Смекни!
smekni.com

Станислав Гроф "Путешествие в поисках себя" (стр. 41 из 67)

ных вмешательств сразу после рождения. Частым источником

проблем в этой области являются различные переживания из

прошлых воплощений - удушье, повешение и прочее. На бо-

лее тонком уровне встречаются также конфликты, связанные

с выражением словесной агрессии. В крайних случаях подавля-

емая словесная агрессия ведет к заиканию.

Далее идет сердечный центр - анахата-чакра, - тради-

ционно связываемый с чувствами любви, сострадания, с ду-

ховным рождением. Человек, имеющий значительные блоки в

этой области, может испытать во время дыхательной сессии

сжатие в груди, нередко также проблемы, связанные с серд-

цем. Это ощущается так, будто стальной обруч сжимает груд-

ную клетку. Чаще всего это связано с воспоминаниями о ситу-

ациях, в которых возникали препятствия в общении с другими

людьми. Для одних это первичные трудности в эмоциональном

выражении, для других - невозможность принять эмоции дру-

гих или же то и другое вместе.

Когда после временной интенсификации эти блоки освобож-

даются, человек внезапно чувствует себя исполненным любви

и света, эмоционально свободным и благорасположенным. Он

переполняется теплыми чувствами и глубоко принимает дру-

гих людей, даже посторонних (см. отчет о сеансе на c.129), Это

сопровождается ощущением свободного протекания эмоций и

энергий и чувством непосредственности и сопричастности.

Может переживаться такая же глубокая связь с животными,

со всей природой, со всем космосом. Некоторые люди рас-

сказывают при этом, что до сих пор они жили как бы под стек-

лянным колпаком или за пленкой, которая отделяла их от мира.

Такой опыт раскрытия сердечной чакры может быть в высшей

степени целительным и оказать глубокое воздействие на жизнь

человека; как правило, эти переживания имеют также духов-

ное и мистическое измерение.

Блокировка центра в районе пупка, мпнипура-чакры, про-

является во время дыхательных сеансов как напряжение, спаз-

мы и боль в соответствующей области. Обычно это бывает свя-

зано с честолюбием, самоутверждением, конкуренцией и проб-

лемами самооценки. Это могут быть переходы между чувством

неполноценности, неадекватности и детской беспомощности,

с одной стороны, и компенсирующими фантазиями величия,

нереальных запросов и диктаторских замашек - с другой. Та-

кое сочетание чувства неполноценности и стремления к вла-

сти - центральная тема индивидуальной психологии Альфре-

да Адлера. На биографическом уровне этому могут соответство-

вать пережитые в детстве угрозы безопасности, удовлетворению

или даже жизни. Однако чаще источником этих проблем ока-

зывается травма биологического рождения, особенно сложно-

сти, касающиеся пуповины, - ее пережимание, растягивание

и разрыв при отделении от матери. В этой области также час-

то встречаются связи с травматическими воспоминаниями из

прошлых жизней.

Сексуальный центр, свадхистана-чакра, расположен ниже

пупка. Блокировка в этой области проявляется во время дыха-

тельного сеанса при интенсивном сексуальном возбуждении и

различных болях и напряжениях в тазовой области. Как следует

из самого названия этой чакры, основные проблемы, вызываю-

щие блокировку в этой области, имеют сексуальную природу.

Это могут быть травматические психосексуальные воспомина-

ния биографического характера, лежащие в основе таких труд-

ностей, как неспособность к эрекции или к ее поддержанию,

фригидность, сатиризм, нимфомания, садомазохистические тен-

денции, а у женщин также менструальные боли. Здесь, однако,

также есть типичные связи с биологическим рождением (сек-

суальный аспект БПМ-III), а также архетипическими темами

и воспоминаниями о прошлых жизнях.

Наконец, нижний, корневой центр, муладхара-чакра, име-

ет прежде всего определенные анальные связи. Блокировки в

этой области связаны с анальными спазмами, болями и поте-

рей контроля над анальным сфинктером (метеоризм и дефека-

ция), Типичный биографический материал, который выходит

здесь на поверхность, - детские колики, болезненные клиз-

мы, трудности при обучении туалету. Это часто происходит у

людей, склонных к одержимой деятельности, скрытым или про-

явленным гомосексуальным тенденциям, ригидным системам

защиты или чрезмерному страху потерять контроль над собой.

Сюда же относятся такие трудности, как судорожная диаррея

или запоры, язвы, колиты, а на более тонком уровне - труд-

ности в обращении с деньгами.

Кроме напряжений в руках, ногах и вышеописанных обла-

стях чакр, спазмы и блокировки могут возникать в шее, в жи-

воте, в длинных мышцах спины, в пояснице и ягодицах. Они

могут появиться как по отдельности, так и в сочетании с блоки--

ровками в чакрах. Они связаны с различными проблемами и

трудностями биографического, перинатального и трансперсо-

нального характера.

В типичном дыхательном сеансе напряжения и блокироа-

ки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного ды-

хания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pac

слабления. Это не зависит от того, какова природа проблемы

и где расположено напряжение. Возможно только одно исклю-

чение - горловая чакра. Здесь интенсификация напряжения

может привести к такой степени сжатия горла, что это начнет

мешать реальному дыханию. В этом случае рекомендуется пе-

рейти к технике отреагирования, что поможет освободить горло

и даст возможность продолжать сеанс. Отреагирование, как

правило, означает усиление того, что и так происходит: это мо-

жет быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Чело-

веку рекомендуется усилить все подобного рода проявления и

продолжать их, пока дыхание не освободиться, после чего мо-

жно вернуться к интенсивному дыханию как основному средст-

ву продолжения процесса. Позже, если дыхание не приносит

полного разрешения в других областях, терапевт применяет тот

же прием отреагирования. Возможности вмешательства тера-

певта в заключительной фазе сеанса будут описаны далее.

Терапевтические возможности музыки

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний

сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специ-

альная, соответствующая этим состояниям музыка. Так же как

и контролируемое дыхание, музыка и другие формы звуковой

технологии в течение тысячелетий использовалась как мощное

средство изменения сознания. С незапамятных времен моно-

тонное пение и барабанный бой использовались шаманами в

различных частях мира. Многие незападные культуры независи-

мо друг от друга создали ритмические рисунки, которые в неда-

вних лабораторных экспериментах проявили способность за-

метно воздействовать на физиологическую ацтивность мозга,

что отражается в изменениях ЭЭГ (Nейег, 1961, 1962). Архивы

по культурной антропологии содержат бесчисленные примеры

вызывающей транс инструментальной музыки, пения и танцев.

Во многих культурах сложная звуковая технология специфи-

чески использовалась в ритуалах исцеления. Соответствующие

ритуалы индейцев навахо, исполняемые специально обученными

певцами, по своей сложности могут быть сопоставлены с парти-

турами вагнеровских опер. Трансовые танцы африканских буш-

менов обладают необыкновенной лечебной силой, что было

зафиксировано многочисленными антропологическими наблю-

дениями и фильмами (Lee and DeVore, 1976; Katz, 1976). Те-

рапевтические возможности синкретических ритуалов южно-

американских племен и племен Карибского бассейна, вроде

кубинской сантерии или бразильской умбанды, зафиксирова-

ны многими профессионалами из этих стран с европейским об-

разованием. В европейской традиции примечательные случаи

эмоционального и психосоматического излечения происходи-

ли на собраниях экстатических христианских сект, использо-

вавших трансовые танцы, пение и музыку, например, южных

черных баптистов, евангелистов, пятидесятников и Людей Свя-

того Духа.

Многие значительные духовные традиции создавали звуко-

вую технологию, которая не только могла вызывать общее со-

стояние транса, но и более специфически воздействовала на

сознание. Сюда прежде всего нужно отнести тибетское много-

голосное исполняемое одним человеком пение, священные пес-

нопения различных суфийских орденов, индийские бхаджаны

и киртаны, в частности древнее искусство нада-йоги, путь

к единству посредством звука. Индийское пение постулирует

специфическую связь между тонами определенной частоты и

отдельными чпкрами. Систематически используя это знание,

можно влиять на состояние сознания предсказуемым и жела-

тельным образом. Это лишь немногие примеры широкого ис-

пользования музыки в ритуальной практике, целительстве и ду-

ховных традициях. Читатель, интересующийся более подробно

влиянием музыки на человеческую психику, может обратить-

ся к специальной литературе (Hamel, 1976; Berendt, 1985).

Мы систематически использовали музыку в программе пси-

ходелической терапии в Мэрилендском центре психиатричес-

ких исследований (штат Балтимор), и убедились в ее огромных

психотерапевтических возможностях. В необычных состояниях

сознания музыка может выполнять ряд различных функций

Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их дос-

тупными для выражения, она интенсифицирует и углубляет

процесс, она создает значимый контекст переживаний. Посто-

янный поток музыки создает несущую волну, помогающую

человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодо-