хологией.
Философские трудности еще более усугубляются тем, что
в необычных состояниях сознания отображение материально-
го мира переплетается с содержанием, которое с точки зрения
западного человека не принадлежит объективной реальности.
Можно упомянуть здесь юнговские архетипы - мир божеств,
демонов, демиургов, героев, наделенных сверхчеловеческими
способностями, и сложные мифологические, легендарные и
сказочные эпизоды. Однако даже такие переживания могут
давать точную информацию о религиозном символизме, фольк-
лоре и мифологических структурах в различных культурах, ра-
нее неизвестных человеку.
Существование и природа трансперсональных переживайий
нарушают некоторые наиболее фундаментальные предположе-
ния механической науки. Они требуют признания таких кажу-
щихся абсурдными представлений, как относительность и ус-
ловность всех физических границ, непространственные связи
Вселенной, коммуникация посредством неизвестных средств и
каналов, память без материального субстрата, нелинейность
времени, сознание, связанное со всеми живыми организмами,
в том числе с низшими животными, растениями, одноклеточ-
ными и вирусами, и даже неорганической материей.
Многие трансперсональные переживания включают недо-
ступные непосредственно органам чувств человека события
макрокосма и микрокосма или периодов, предшествующих воз-
никновению Солнечной системы, формированию Земли, по-
явлению живых организмов, развитию центральной нервной си-
стемы, появлению homo sapiens. Все это ясно указывает на
то, что каким-то необъяснимым пока образом сознание человека
содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем суще-
ствовании. Человек обладает потенциальным эмпирическим до-
ступом к любой ее части и в некотором смысле является всей
космической сетью, будучи одновременно ничтожно малой ее
частью, отдельным и незначимым биологическим существом.
Трансперсональные переживания занимают специальное ме-
сто в картографии человеческой психики. Уровень психоанали-
тических воспоминаний и индивидуального бессознательного
янляется чисто биографическим по своей природе. Перинаталь-
ная динамика представляет собой как бы пересечение границ
между личным и трансперсональным. Это отражается в ее глу-
бокой связи с рождением и смертью - началом и концом ин-
дивидуального человеческого существования. Трансперсональ-
ные феномены обнаруживают связи между индивидом и Кос-
мосом, которые пока выходят за пределы нашего понимания.
Можно лишь сказать, что в процессе развертывания перина-
тального уровня возникает странная, напоминающая ленту
Мебиуса петля, в которой глубокое самоисследование обора-
чивается эмпирическим постижением Вселенной в целом, вклю-
чая космическое сознание и сверхсознательную разумность.
Будучи совершенно несовместимыми с механистической на-
укой, трансперсональные переживания созвучны революцион-
ному развитию различных научных дисциплин, в котором воз-
никает новая научная парадигма. Среди дисциплин и понятий,
внесших свой вклад в это кардинальное изменение мировоззре-
ния, можно назвать квантово-релятивистскую физику (Сарга,
1975, 1982), астрофизику (Davis, 1983), кибернетику, теорию
информации и теорию систем (Bateson, 1972, 1979; Maturana
and Varel а, 1980; Varela, 1979), теорию морфического резо-
нанса (Sheldrake, 1981), пригожинскую теорию структур (Pri-
gogine and Stengers, 1984), бомовскую теорию холодвиже-
ния (Bohm, 1980), голографическую модель мозга (Pribram,
1971, 1977), янговскую теорию процесса (Young, 1976).
Вышеописанная картография внутренних пространств со-
вершенно необходима для любого серьезного подхода к таким
явлениям, как психоделмческие состояния, шаманизм, религия,
мистицизм, первобытные ритуалы, мифология, парапсихология,
танатология и психоз. Она представляет собой далеко не про-
сто обычный академический интерес, порождая революциони-
зирующие следствия для понимания психопатологии и предла-
гая новые терапевтические возможности, немыслимые в тради-
ционной психиатрии (Grof, 1985).
2. Новые перспективы в психотерапии и исследовании
внутреннего мира
Холотропный подход в психотерапии представляет собой зна-
чимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной
психологии, основанной на обмене словами между терапевтом
и пациентом. Слово "холотропный" буквально означает "стре-
мящийся к целостности" (от греч.: "holos" - целое и "trepe-
ine - движущийся в определенном направлении, направляю-
щийся). Основная философская предпосылка холотропной тера-
пии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет
и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных воз-
можностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отож-
дествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с
физическим телом и Эго. Такое ложное отождествление ведет
к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений обра-
зу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматичес-
кие расстройства психологической природы.
Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-
либо органической причины может указывать на то, что он до-
стиг критической точки, когда старый, основанный на ложных
предпосылках, способ существования в мире становится невы-
носимым. Такого рода срыв может произойти в определенной
ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отно-
шениях, профессиональной ориентации или в отношении ка-
ких-то определенных жизненных целей, - а может охватить
одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина сры-
ва приблизительно соответствуют масштабам невротических
или психотических проявлений. Возникающий кризис может
представлять собой определенную опасность для человека, но
также создает и значительные новые возможности.
Проявившийся симптом отражает усилие организма, стре-
мящегося освободиться от старого давления и травматических
впечатлейий и упростить свое функционирование. Вместе с тем
это одновременно и поиск собственной сушности, и тех измере-
ний бытия, которые связывают человека с космосом в целом,
делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных
условиях и правильной поддержке результатом этого процес-
са может быть радикальное разрешение проблем, психосома-
тическое излечение и эволюция сознания. Следовательно, этот
процесс можно рассматривать как потенциально благотворную,
спонтанную терапевтическую активность организма, которую
следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание приро-
ды психопатологии составляет фундаментальное кредо холотро-
пной терапии.
Основная цель эмпирических (то есть основанных на соб-
ственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в
том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энер-
гию, связанную в эмоциональных и психосоматических симп-
томах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток
опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессозна-
тельного до такой степени, что это приводит к необычным состо-
яниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной
психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий
использовался в шаманской и целительской практике многих
народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних
мистериях смерти и возрождения.
Для психотерапии, которая использует столь мощные сред-
ства воздействия на сознание, персоналистически и биографи-
чески ориентированные представления современной академи-
ческой психологии совершенно недостаточны и неудовлетво-
рительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии
становится ясным, что корни психопатологии простираются
значительно дальше событий раннего детства и выходят за
пределы индивидуального бессознательного. Эмпирическая пси-
хотерапевтическая работа раскрывает за традиционными био-
графическими корнями симптомов глубокие связи с внебиог-
рафическими областями души, такими, как элементы встречи
с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перина-
тального уровня, с широким спектром факторов трансперсо-
нальной природы.
Таким образом, узкие "биографические" представления в
отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь
мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффектив-
ная работа не может быть ограничена проработкой биографиче-
ских проблем. Представления о психике, используемые в холо-
тропной терапии, должны быть расширены за пределы биогра-
фического уровня, за пределы индивидуального бессознатель-
ного, должны включать перинатальные и трансперсональные
уровни.
Принципы холотропной терапии
Рассмотрим теперь основные принципы холотропной терапии,
Прежде всего, она признает терапевтические, трансформиру-
ющие и эволюционные возможности необычных состояний
сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека про-
являет спонтанную целительную деятельность, холотропная
терапия использует техники наведения необычных состояний
сознания. Это изменяет динамическое равновесие, поддержи-
вающее те или иные симптомы, преобразует их в поток нео-
бычного опыта и растворяет в этом процессе. Задача ассистиру-
ющих на сеансе состоит в том, чтобы поддерживать процесс
проживания пациентом своего опыта с полным доверием к его
целительной природе, не пытаясь изменить его.
Важно, чтобы терапевт поддерживал то, что разворачива-