Удивительно, но многие люди западной культуры из-за вли-
яния протестантской этики или по иным причинам испытыва-
ют трудности в принятии экстатического опыта, если только ему
не предшествуют тяжкие страдания или непосильный труд, да
даже и при этом условии. Они полагают, что не заслуживают
этих экстатических переживаний, и реагируют на них чувством
вины. Если эта проблема выяснена и человек готов принять свой
опыт, сеанс может проходить от начала до конца без малейше-
го вмешательства терапевта и быть чрезвычайно благотворным
и продуктивным. Вероятность такого мягкого протекания воз-
растает по мере увеличения числа холотропных сеансов.
Однако в большинстве случаев интенсивное дыхание пона-
чалу приносит более или менее драматические переживания
в форме интенсивных эмоций или психосоматических проявле-
ний. Прежде чем говорить об использовании дыхания в терапе-
втических целях, представляется необходимым особенно для
читателей с медицинским образованием, рассмотреть вкратце
некоторые предрассудки относительно интенсивного дыхания,
глубоко укоренившиеся в медицинских кругах на Западе. Уче-
бники по физиологии дыхания описывают так называемый ги-
первентиляционный синдром - якобы стандартную и обяза-
тельную физиологическую реакцию на быстрое дыхание. В
этот синдром входит знаменитый карпопедальный спазм - те-
танические (столбнячные) судороги рук и ног.
Симптомы гипервентиляционного синдрома рассматривают-
ся обычно в контексте патологии и объясняются биохимичес-
кими изменениями в составе крови - увеличением щелочно-
сти и уменьшением ионизации кальция. Хорошо известно, что
у определенных психиатрических пациентов развиваются спон-
танные эпизоды гипервентиляции с драматическими эмоцио-
нальными и психосоматическими проявлениями; особенно отли-
чаются этим истерические пациенты. Обычно в таких случаях
назначают транквилизаторы, внутривенные вливания кальция
и бумажную маску на лицо.
К настоящему времени мы провели дыхательные сессии с
многими тысячами людей и пришли к выводу, что такое чисто
физиологическое понимание действия интенсивного дыхания
не верно. Существует много людей, для которых даже весьма
значительное интенсивное дыхание в течение долгого време-
ни не ведет к классическому гипервентиляционному синдро-
му, а обеспечивает все большую релаксацию, интенсивные сек-
суальные чувства или даже мистические переживания. У других
возникают напряжения в различных частях тела, но в конфи-
гурациях, совершенно не похожих на карпопедальный спазм.
Более того, продолжение интенсивного дыхания ведет не к уве-
личению этих напряжений, а к их кульминации, за которой сле-
дует глубокая релаксация. Эта последовательность по своей
структуре напоминает динамику сек"уального оргазма
Кроме того, при продолжении холотропных сеансов сущест-
вует тенденция последовательного уменьшения общего объема
мышечных напряжений и неприятньт эмоций. По-видимому,
организм реагирует на изменяющуюся биохимическую ситуа-
цию тем, что выносит на поверхность, более или менее стерео-
типным образом, различные старые, глубоко укоренившиеся
напряжекия и дает им периферическую разрядку. Это высво-
бождение связанных энергий в течение холотропных сессий
может происходить двумя способами.
В первом случае это катарсис, или отреагирование, заключа-
ющееся в дерганье, дрожании, резких движениях тела, каш-
ле, рвоте, криках и других горловых проявлениях или в возра-
стающей активности автономной нервной системы. Этот меха-
низм хорошо известен в психиатрии со времен публикации
Зигмундом Фрейдом и Йозефом Брейером их исследования ис-
терии В традиционной психиатрии таким способом лечат трав-
матические эмоциональные неврозы, и этот путь часто приме-
няется в новых направлениях эмпирической психотерапии -
неорайхианстве, гештальт-терапии, терапии "первичным кри-
ком". Если дело не ограничивается биографическим уровнем
и есть возможность перейти на перинатальный и трансперсо-
нальный, то это эффективный психотерапевтический механизм
для снятия эмоциональных и психосоматических напряжений,
Второй механизм представляет собой нечто новое в психи-
атрии и психотерапии и, по-видимому, является в некотором
отношении даже более эффективным. Здесь глубокое напря-
жение выходи" на поверхность в виде длительного мышечного
напряжения или спазмов Поддерживая в течение продолжи-
тельного времени такое мышечное напряжение, организм по-
требляет огромное количество связанной энергии и затем уп-
рощает свое функционирование, освобождаясь от нее.
Эти два механизма имеют свои параллели в спортивной
физиологии, где хорошо известно, что можно совершить рабо-
ту тренировки мышц одним из двух способов - изотоничес-
ким и изометрическим. Как показывает сам термин, во время
изотонических упражнений напряжение мышцы остается пос-
тоянным, в то время как ее длина меняется; в изометрических
упражнениях напряжение мышцы меняется, в то время как дли-
на остается постоянной. Примером изотонической активности
может служить бокс, тогда как поднятие тяжестей - изометри-
ческая деятельность. Несмотря на некоторое различие, эти два
механизма имеют много общего, и в холотропной терапии они
эффективно дополняют друг друга.
Типичный результат хорошего холотропного сеанса - глу-
бокое эмоциональное облегчение и физическое расслабление;
многие люди рассказывали, что чувствовали себя при этом бо-
лее расслабленно, чем когда-либо раньше, продолжающееся в
течение сеанса интенсивное дыхание оказывается таким обра-
зом чрезвычайно мощным и эффективным средством уменьше-
ния стресса и ведет к эмоциональному и психосоматическому
здоровью. Спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психи-
атрических пациентов можьо рассматривать как попытки само-
лечения организма. Подобное понимание можно найти в литера-
туре по духовным проблемам. В сиддха-йоге и кундалини-йоге
намеренное интенсивное дыхание (бхастрика) используется
в качестве одной из медитативных техник, а эпизоды быстрого
дыхания, называемые "крийа", часто возникают спонтанно как
одно из проявлений Шакти, или активизированной энергии кун-
далини. Эти наблюдения указывают, что спонтанные эпизоды
быстрого дыхания, возникающие у психиатрических пациентов,
следует скорее поддерживать, чем подавлять любыми средства-
ми.
Протекание холотропных сессий значительно различается
не только у разных людей, но и у одного и того же человека.
Как я уже упоминал, в некоторых случаях сессия может от
начала до конца проходить без каких-либо эмоциональных или
психосоматических трудностей. Однако в большинстве случа-
ев интенсивное дыхание поначалу приводит к более или менее
драматическим событиям. Спустя некоторое время у разных
людей по-разному возникают сильные эмоции и развиваются
стереотипные блоки так называемого мышечного панциря.
Эмоции, возникающие в этом контексте, могут быть весь-
ма разнообразными. Это может быть гнев и агрессия, тревога,
печаль и угнетенность, чувство неудачи и неполноценности, ви-
ны и. отвращения и т. п. Физические проявления могут состоять
в мышечном напряжении, головных болях и болях в других
частях тела, тошноте, рвоте, удушье, усиленном слюноотделе-
нии, потении, сексуальном возбуждении и самых различных
движениях.
Некоторые люди остаются совершенно спокойными и непо-
движными. У них могут возникать глубокие переживания, но
внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они
спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигатель-
ную активность, их трясет и скручивает, они крутятся, вертят-
ся, принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, с уси-
лием проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут
себя как новорожденные. Часто имеют место движения, напоми-
нающие ползание, плавание, толкание, карабкание. Возможны
богатые акустические проявления, в том числе вздохи, рыдания,
плач, крики, детский лепет, бормотание, спонтанное пение,
глоссолалия и широкий спектр звукоподражаний животным.
Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утончен-
ными, сложными, дифференцированными и весьма специфичес-
кими. Сюда относятся, например, движения, напоминающие
ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих, сопровож-
дающиеся соответствующими звуками. Иногда люди спонтан-
но принимают какую-нибудь йогическую позу (асану) или осу-
ществляют соответствующий жест (мудры), не будучи знако-
мыми е ними в обычном состоянии. Временами автоматические
движения и/или звуки напоминают ритуальные танцы или
другие ритуальные действия из различных культур - шамай-
ское пение, яванские танцы, балийское обезьянье пение, сим-
волические движения индийских школ танца Катакали или Ма-
нипури, горловой музыки эскимосов-инуитов, тибетского или
монгольского многоголосного (исполняемого одним человеком)
пения, японского Кабуки.
Физические напряжения во время дыхания, как правило,
возникают в определенных частях тела. Не будучи простыми
физиологическими реакциями на интенсивное дыхание, они
имеют сложную психосоматическую структуру. Они различны
у разных людей и обычно имеют для каждого человека специ-
фическое психологическое значение. Иногда они являются
усиленным вариантом напряжений и болей, известных чело-
веку по его повседневной жизни, или хронической проблемой,