Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 38 из 67)

ется в ходе сеанса, даже если он не понимает этого в данный

момент. Возможны мощные трансформирующие переживания,

вообще не имеющие никакого специфического содержания. Они

состоят из ряда интенсивных всплесков эмоций или физичес-

ких напряжений и последующих глубоких расслаблений или

успокоений. Часто прозрения или специфическое содержание

появляется позже, иногда даже на следующих сеансах. В не-

которых случаях разрешение происходит на биографическом

уровне, в других включает перинаталькый материал или раз-

личные трансперсональные темы. Нередко избавление от эмо-

циональных или психосоматических симптомов и устойчивые

трансформации личности оказываются связанными с пережи-

ваниями, вообще не поддающимися рациональному постиже-

нию, Я опишу одну такую ситуацию, имевшую место на семина-

ре в Эсаленском институте. Другие примеры необычных тера-

певтических эффектов можно найти в следующих raasax

Глэдис, участница одного из пятидневных семинаров, в течение

многих лет страдала приступами глубокой депрессии, сопровож-

давшейся интенсивной тревогой. Обычно она начиналась каждый

день после четырех часов утра и продолжалась несколько часов.

Ей приходилось собирать все свои силы, чтобы встречать каж-

дый новый день.

На сеанс холотропного дыхания Глэдис реагировала чрезвы-

чайной активизацией физической энергии, но, несмотря на интен-

сивную работу с телом в заключительном периоде, она не дости-

гла желаемого результата. Подобное бывает довольно редко, если

предпринимаются систематические действия, чтобы помочь инте-

грации в конце сеанса. На следующее утро ее депрессия прояви-

лась как обычно, но с еще большей отчетлквостью. Видя ее со-

стояние, мы решили изменить программу на утро и немедленно

поработать с ней.

Мы попросили ее лечь на пол в середине группы, дышать глу-

боко, отдаться потоку звучащей музыки и принять любые пере-

живания, которые могли возникнуть в этих обстоятельствах. В

течение пятидесяти минут Глэдис сотрясалась в конвульсиях,

громко кричала, как будто бы сражаясь с невидимыми врагами,

и проявляла иные признаки сильного психомоторного возбужде-

ния. Позже она рассказала, что в этой части сеанса она заново

переживала свое рождение.

Постепенно ее крики стали напоминать слова неизвестного нам

языка. Мы не высказывали своих суждений, старались не мешать

тому, чтобы звуки принимали именно такую форму, даже если

ей самой они казались бессмысленными. Через некоторое время

ее движения стали принимать определенный рисунок, и она ста-

ла с силой пропевать последовательность звуков, напоминавшую

своего рода молитву.

Воздействие этого пения на группу было необыкновенно силь-

ным. Не понимая слов и не зная того, что происходит внутри

Глэдис, большинство участников группы почувствовали себя

глубоко затронутыми и начали плакать. Когда Глэдис кончила

песню, она успокоилась и впала в состояние транса, в котором

оставалась более часа, совершенно не двигаясь. Позже, рассказы-

вая о том, что с ней было, она говорила, что чувствовала неодоли-

мую потребность делать то, что она делала. Она не понимала того,

что случилось, и не имела ни малейшего представления о том,

на каком языке она пела свою песню.

Аргентинский психоаналитик, присутствовавший в группе, ска-

зал, что Глэдис пела на чистом сефардском языке, который был

ему знаком. Этот язык, называемый также "ладино", является

смесью средневекового испанского с ивритом. Глэдис не была ев-

рейкой и не знала даже современного испанского. Она никогда

не слышала про существование такого языка

Буквальный перевод песни, которая так сильно подействова-

ла на группу, таков:. "Я страдаю и всегда буду страдать. Я плачу"

эпизод и то глубокое действие, которое он оказал на Глэдис, на-

всегда остался таинственным как для нее, так и для нас.

Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний

сознания и активизирования психики - это, без сомнения, ис-

полъзование психоделических препаратов. Однако здесь есть

и серьезные опасности. Это требует специальных предосторож-

вил. Я не буду в этом разделе обсуждать принципы психодели-

ческой терапии, отсылая заинтересованных читателей к моим

предыдущим публикациям, специально посвященным этой теме

(Grof, 1977, 1980, 1985). Здесь более уместно остановиться

на нефармакологических техниках, легко доступных всем, кто

захочет экспериментировать с ними, и не связанных со слож-

ными политическими, административными и юридическими

проблемами. Читатели, для которых параллели с психоделичес-

кой терапией все же очень важны, найдут в приложении к этой

книге краткий обзор важнейших психоделических веществ и

растений и их использования в ритуальной и психотерапевти-

ческой практике.

В течение последних десяти лет я и моя жена Кристина

создали нефармакологическую технику, которую мы называем

холономной интеграцией, или холотропной терапией Как уже

было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком

смысле слова) присуща многим различным подходам, в том

числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных

племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, неко-

торым видам гипноза, психоделической психотерапии, другим

эмпирическим психотерапиям и различным духовным практи-

кам. Однако я буду понимать под этим термином наши психо-

терапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыха-

ние, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправ-

ленную работу с телом. Далее будут описаны элементы этого

процесса.

Терапевтические эффекты

интенсивного дыхания (пневмокатарсис)

В течение многих веков было известно, что глубокие изменения

сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих

на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в

древних и незападных культурах, охватывают широкий диапа-

зон возможностей - от грубых вмешательств в дыхание до тон-

ких и сложных упражнений, существующих в различных духов-

ных традициях. Например, первоначальная форма крещения,

практиковавшаяся ессеями, состояла в насильственном погру-

жении инициируемого в воду, что, как правило, приводило че-

ловека на грань смерти от удушья. Эта грубая процедура таким

образом вызывала убедительное переживание смерти и рожде-

ния, лишь отдаленным отголоском чего является современная

процедура обрызгивания водой и произнесения молитвы. В дру-

гих школах неофиты подвергались окуриванию дымом до полу-

смерти, удушению, у них пережималась сонная артерия. Глу-

бокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими край-

ностями в отношении дыхания - интенсивным дыханием и

длительным лишением дыхания, или сочетанием того и друго-

го. Сложные и развернутые методы такого рода можно найти

в древнеиндийской науке дыхания - пранаяме.

Специфические техники, включающие интенсивное дыха-

ние, равно как и его задержку, входят в различные упражне-

ния кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфий-

ских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и

т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном

внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают

важное место в дзен-буддизме школы Сото и в некоторых да-

осских и христианских практиках. Косвенным образом на ритм

дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов, как

обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка, эскимо-

сов-инуитов, пение киртан, бханджан или суфийских песен.

Мы испробовали в наших месячных семинарах в Эсаленс-

ком институте различные техники изменения дыхания, ви4тые

нами как из духовных традиций, так и из различных направле-

ний гуманистической психотерапии. Из всего этого мы выбра-

ли простое увеличение частоты дыхания. Мы пришли к выводу,

что специфические техники дыхания менее важны, чем просто

тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,

полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом

внутри него. Стратегия холотропной терапии состоит в том, 'что-

бы доверять внутренней мудрости тела. Человеку рекомендует-

ся прислушиваться к внутренним ключам организма, а не следо-

вать некой внешней концептуальной схеме

Мы многократно убеждались в справеднивости наблюдений

Вильгельма Райха, что психологические сопротивления и защи-

ты используют механизм ограничения дыхания. Дыхание зани-

мает особое место среди физиологических функций тела. Это

автономная (непроизвольная) функция, но она также легко под-

дается сознательному управлению. Увеличение частоты и глуби-

ны дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты

и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного (и

сверхсознательного) материала. Человеку, не пережившему это-

го процесса или не бывшему его свидетелем, трудно поверить,

насколько мощной и эффективной может быть эта техника.

То, что происходит во время терапевтического сеанса, ис-

пользующего интенсивное дыхание, очень различно у разных

людей и может быть описано в самых общих терминах или ста-

тистически. В некоторых случаях длительное интенсивное ды-

хание ведет к возрастающей релаксации, чувству расщирения

и благополучия, к видению света. Человек может быть испол-

нен чувства любви и мистической связи с другими людьми, при-

родой, всем космосом, с Богом. Во время подготовки к сеансу

надо оговорить, что переживания такого рода в высшей степени

целительны их следует поощрять и поддерживать.