
ней мере на ряде примечательных синхронностей и не может
быть объяснена просто суевериями и самообманом примитив-
ных людей.
б. Целительство и ведовство
Историческая и антропологическая литература содержит
множество сообщений о различных формах духовного целитель-
ства и ведовства, реализуемого отдельными индивидами и груп-
пами, и о сложных ритуалах такого рода. Исследования ант-
ропологов-медиков показали, что терапевтические результаты
целительских процедур и церемоний в таких системах, как сан-
терия, палерисмо и умбанда, среди групп латиноамерикан-
ских эмигрантов во многих случаях превосходят достижения
западной психиатрии и медицины. Пока неизвестно, относит-
ся ли это только к эмоцинальным и пси-хосоматическим рас-
стройствам или распостраняется и на определенные физичес-
кие заболевания. Исследование психоделических веществ по-
казало, что многие шаманы имеют в своем распоряжении сред-
ства, гораздо. более эффективные, чем словесные техники запад-
ной психотерапии. Работа парапсихологических хирургов Арриго
в Бразилии и Тони Агпоа и других на Филиппинах произвела
болъшое впечатление на таких исследователей с прекрасной
академической репутацией, как Уолтер Панке, Андрийа Пуха-
рич и Стэнли Криппнер.
в. Сиддхи
Литература об индийских йогах содержит бесчисленные со-
общения об их удивительной способности контролировать раз-
личные автономные функции тела: они могут останавливать
кровотечение, прекращать биение сердца, жить без пищи и да-
же без кислорода. Многие из этих сообщений, долго считав-
шиеся в научном мире фантастической чепухой, были подтвер-
ждены современными научными наблюдениями. Систематичес-
кие исследования этих явлений привели к развитию техники
биологической обратной связи, даюшей возможность обычным
людям добиться умения управлять деятельностью сердца, давле-
нием крови, температурой тела и другими автономными функ-
циями. Сообщения о тибетской лрактике туммо, приводящей за
короткое время к повышению температуры тела на несколько
градусов, были подтверждены медицинским исследованием Бен-
сона и Эпштейна, проведенным с разрешения и при поддержке
со стороны Далай-ламы (В е п я о п et. al., 1982),
Если вышеописанные явления можно объяснить в пределах
представлений западной медицины, то определенные сверхье-
стественные способности, или сиддхи, по-видимому, достигае-
мые некоторыми людьми посредством йогической духовной
практики, явно противоречат представлениям западной науки.
Сюда относятся сообщения о левитации, способности проеци-
ровать себя на большие расстояния, физически находитъся в
двух разных местах одновременно, материализовать и демате-
риализовать различные обьекты и даже собственное тело, Су-
ществование подобных феноменов нуждается в подтверждении
или отрицании будущими исследованиями. Однако в свете
новой научной парадигмы они не кажутся абсурдными и не-
возможными, какими казались механистической науке.
Еще один психоидный феномен - это способность людей в
состоянии транса выполнять то, что кажется физически невоз-
можным (например, ложиться голым телом на осколки стекла или
взбираться по лестнице из обнаженных лезвий). Многие дей-
ствия такого рода продолжают выполняться различными группа-
ми в различных частях света. Так, например, индонезийское
хождение по огню было недавно завезено в Калифорнию и бы-
стро вошло в моду, так что это делают тысячи людей. Незави-
симо от того, можно ли объяснить в рамках природных законов
хождение по углям с температурой 1400 градусов по Фаренгей-
ту, ясно, что наша культура напрасно отрицает существование
множества подобных явлений.
г. Лабораторный психокинез
Современные парапсихологи получили убедительные резуль-
таты в систематических лабораторных исследованиях психоки-
неза. Их методы развивались от простых экспериментов по бро-
санию,костей до сложных устройств, использующих генерацию
случайных чисел с помощью излучения электронов в радио-
активном распаде, современных средств электроники и компь-
ютеров. Они исследовали психокинез в отношении движущихся
мишеней вроде бросания жребия специальными машинами, эле-
ктрических часов, потока жидкостей и излучения электронов.
Значительные успехи были достигнуты при изучении психоки-
неза относительно более трудных статических мишеней. Пара-
психологические эксперименты с живыми мишенями включали
изучение лечения животных, психокинетического влияния на
рост растений и активность ферментов.
В Соединенных Штатах, Советском Союзе и других стра-
нах проводились систематические наблюдения людей, способ-
ных двигать обьекты без прикосновения к ним, проецировать
ментальные изображения на фотопленку, гипнотизировать лю-
дей на расстоянии, психокинетически сгибать металлические
пластины. Я отмечаю все это, оставляя выводы специалистам.
Заинтересованные читатели могут обратиться к работам Чарль-
за Тарта (Tart, 1975, 1977), Стэнли Криппнера (Кг! ppner,
1977, 1980), Джулс Ейзенбад (Eisenbud, 1967), Рассела Тарга
и Харольда Путхоффа (Targ and Puthoff, 1978), Тарга и Хэра-
ри (Targ and Н агагу, 1984) и Ганса Бендера (Bender, 1984
ab, 1985).
Философские проблемы, связанные
с трансперсональными переживаниями
Трансперсональные переживания обладают зачастую характе-
ристиками, заставляющими сомневаться в большинстве фун-
даметальных предпосылок материалистической науки и меха-
нистического мировоззрения. Исследователи, серьезно изучив-
шие и/или пережившие эти феномены, понимают, что попытки
традиционной психиатрии отвергать их как незначимые плоды
воображения или пустые фантазии, порождаемые патологичес-
кими процессами мозга, поверхностны и неуместны. Любое
непредвзятое изучение трансперсональной области психики
приводит к заключению, что эти наблюдения представляют
собой серьезный вызов ньютоно-картезианской парадигме за-
падной науки.
Хотя трансперсональные переживания и возникают в про-
цессе глубокого индивидуального самоисследования, их невоз-
можно интерпретировать как чисто интрапсихические явления
в общепринятом смысле слова. С одной стороны, они образу-
ют непрерывный эмпирический континуум с биографическими
и перинатальными переживаниями. С другой - они, по-види-
мому, непосредственно, без помощи органов чувств, подклю-
чаются к источникам ииформации, явно находящимся вне тра-
диционного доступа человека.
Люди, пережившие эпизоды пребывания в утробе или зача-
тия, элементы сознания тканей, органов или клеток, приобрета-
ют при этом точные с точки зрения медицины сведения относи-
тельно анатомии, физиологии и биохимии соответствующих
процессов. Переживания воспоминаний предков, опыта расо-
вого и коллективного бессознательного, прошлых воплощений
также часто содержат точные детали архитектуры, одежды, ору-
жия, искусства, социальной структуры и религиозной практи-
ки соответствующих культур и периодов или даже сведения о
конкретных исторических событиях. Люди, переживающие фи-
логенетические эпизоды или отождествление с существующими
формами жизни, находят их не только подлинными и убеди-
тельными, но также получают много сведений относительно
психологии животных, этологии, их специфических привычек
и особенностей репродуктивного цикла. В некоторых случаях
это сопровождается архаической мышечной иннервацией, не
характерной для человека, или даже такими сложными действи-
ями, как исполнение брачного танца.
Люди, переживающие эпизоды отождествления с растени-
ями или их частями, часто сообщают важные сведения о проис-
ходящих в них процессах - прорастании семян, фотосинтезе
в листьях, роли ауксина для роста, обмена воды и минералов
в корневой системе, об опылении. Часто встречается и убеди-
тельное чувство сознательного отождествления с неживой ма-
терией или неорганическими процессами - водой в океане,
огнем, молнией, деятельностью вулканов, ураганами; с золо-
том, алмазами, гранитом и даже со звездами, галактиками, ато-
мами и молекулами. Такого рода переживания тоже могут ино-
гда приносить точную информацию о различных природных
процессах.
Особая категория трансперсональных переживаний - те-
лепатия, парапсихологическая диагностика, ясновидение, яс-
нослышание, предвидение будущего, психометрия, внетелесные
переживания и другие случаи экстрасенсорного восприятия -
часто становится предметом внимания и даже эксперименталь-
ного исследования. Это единственный тип трансперсональных
феноменов, который обсуждается в академических кругах, хотя,
к сожалению, с немалой долей предубежденности. Парапсихо-
логические трансперсональные феномены представляют, разу-
меется, значительный теоретический интерес.
Если смотреть на вещи шире, то оснований для того, что-
бы выделять так называемые паранормальные феномены в осо-
бую категорию, наверное, нет. Поскольку многие другие типы
трансперсональных переживаний часто обеспечивают доступ
к новой информации о Вселенной посредством экстрасенсор-
ных каналов, признание трансперсональной сферы стирает или
делает весьма условной границу между психологией и парапси-